Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Дорожный ад Тамбова 27.04.2011

Дорожный ад Тамбова

    Каждый день сотни автомобилистов пытаются штурмовать остатки дороги по улице Ипподромной. Какие виртуозные виражи они выделывают, объезжая ямы и выбоины. Как пытаются уберечь свои диски и шины от неминуемого убийства при проезде этой территории!
    Долгие годы дорога просится на капитальный ремонт, но водителям остается только сбрасывать скорость, повышать внимание и обеспечивать безопасный проезд, как учили в автошколе. Невольно напрашивается вопрос: почему они должны в прямом смысле убивать свои автомобили?





    И такой «танкодром», причем круглосуточный, а самое главное – абсолютно бесплатный, наблюдается и на других дорогах города. В частности, на улице Монтажников такие же «дорожные капканы», расставленные в шахматном порядке, ждут свои будущие жертвы.




    Когда я начала фотографировать тамбовские дороги, то поняла, что "дорожное полотно" - это не подходящее слово. Гораздо более подходит - "дорожный ад". Вся дорога - одна сплошная яма.
    В ходе проведенного опроса среди тамбовских водителей был составлен рейтинг самых плохих дорог в городе. В такой «черный список» попали улицы Ипподромная, Елецкая, Пролетарская, Монтажников, Октябрьская, Бастионная, Никифоровская, Кавалерийская. И это лишь неполный список.
    Вот как "лестно" отзываются автолюбители о наших тамбовских дорогах:
    - Дороги плохие абсолютно все. Октябрьская вообще ужасная, особенно мост, и до Елецкой.
    - Ужасные дороги, причем все... Я особо никуда не езжу, но одна дорога меня просто "убивает" - мост на Южной. После него вечно багажник у машины открыт.
    - В Тамбове вообще нет дорог, только бездорожье. Советская и Интернациональная в более-менее приличном состоянии, да и те уже все в ямах.
    - Дороги отвратительны, много ям, не ухожены: разметка бывает только летом. Даже главные улицы в очень плохом состоянии.

    Стоит ли вообще говорить об окраинах, если и в центре Тамбова дороги оставляют желать лучшего? Вроде и латают Советскую и Интернациональную с каждым приездом высокопоставленных лиц страны (а между этими "посещениями" не проходит и больше четырех месяцев), и даже меняют само дорожное покрытие, но буквально через непродолжительное время старые ямы, как кровоточащие раны, вновь дают о себе знать. Почему так происходит? Почему по весне на дорогах, закатанных в прошлом году, вновь появляются колдобины?





    Все ответы на многочисленные "почему" лежат в прямом смысле на поверхности. Так, немалый вклад в дело "интенсивного" дорожного строительства вносят недобросовестные исполнители работ. Чего греха таить, подрядные организации частенько "намывают" себе денег при ремонте старых и строительстве новых дорог. Воровство начинается еще на стадии поставки материалов. При этом ремонтники не учитывают строительные нормы и правила (СНиП) технологии укладки. Подрядчики пытаются экономить абсолютно на всем: используется асфальто-бетонная смесь низкого качества, не соблюдается температура укладки, плохо уплотняется асфальт. При этом последний фактор происходит как из-за использования старых катков, так и из-за экономии топлива на них. Ведь выгоднее для закатки вместо положенных четырех катков использовать один... И не важно, что будет с такой дорогой через полгода...
    А происходит с ней следующее. Вследствие такой "правильной" укладки возникает высокая пористость покрытия, которая приводит к значительному водопоглощению. Осенью наши дорожники уложили по собственной системе (по другому ее никак и не назовешь) асфальт, прошел дождик, покрытие пропиталось как губка. Чтобы представить, что случается с дорогой после зимних морозов, положите мокрую губку в морозильник, а потом разморозьте ее. То же самое происходит и с нашей дорогой. И после этого мы еще спрашиваем, почему у нас ремонт не держится и полгода?
    Получается, что дорогу заведомо строят некачественную, делая из нее доходный ресурс и не соблюдая строительные нормы, которые, в свою очередь, также не соответствуют дорожным реалиям. Вот и выходит, что дорожное полотно имеет низкую износостойкость уже на стадии проекта, а потом еще и "обворовывается" поставщиками и строителями.

Кто виноват?


    Кто же виноват в таком беспределе? Дорожники? Может, и так. Но ведь над ними стоит кто-то более важный, кто дает указание отремонтировать ту или иную дорогу в Тамбове. А потом еще и следит (во всяком случае должен) за качеством его исполнения. Как рассказал инженер дорожного строительства, который пожелал остаться инкогнито, при составлении договора между исполнителем и заказчиком обязательно обговаривается и фиксируется гарантийный срок на верхнее покрытие. В среднем он составляет 5 лет. Получается, если в течение этого времени на отремонтированной дороге появляется хоть какая-то колдобина, заказчик вправе потребовать от подрядной организации устранить дефект за свой счет.
    Например, улица Советская ремонтировалась в прошлом году, а уже в этом на ней имеются дыры, и приличного размера, и ремонтные службы не спешат ее починить. Задаемся вопросом: почему? Ответ очевиден - заказчикам все равно, что сейчас происходит с этой дорогой, в то время как кто-то уже "наварился" на этом ремонте, а к ответу подрядную организацию призовут с очередным приездом Путина или Грызлова.





Пресловутый "ямочный" ремонт

    Когда я приехала фотографировать дорогу на улице Ипподромной (она больше всех вызвала недовольства при опросе) и примыкающей к ней Авиационной, то заметила, что некоторые участки засыпаны щебнем. Такое часто можно наблюдать на дорогах, где проходят многотонные грузовики или на дорогах, расположенных вдали от "глаз сильных мира сего". Такой ремонт, по словам нашего источника, как и "ямочный", можно отнести к псевдоремонту. Его также делают исключительно "для галочки".




  
     Да и тот самый "ямочный" ремонт, к которому должны были приступить в конце марта, не делается по технологии. Старое покрытие не срезается, а из ямы просто выдувается слой пыли, закладывается асфальт и закатывается (опять же всего один раз). Да и то хорошо, если яму предварительно обработают. Ведь дорожники кидают асфальт прямо в лужу, даже не удосужившись ее просушить.





    И сколько продержится такой ремонт? По словам некоторых экспертов, "ямочный" ремонт сам по себе недолговечен. Они дают ему срок службы совсем небольшой - 1-2 месяца. На деле так и происходит: через пару месяцев грубая асфальтовая заплатка, расползшись под колесами тысяч автомобилей, вновь обнажает скрытую грязную яму. А если делать по технологии? По словам нашего источника, "ямочный" ремонт хоть и является всего лишь промежуточной стадией, но обязан продержаться значительно дольше пары месяцев - от 1 года до 3 лет. Получается, что горе-специалисты намеренно занижают сроки выдержки "ямочного" ремонта.

"Засекреченный" ГОСТ

    Порывшись в Интернете, я обнаружила очень занятный документ, связанный с дорогами. Мало кто знает, что существуют жесткие нормы "правильной" дороги. Есть так называемый ГОСТ
Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". Здесь четко расписаны предельные допуски высоты и толщины каждой кочки на дороге.
    Хоть это и трудно, но давайте попробуем представить себе идеальную (опять же по Государственным стандартам) дорогу.
    Удивительно, но факт: по ГОСТу размеры отдельных просадок асфальта и выбоин не могут быть больше 15 сантиментов по длине и 60 сантиметров по ширине. А глубина выбоины на дорогах вообще не должна превышать 5 (!) сантиметров.
    Теперь о пресловутых люках на проезжей части. Как оказалось, существуют нормы и на закрытые крышкой люки. В Государственном стандарте сказано, что «не допускается отклонение крышки люка относительно дорожного покрытия больше, чем на 2 сантиметра». Чуть больше – 3 сантиметра – предел, на который может отклониться решетка дождеприемника относительно асфальта.
    Вот она, идеальная дорога, мечта тамбовских водителей:





    Не менее интересна и информация по срокам устранения недостатков. Оказывается, с момента обнаружения ямы дорожникам по ГОСТу отводится «не более суток», чтобы все поправить. А на люки и решетки сроки еще суровее. Они, как указывает документ, должны быть немедленно ограждены и обозначены соответствующим знаком. На замену разрушенной решетки или люка отводится «не более трех часов».
    Вот со сроками устранения недостатков, которые появляются на недавно отремонтированных дорогах, у нас существенные проблемы. И беда вся кроется в менталитете наших чиновников и ремонтников. Первым это не надо, а вторые не будут ничего делать, пока им "не дадут пинка". Замкнутый круг получается. А решение проблемы-то очевидно. Просто нашим чиновникам необходимо прекратить брать взятки, следить за качественным исполнением ремонтных работ и быть близкими к людям, которые ездят не только на дорогих внедорожниках, но и на машинах отечественного производства.

Ремонт - дело затратное
 
    Пожалуй, в Тамбове нет ни одного автолюбителя со стажем езды больше года, которому не доводилось бы попадать в ямы. Причем многим приходилось затем оплачивать дорогостоящий ремонт стоек, помятых бамперов, шаровых, амортизаторов...
При этом, как сообщили в одном из автосервисов, сумма ущерба может варьироваться от 5 до 50 тысяч рублей, а то и больше (все зависит от марки автомобиля).
    
На пути автолюбителя может оказаться что угодно - яма, открытый люк, колдобина. По статистике ГИБДД по Тамбовской области, из-за плохого состояния дорог за 3 месяца произошло 73 ДТП, в которых 6 человек погибли, а 98 получили различные травмы. Однако большинство водителей, угодив в яму, если машина продолжает ехать дальше, даже не остановится и не посмотрит, не повредил ли он любимую "лошадку". А зря. Сначала незаметная поломка может привести к трагедии уже на следующем повороте.
        Стоит отметить, что судебные разбирательства по данным вопросам - уже не такая редкость. Ведь если так и продолжать ничего не делать, попадать в ямы и ремонтировать автомобиль из собственного кармана, вокруг ничего не изменится. А вот если дорожники-растяпы начнут регулярно выплачивать водителям ущерб за пробитые колеса и погнутые диски, у них сам собой появится стимул аккуратнее относиться к своей работе и следить за ямами и ухабами на дорогах.
      Примеров, когда автолюбители умудрялись в подобных случаях защитить свои интересы, мало, но они имеются. Житель Тамбова после одного года тяжбы добился от коммунальных служб компенсации за ремонт своей машины. Мужчина, сотрудник ГИБДД, на своем автомобиле наехал на внезапно открывшийся колодец, и решил подать в суд. Коммунальные службы города своей вины в этом происшествии не признали. Доказать их вину оказалось непросто. Адвокатам потребовался ровно год, чтобы довести дело до логического результата. В результате мужчине возместили причиненный ущерб.

Мнение Эксперта

О том, что необходимо делать, если "посчастливилось" угодить в яму, рассказал генеральный директор юридической компании "Эксперт" Роман Герасимов.
-
Повреждение автомобиля в результате дефектов дорожного покрытия согласно Правилам дорожного движения Российской Федерации является дорожно-транспортным происшествием.


И действия водителя в этой ситуации должны быть такими же, как при любом ДТП.

     В первую очередь следует зафиксировать факт причинения ущерба автомобилю. Для этого необходимо, не покидая место происшествия, вызвать сотрудников ДПС и оформить произошедшее ДТП (получить справку о ДТП). В случае отказа сотрудников ДПС оформлять произошедшее как ДТП смело можно звонить по телефону доверия ГИБДД (51-20-68) и жаловаться на действия сотрудников ДПС.

      После фиксации факта причинения ущерба необходимо провести оценку причиненного ущерба в оценочной фирме и получить заключение о размере причиненного ущерба. Копии указанных документов следует направить с письменной претензией о выплате ущерба в адрес Администрации г. Тамбова.
    Шансов, что ущерб будет возмещен добровольно, крайне мало, но соблюсти процедуру досудебного урегулирования спора желательно.
    
В случае отказа в возмещении ущерба или не получения ответа на обращение можете обращаться в суд.
     Судебное разбирательство может продлиться довольно долго, может потребовать проведения дополнительных экспертиз и может стоить значительных временных и финансовых затрат.
Поэтому, если размер ущерба незначительный имеет смысл наказать нерадивых чиновников рублем в административном порядке.

       Куда нужно обращаться тамбовчанину, если он недоволен качеством дороги?
     В случае наличия претензий к состоянию автомобильных дорог следует письменно обращаться в Комитет городского хозяйства администрации города Тамбова с требованием привести дорогу в надлежащее состояние.
      Если в течение 10 дней ремонт дороги не будет произведен, следует уже письменно жаловаться на Комитет городского хозяйства в органы прокуратуры (того района города где находится дорога) с просьбой вынести представление в адрес Комитета городского хозяйства о проведении ремонта дороги. Адреса прокуратур районов города можно найти на сайте Прокуратуры Тамбовской области по адресу: http://www.prokuratura-tambov.ru. На этом сайте также можно написать обращение в интернет-приемную.
     Кроме того, следует написать заявление в Управление ГИБДД УВД по Тамбовской области (г. Тамбов, ул. Советская, д. 198 Б) с требованием привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог. В заявлении следует указать, что дефекты дороги угрожают безопасности дорожного движения. Штраф для нерадивого чиновника в этом случае установлен в размере от 2 000 до 3 000 рублей.

P.S. Во время написания материала у меня возникло очень много вопросов к начальнику МУ "Дирекция городских дорог". Однако, в связи с большой занятостью, он так и не смог уделить мне время для общения.




Екатерина Татаринцева


Предлагайте свои темы для актуальных статей




Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку