Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Мои восьмидесятые 13.02.2012

Мои восьмидесятые

Наша привычка на все вешать простенькие ярлычки часто играет с нами злые шутки. Раз и навсегда присвоив каждому десятилетию российской истории конкретный ярлык, полутона, выпадающие за пределы этого ярлыка, мы просто вдруг перестаем видеть. Так, 70-е стали для нас сугубо «застойными», 90-е – «лихими», а нулевые объявлены «крутыми» (если судить по названию проанонсированного на одном из телесериалов документального сериала).
80-е годы до недавнего времени числились в этой коллекции ярлыков как «перестроечные». Теперь, похоже, к этой эпохе аккуратненько шьют новый ярлычок. Правда, пока трудно понять: какой именно? Новый сериал с красноречивым названием «Восьмидесятые» идет сейчас по телеканалу СТС, ориентированному, прежде всего, на молодежную аудиторию. 
Сюжет его прост, как таблица умножения: простой советский студент из простой советской рабочей семьи живет простой студенческой жизнью в конкретном 1986 году. И, конечно, предполагается, что это должно быть очень смешно. 
Восьмидесятые – это мои студенческие годы. Любопытно было посмотреть, как это трактует Федор Стуков – режиссер сериала, который встретил эту эпоху милым кудрявым семилетним мальчиком (помните, киношного Тома Сойера?), а завершил 17-летним подростком. Понятно, что личного опыта студенческой жизни в те самые 80-е годы у него нет. Однако он при этом почему-то забыл, что среди потенциальных зрителей таких немало. Более того, судя по всему, именно они и должны были стать значительной частью целевой аудитории сериала, с легкой улыбкой поностальгировав по своей чудесной юности.
Именно студенты 80-х сейчас находят в сериале множество фактических ляпов, количество которых уже приближается к критической массе. Это современный молодежный сленг в устах студентов 80-х, странноватая одежда и прически неизвестной эпохи, плакат на двери комнаты с фотографией звезды латиноамериканских сериалов Вероники Кастро (сериал с ее участием вышел на экраны в ноябре 1991 года), а сериал «Спрут» первый раз показывали в СССР в июле 1986 года, а не осенью этого года… Ну, и так далее.
Честно сказать, просмотрела лишь несколько серий в Интернете, чтобы понять, насколько это действительно плохо. На самом деле, оказалось, что еще хуже, чем можно было предположить.
Ляпов действительно масса. Ну, например, герой покупает импортный ликер за 40 рублей, и вокруг этого закручивается какая-то там любовная интрига. Друзья мои! Самый дорогой алкогольный напиток в эти годы в Москве – настоящий французский коньяк – стоил 42 рубля. Мы с девчонками, например, предпочитали роскошное венгерское токайское по 3 рубля 50 копеек, чудесный вермут того же происхождения по 4 рубля за литровую бутылку или настоящий португальский портвейн по 4 рубля 50 копеек. А, вообще-то, хорошо шли и сухие вина по 1,8-2 рубля…
Ляпы от небрежности (вроде современных пластиковых окон и дверей в домах 80-х годов) – это просто непрофессионализм. Ляпы осознанные – это стремление «немножко подправить» действительности в соответствии с главной идеей этого сериального творения. А главная идея выражена в его официальном слогане: «Как хорошо мы плохо жили».
Вот лишь несколько отзывов настоящих студентов 80-х, которыми пестрит Рунет (например, с сайта kino-teatr.ru):
– «Ужасный фильм. Посмотрела 15 минут и переключила. Это не восьмидесятые, а пародия на восьмидесятые. Все показано с какой-то издевкой. Противно смотреть».
–  «Слишком много элементов так называемого ныне «стебания». И черт бы с ним, но ведь дети «стебаются» над жизнью своих родителей, разве это комедия?»
– «Злобноватая комедия».
– «Сериалом хотят показать, какие мы были все ущербные».
– «Общее впечатление от фильма, лично для меня, некая оплеуха более старшему поколению».
Трудно с этим не согласиться. 
Насколько я понимаю, в начале каждой серии на фоне настоящей хроники того времени закадровый голос выдает какую-то «мудрую» сентенцию, а потом под нее подгоняется и содержание. 
Ну, например: «в Советском Союзе не умели зарабатывать деньги, а умели только получать зарплату». Одновременно утверждается, что единственным источником доходов инфантильных советских студентов были «обеденные деньги», которые скупо выдавали такие же нищие работяги-родители. Да, еще же можно было сдать пустые бутылки.
Что тут сказать…
Во-первых, студенты, вообще-то, получали стипендию (кроме двоечников и «хвостистов»), 40-70 рублей в зависимости от вуза и собственных достижений. А у нас на журфаке МГУ еще и от профсоюза выдавали на 25 рублей талонов на бесплатное питание в столовой.
Во-вторых, многие из моих сокурсников подрабатывали. И это было в порядке вещей.
Самой замечательной была работа сторожем: получаешь 70 рублей в месяц и можно выспаться прямо на рабочем месте. Хорошо шла также работа дворником за те же 70 рублей. Можно было даже получить служебное жилье и съехать из общежития. Студенты-технари работали лаборантами в разных НИИ (зарплата до 90 рублей). 
У нас на факультете студенты вообще умудрялись совмещать еще и приятное с полезным. Я знаю людей, которые подрабатывали уборщиками в Большом театре и в Ленкоме, мойщиками окон в кукольном театре Образцова. И денежку зарабатывали, и на халяву все спектакли пересмотрели.
Некоторые предпочитали сдельную работу: скажем, взять в ближайшем к общежитию почтовом отделении телеграммы и разнести по адресатам. За это сразу платили пятерку. А чтобы устроиться на работу, кстати, достаточно было взять справку из деканата о своем студенческом статусе.
И таких по-настоящему шулерских передергиваний в сериале пруд пруди (по крайней мере, в тех сериях, которые я просмотрела). 
Мораль сей басни? 
Маленький человек действительно может быть очень смешным. Вспомните, например, забавные приключения настоящего британского джентльмена мистера Бина. Но мистер Бин при всей его нелепости – очень трогательный. А в России 80-х, если верить этому сериалу, жили жалкие и нелепые людишки-неумехи, над которыми можно только «постебаться». А ведь это мы с вами…

Галина Юдахина



Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку