Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
07.06.2011

Цены на бензин продолжают свою гонку

    Резкое подорожание бензина заставило некоторых автомобилистов пересесть на общественный транспорт. При этом перед тем как поставить машину в гараж, заправили полные баки, ожидая, что цены на топливо в перспективе поднимутся еще выше. Это и неудивительно, ведь правительство РФ продлило на июнь действие повышенных экспортных пошлин на бензин.
    А ведь еще в феврале текущего года премьер-министр Российской Федерации Владимир Путин обещал, что снижение цен на бензин должно быть доведено до логического завершения. Конечные потребители, как сказал Владимир Владимирович, должны это почувствовать. 
    Прошло уже более трех месяцев, а ситуация действительно кардинально изменилась. Только в сторону, полную противоположной той, о которой вещал премьер-министр. Цены на бензин взлетели вверх. И все это началось с повышения акцизов на топливо, которое произошло с января текущего года. Это же и спровоцировало ажиотажный спрос.
    Не стоит из всей этой ситуации исключать и монополизм некоторых компаний. К тому же не смог не сказаться и рост цен на мировом рынке. Кроме того, за последний год стоимость на нефть выросла на 22 %, что тут же отразилось на ценниках автозаправочных станций. Неудивительно, если цены так и будут подниматься вверх.

В погоне за ценой

    А цены на топливо все растут и растут. Несмотря на все разговоры Правительства, несмотря на все мониторинги антимонопольной службы Тамбовской области. Одно время водители даже впадали в панику, видя на ценниках автозаправочных станций прочерки, то есть полное отсутствие бензина. Исколесив многие заправки, обзвонив всех друзей и знакомых, автолюбители все-таки ехали заправляться и стояли в очередях за относительно «дешевым» топливом. А ажиотаж все усиливался и усиливался. И, соответственно, цены поползли вверх.



    В связи с этой ситуацией в мае Правительство РФ повысило размер экспортной пошлины на бензин. Причем по сравнению с апрелем он увеличился на 44 % и достиг 90 % от нефтяной пошлины. Правительство назвало эту меру вынужденной и временной.
    Однако в мае дефицит так и не прекратился, а цены на топливо все равно взлетели. В Тамбовской области они уже планомерными шажками приближаются к 30-рублевой отметке.   
    Если в апреле самый ходовой 92-й бензин стоил 22 рубля 45 копеек, то буквально спустя месяц цена подпрыгнула до отметки в 25 рублей 05 копеек. На некоторых автозаправочных станциях (например, LIQUI MOLY) «народный» бензин стоит уже около 28 рублей. Поэтому автолюбители уже даже прекращают смотреть на качество (а может все-таки стоит?) и заправляются, где подешевле. А это отлично играет на руку нефтяников. Если раньше на заправках могли не долить, то теперь заливать можно и некачественный бензин. Все равно ведь ажиотаж, все равно ведь приедут за «дешевеньким» топливом.
    
Куда смотрит антимонопольная служба    

    А куда все-таки смотрит антимонопольная служба Тамбовской области? Или после окончания тяжбы с «Тамбовнефтепродуктом», длившейся целый год, после оплаты компанией штрафов, УФАС успокоилось?
    - Тамбовское УФАС России пока не выявило признаков договорных действий в установлении цен на топливо в регионе, - говорит Мазаева Светлана, заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов. - Управление проводит еженедельный мониторинг ситуации. По его итогам можно сказать, что рост розничных цен связан с увеличением в оптовом звене.


    Кстати говоря, сравнительно недавно крупная компания «Тамбовнефтепродукт» заплатила штраф в практически 12 миллионов рублей за монопольно высокие цены на рынке. Судебные разбирательства между антимонопольной службой Тамбовской области и компанией длились больше года. И только в 2011 году УФАС удалось выиграть дело и «наказать» компанию. Хотя какое-то смешное наказание «досталось» «Тамбовнефтепродукту». Этот штраф для такой крупной компании - просто копейки. И ничего удивительного, что цены после этого не заморозились, а вновь поползли вверх.  
    Однако, по словам руководителя Тамбовского УФАС России Елены Гречишниковой, это достаточно крупный штраф, уплаченный компанией:
    - Проведение постоянного мониторинга цен на нефтепродукты позволило выявить факт установления монопольно высокой цены и пресечь нарушение антимонопольного законодательства. Надеемся, что неотвратимость наказания за монополистические действия сыграет свою положительную роль в стабилизации рынка нефтепродуктов Тамбовской области.

В кризисе виновато государство?

    А вот представители нефтяных компаний уверяют, что в кризисе виноват рынок и государство. Нефтяники считают, что повышенные акцизы не способствуют стабилизации цен, а из-за вынужденной модернизации оборудования заводы просто не справляются с поставленными задачами.
    Однако в это поверить очень трудно. Неужели нефтяными компаниями руководят люди, не имеющие никакого понятия о бизнес-планировании? Уверена, что нет. Вряд ли они поставили заводы на модернизацию в период ажиотажного спроса, предварительно не сделав запасы топлива для розничного рынка.
    И кто же виноват во все увеличивающихся ценах на бензин? И что ждет тамбовчан дальше? Водители все еще продолжают закупать топливо впрок, не веря разговорам «сверху» о снижении цен. А нефтяные компании так и будут повышать стоимость, ведь инфляция и акцизы только способствуют подорожанию, а уж никак не наоборот.



    А антимонопольная служба защищает нас только пост-фактум, и мы все продолжаем получать дорогой бензин. Антимонопольщики наказывают нефтяников штрафами, деньги уходят в бюджет, а на конечных потребителях все это отражается только опосредованно.
    Да и вообще, проблема «дефицита» топлива кажется надуманной и очень раздутой. И все это для того, чтобы некоторые компании получили сверхдоходы. Да и «придерживать» нефтепродукты крупным компаниям намного выгоднее, чем продавать его на внутреннем рынке. Ведь здесь он стоит дешевле, чем в странах бывшего СССР или Восточной Европы. Поэтому нефтекомпаниям выгоднее продавать его за границу и дождаться отмены заградительных пошлин. А до этого времени тамбовчанам придется покупать топливо по неимоверно завышенным ценам.
    Поэтому никакие штрафы и повышение экспортных пошлин не изменит позицию нефтяников, которая рассчитана исключительно на прибыль, и не остановит рост цен. Только планомерная, строгая и объективная работа и оценка антимонопольной службы может кардинально изменить ситуацию. Но на них горожанам пока рассчитывать бессмысленно - они ведь не видят нарушений законодательства.

Мнение Эксперта

О том, что нужно делать, если Вы считаете, что  цены на бензин очень высоки рассказал генеральный директор юридической компании "Эксперт" Роман Герасимов.
- Цены на бензин не относятся к ценам, подлежащим государственному регулированию, поэтому в нормальных условиях ее размер должен определяться рынком.


    Вместе с тем, рынок нефтепродуктов в России во многих регионах является монополизированным и разделен между ВИНК (вертикально интегрированными нефтяными компаниями).
    В Тамбовской области, по данным Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области, монополистом на рынке нефтепродуктов является ЗАО «Тамбовнефтепродукт», входящее в структуру ОАО «НК «Роснефть».
    Со стороны монополистов возможно злоупотребление своим положением, в том числе и установление монопольно высокой цены. Также возможны согласованные действия (сговор) различных продавцов топлива о размере цены.
    Данные действия запрещены Федеральным законом «О защите конкуренции», контроль за исполнением которого на территории Тамбовской области осуществляет Тамбовское УФАС (г. Тамбов, ул. Державинская, 1, тел. 71-36-00, http://tambov.fas.gov.ru). Поэтому именно туда необходимо обращаться с заявлением о проверке обоснованности установления цен на нефтепродукты.
    Несмотря на то, что на территории Тамбовской области нефтепродукты не производятся, и оптовые цены диктуются производителями из других регионов, один факт установления монопольно высокой цены на нефтепродукты в Тамбовской области антимонопольному ведомству удалось доказать.
    Недавно ЗАО «Тамбовнефтепродукт» заплатило в бюджет штраф почти 12 млн рублей именно за указанное нарушение антимонопольного законодательства.

    
    P.S. Буквально на днях глава Минэнерго Сергей Шматко заявил, что причин для продолжения роста стоимости автомобильного топлива нет. Цена бензина на оптовом рынке уже снижается. Соответственно, должна падать и цена бензина на АЗС. Однако этого почему-то до сих пор не произошло.

 

Екатерина Татаринцева


Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку