Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
О бедном Драмтеатре замолвите слово 07.09.2011

О бедном Драмтеатре замолвите слово

    В прошлой жизни я получил режиссерскую специальность, но ни одного дня не возглавлял даже драмкружок. Поэтому о театре сужу лишь как зритель. А поскольку в Тамбовский драматический театр ордена Знака Почета попадал редко и преимущественно случайно, то и не писал о них ничего. По принципу «зачем пинать дохлого льва», так как редкий спектакль доставлял мне там удовольствие.
    Однако на минувшей неделе о тамбовском театре заговорили довольно активно. Там приключилась драма. Причем отнюдь не по режиссерскому замыслу, а спонтанно, и не на сцене, а за кулисами.
    Недовольство долго копилось и зрело в курилках, гримерках, подсобках и прочих театральных помещениях. И, наконец, выплеснулось наружу в виде открытого, но неподписанного письма. В нем руководство театра обвиняется во всех смертных грехах, некомпетентности, злоупотреблении служебным положением, попрании театральных традиций и отсутствии кассовых спектаклей.
    Неназванные актеры и члены Худсовета просят губернатора Олега Бетина оказать содействие в увольнении директора театра Геннадия Колесникова и заместителя директора Алексея Нешко. «За последние несколько лет в нашем театре происходят события, которые не просто тормозят развитие нашего театра, не просто мешают ему работать, но  ведут к упадку театра, к его деградации и просто умиранию творческого коллектива одного из старейших драматических коллективов страны», - пишут работники театра.
    В письме прямо сказано: дирекции театра не нужны и профессиональные режиссеры. «В театре, где ставили свои спектакли Галицкий, Шалов, Иванов, чьи спектакли с огромным успехом театр показывал в Москве, Ленинграде, Киеве, теперь ставят спектакли самодеятельные режиссеры». Перечислять остальное, пожалуй, смысла нет: актеры – люди темпераментные и ранимые, наговорить могут многое.
     Директор Тамбовского драматического театра Геннадий Колесников назвал письмо губернатору пасквилем, в котором нет ни одного правдивого факта.
    - Это анонимка! Анонимка у нас не может служить поводом к разбирательству, - рассказал ИА «Онлайн Тамбов.ру» Геннадий Колесников. - Это не больше чем пасквиль. Как я могу комментировать пасквиль, если бы хоть один факт был реальным... Составители этого послания – просто люди такого пошиба. Сейчас мы ищем человека, который все написал, и будем с ним разбираться.
    Оставлю в стороне полудетективную, но вялотекущую историю о том, как руководство театра пыталось вычислить автора. Убежден: ничего ему не будет, даже если найдут. Потому что тамбовских актеров с распростертыми объятиями и большим удовольствием встречают в любых других театрах страны. Увольнением не испугаешь. А больше – и нечем.
    Что же случилось с театром? Почему вдруг заговорили о проблемах, о которых молчали годами? Почему уехал режиссер Мавлет Тулпаров, постановки которого были вполне на уровне? И почему претензии – директору?
    Скажу сразу: в театре директор – далеко не первое и не главное лицо. Директор театра – что-то среднее между импресарио, бухгалтером и завхозом. Это я не для того говорю, чтобы как-то принизить нынешнего директора Геннадия Колесникова или театральных директоров вообще. Это я к тому, что в театре первый и главный человек – руководитель труппы, режиссер, главный режиссер, как его не назови. Ему определять, что ставить и как ставить, ему распределять роли, выбирать эскизы оформления спектакля. Его задача – держать коллектив в ежовых рукавицах, дабы господа актеры работали, а не мерялись амбициями. Уж не помню, кто говорил из дореволюционных антрепренеров о том, что «актеры – как дети! Но – сукины дети!». Так вот, театру нужен режиссер. А его – нету.
    По соседству с театром драматическим, в том же здании, но с другим входом расположен театр кукольный. В начале я уже говорил, что сам судить о тамбовской драме не буду. Предоставлю слово специалисту, актеру, десять лет работающему в кукольном театре и не понаслышке знакомому с проблемами драмы. Человек он скромный, и фамилию его просил не называть. А против имени – не возражал.
    - Письмо это – нелепое, - говорит Александр. - Претензии нужно адресовать управлению культуры. А с директора театра – какой спрос? Был режиссер Мавлет Даниялович Тулпаров. Он поставил руководству три условия, по которым он останется работать в Тамбове. Так ни одного не выполнили, он и уехал. Какие условия – это все в секрете держалось и до сих пор держится. Но про одно можно наверняка догадаться – квартира. Чем еще сюда режиссера заманить, как не жилплощадью?
    В декабре минувшего года о неэффективном руководстве Тамбовским драматическим театром на встрече с его коллективом говорил вице-губернатор Сергей Чеботарев. Однако эффективнее руководство не стало. На вчерашнем совещании в областной администрации, посвященному развитию театрально-концертной деятельности, вице-губернатор вновь отметил, что проблемы – старые. Но к ним добавились еще и новые.
    - Сегодня на первом месте – репертуарная политика, - отметил Сергей Чеботарев. - Театрам надо привлекать зрителя. На примере Тамбовского драматического театра мы убедились, что спектакли с большими затратами не пошли - не окупились дорогие костюмы и дорогие декорации.
    Вице-губернатору вторит и актер театра кукольного.
    - Постановки в драме очень часто получаются, что называется, мимо зрителя, - считает Александр. - Почти совсем не обслуживается старший школьник. Штат заполнен, но толку от этого мало, далеко не все актеры задействованы, потому что спектаклей – мало, постановки новые бывают редко. Да и те не всегда удаются. А крайними всегда оказываются стрелочники: то монтировщики, то световики, то чуть не уборщицы.
    По поводу качества репертуара возмущены и сами актеры.     
    - У нас прошло собрание по этому поводу, - рассказал ИА «Онлайн Тамбов.ру» председатель регионального отделения Союза театральных деятелей России Сергей Левандовский. - Мы понимаем, что заставило людей обратиться с этим письмом. Прорвался нарыв. Дирекция отстранилась от нашей работы. В итоге к новому сезону мы подошли всего с одним спектаклем, в котором задействовано лишь четыре актера.
    Кукольный театр, кстати, подобных проблем не испытывает. По одной простой причине: актеры там постоянно заняты. То готовят новый спектакль с приглашенным режиссером, то ездят по детским садикам с уже готовыми спектаклями. Репертуар – большой, премьеры – частые. Дети ходят, доход есть. Кукольный театр зарабатывает больше драматического. «Кошкин дом» приносит больше сборов, чем то, что играется на большой сцене. А дирекция у них – одна. И того же Геннадия Колесникова уже нельзя обвинить в полной неэффективности как менеджера. Значит, проблема глубже.
    Сказав о ситуации с коллективным письмом тамбовских актеров, о положении в тамбовском Драмтеатре, заместитель главы администрации области Сергей Чеботарев отметил, что проблема лежит не в административной плоскости, а в отсутствии главного режиссера. Однако кандидатуры рассматриваются, и режиссер у тамбовского театра обязательно будет. Что ж, будем ждать, надеяться и верить. А пока Драмтеатру предстоит решить другую проблему: к открытию нового театрального сезона труппа лишилась многих ведущих актеров.
    - Изживаются профессиональные актеры, - говорит председатель Тамбовского СТД Сергей Левандовский. - Только за последнее время ушло восемь актеров, еще двое собираются увольняться. После недавнего эфира на местном телеканале актрисе Анне Тимошиной, которая вместе со мной была на нем, пригрозили оставить без ролей. Нас не устраивает политика и Управления культуры, которое знает обо всех проблемах, но молчит и ничего не предпринимает.
    Обычно разруха, как говорил проф. Преображенский в булгаковском «Собачьем сердце», «не в клозетах, а в головах». Как раз в клозетах тамбовской Драмы все хорошо. Чисто. Претензий нет и к буфету. Беда только в том, что из буфета после второго акта не всегда хочется возвращаться в зрительный зал. Ясно одно: о конфликте заговорили, «точка возврата», когда все можно было решить кулуарно и тихо, пройдена. Ситуация непременно должна измениться. Только вот в какую сторону. Хотелось бы, конечно, видеть профессиональный театр, а не самодеятельный. Тем более, что второй от первого я отличу. Тем более, что в прошлой жизни я как раз выучился на режиссера самодеятельного театра.           

Владимир Головашин




Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку