Туристический тамбов
АФИША
Русский авангард. XX век. Живопись, графика
выставка

Русский авангард. XX век. Живопись, графика

Время: 10.00, 21 мая - 24 июля
Место: Тамбовский краеведческий музей
Цена билета: -
Описание: Выставка «Русский авангард. XX век. Живопись, графика» из собрания литературно-художественного музея Сергея Денисова представляет произведения русских художников, как знаменитых, так и мало известных широкой публике, но ярких и талантливых, со своим особым видением и чувствованием реальности, которые получили признание прежде на зарубежных выставках и только лишь на склоне лет или после смерти на родине. Выставка знакомит с произведениями выдающихся представителей русского авангарда, таких как Сергей Архипов, Давид Бурлюк, Иосиф Левин, Валентин Окороков, Лев Кропивницкий, Дмитрий Краснопевцев, Юрий Васильев (МОН) и др.

Жизнь и творчество живописца, графика, символиста Сергея Архипова, «человека, пережившего две войны и три революции, имевшего право предсказывать будущее» простирались практически на все XX столетие. В 1920-е годы Архипов писал так, как не писал ещё Пикассо. Многие западные искусствоведы, аукционисты определили произведения мастера как лучшие работы русского символизма. Он был одним из первых иллюстраторов «Мастера и Маргариты». Художник интуитивно почувствовал и стилистику древнерусского книжного памятника «Слово о полку Игореве», создал один из своих шедевров – рукописную книгу.

На выставке «Русский авангард. XX век. Живопись, графика» представлены графические работы Архипова 1900-х годов как начало творческого пути («Плаха», «Троица»), и «Голгофа» – завершение жизненного пути мастера. Посетителю впервые предоставляется возможность увидеть работу раннего Окорокова «Скрытый лик», который в своём творчестве создавал тончайшие цветовые композиции почти мистической глубины – переливающиеся и вибрирующие. На выставке представлены живописные и графические произведения «отца русского футуризма» Давида Бурлюка, его автографы, письма, личные вещи. Проучившись в Тамбовской гимназии три полных учебных года, Давид Давидович до последних дней своей жизни сохранил самые теплые чувства к Тамбову, реке Цне: «Мои 3 года в Тамбове – на реке Цне под звон колоколов Тихона Задонского». С Тамбовом была связана не только юность поэта и художника. Здесь, в Кирсановском уезде, служил управляющим имением его отец Давид Федорович, агроном по образованию. С Давидом Федоровичем в имении жили его жена Людмила Иосифовна, младшие братья и сёстры Давида Давидовича. Спустя годы Давид Давидович приезжал в Тамбовскую губернию с вполне конкретной целью – свататься. Жена поэта, Мария Никифоровна, была тамбовчанкой. Портреты жены – особая тема в творчестве художника. В экспозицию выставки включены портреты Маруси, знакомых и друзей Давида Бурлюка, пейзажи Лонг-Айленда. Прожив большую часть жизни (45 лет) в Америке, приняв в 1930 году гражданство США, он так и не стал американцем. На протяжении всей своей жизни в эмиграции Давид Бурлюк стремился установить контакты с Родиной. Впервые в Советском Союзе он побывал в 1956 году. Тогда и началась его дружба с тамбовским коллекционером Н.А. Никифоровым (1914–2003), которого Бурлюк называл своим духовным сыном. Давид Бурлюк познакомил Н.А. Никифорова с Иосифом Левиным, профессиональным художником, скульптором, писателем и публицистом. Завязалась переписка, которая связала этих замечательных людей на долгие годы. В 1962 г. из Нью-Йорка в Тамбов И. Левин выслал Н.А. Никифорову свою книгу со своими же рисунками. В постскриптуме приписал: «В своё время я встречался с Маяковским, Бурлюком и др. писателями». В последующих письмах рассказывал о дружбе с С.А. Есениным. И. Левин регулярно присылал в Тамбов своеобразные творческие отчёты о проделанной работе. Так, 15 мая 1975 г. писал Никифорову: «Скоро получу цветные снимки с моих холстов «Космического реализма» и отошлю их вам. По этим снимкам вы можете судить о работе, которую я проделал, сам себе дивлюсь, и которая успешно продолжается. Похоже, на старости я сызнова живу, хотя и болею, но старости говорю, когда она стучится в дверь: «Меня дома нет!» «Космический реализм» или сюрконсьянсилизм (сверхчувственная живопись) – направление в искусстве, которое, как и сам термин, создал Иосиф Левин. Кроме сотен фотографий своих картин и скульптур, Левин присылал и подлинники своих живописных произведений, передавал их Н.А. Никифорову при их личных встречах в Москве, без всякой надежды на то, что его авангард когда-либо оценят на родине и в полюбившемся ему Тамбове, в котором он так никогда и не побывал: «Я на берегу Гудзона, а мысли в Тамбове…».

На выставке «Русский авангард. XX век. Живопись, графика» зрителю предоставлена возможность увидеть «сверхчувственную живопись» Иосифа Левин. Трагический излом, который произошёл в истории русского искусства ХХ века, обозначил временной разрыв в несколько десятилетий между первым и вторым авангардом, что чрезвычайно жёстко обострило проблему преемственности в художественной среде. Лишь немногие из уцелевших классиков «левого» искусства для последующих поколений художников явились неоспоримым доказательством, что русский авангард, уничтоженный или упрятанный в провинциальные запасники, продолжал своё существование в странах Европы и Америки, на нелегальных, а зачастую однодневных выставках в Москве и немногих городах Советского Союза. Участники скандальных выставок в Манеже, «Бульдозерной» и «Измайловской», противостояли официальной художественной и политической доктрине СССР, создали свой собственный стиль, исполненный четко выраженной знаковости, метафоричности и драматизма.

Творчество художников-нонконформистов 1950–1970-х годов представлено в экспозиции графическими произведениями корифеев русского авангарда второй волны – Оскара Рабина, Валентины и Льва Кропивницких, Дмитрия Краснопевцева, Юрия Васильева, Ярослава Манухина.
Адрес:  Тамбов, Державинская 3
Телефон: +7 (4752) 72-63-13