Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Кино второго сорта? 27.02.2012

Кино второго сорта?

    Нашу жизнь уже невозможно представить без телесериалов. Знаю-знаю: кто-то сейчас презрительно сморщит нос, уверяя, что такое растительное времяпрепровождение – не для интеллектуально развитых и продвинутых людей. Мы, типа, и «зомбо-ящик» включать считаем ниже своего достоинства, а уж тем более тратить время на пустую сериальную продукцию…
    На самом деле, думаю, здесь есть откровенное лукавство. Даже те, кто принципиально не включают телевизор, обязательно что-то находят и смотрят в Интернете по своему вкусу.
    Да и вообще, в российской глубинке народонаселению, увы, чаще всего просто больше нечем заняться, кроме как смотреть телевизор. Так что сериалы еще очень долго останутся
весьма востребованным продуктом. А если есть спрос, то есть и предложение.
    Например, в Тамбове только по 12-ти основным эфирным телеканалам в будние дни идут в день примерно три десятка отечественных сериалов. То есть индустрия пашет изо всех
сил и производит сериальный продукт прямо-таки в промышленных масштабах. Вопрос  только в том, насколько этот продукт съедобен и не вызывает ли изжоги от долгого употребления?
    Большинство российских сериалов строго делятся по аудитории: это – «для мальчиков», это – «для девочек». Ко второй категории относится масса бесконечных творений для
домохозяек, которые идут в дневном эфире и рассказывают в различных вариациях одну бесконечную историю про Золушку. В первой категории – бесчисленные «ментовские войны», а также уникальное изобретение российской киноиндустрии – тюремные истории со всем их блатным антуражем. Особняком стоят военные сериалы.
    Большинство сериалов в обеих категориях просто клонируют друг друга. Истории про бедную богатую девочку/женщину, которая в поисках настоящей любви преодолевает все препятствия, кочуют из одного творения в другое. Это такой латиноамериканский вариант в отечественных осинах.
    Чуть сложнее история с «мальчиковыми» сериалами. Моду на «ментовские» сериалы породил бешеный успех «Улиц разбитых фонарей», который, несмотря на более чем скромный бюджет, получил огромный рейтинг. Спустя какое-то время он раздвоился
на «Ментов» и сериал «Опера. Хроники убойного отдела», причем с одними и теми же персонажами в исполнении одних и тех же актеров. А потом появился еще и сериал «Убойная сила», в первых сериях которого мелькали все те же персонажи. Зрители
окончательно запутались…
    И все же ярких явлений в уже достаточно долгой истории российского сериала не так уж много. Как правило, действительно высококачественные творения основаны на
крепкой литературной базе. Достаточно вспомнить экранизации романов Бориса Акунина («Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник»), «Идиот» с целым созвездием
прекрасных актеров, «Петербургские тайны», «Дети Арбата». Впрочем, иногда и крепкая литературная основа не спасает от оглушительного провала, как это было, скажем, с «Золотым теленком» (с Олегом Меньшиковым в роли Остапа Бендера).
    Но большинство создателей российского сериального продукта, видимо, предпочитают не заморачиваться такими глупостями, как поиск оригинальных историй. Гораздо проще взять популярный зарубежный сериал и адаптировать его к российским реалиям. Иногда это прямая франшиза (вроде «Не родись красивой», «Моя прекрасная няня», «Кто в доме хозяин»), иногда беззастенчивое копирование (например, в сюжете сериала «Дежурный ангел» угадываются сразу два популярных зарубежных сериала – «Медиум» и «Говорящая с призраками»).
    Как только появляются зарубежные сериалы, которые набирают при российском показе высокие рейтинги, предприимчивые продюсеры сразу же начинают клепать отечественные копии. Прошла, скажем, сверхрейтинговая «Скорая помощь» – появилась «Неотложка». А уж сколько раз на отечественной почве пытались взрастить собственного доктора Хауса, даже и пересчитать невозможно.
    Между тем, кинокритики в США отмечают, что сейчас именно сериалы в этой стране и многих других западных странах выходят на совершенной иной качественный уровень.
Именно сериалы фонтанируют оригинальными сюжетами, в то время как «большое кино» безжалостно эксплуатирует комиксы, ремейки, сиквелы и даже компьютерные игры. Считается, что одно из негативных последствий массовой забастовки голливудских
сценаристов, от которой киноиндустрия до сих пор не оправилась.
    Тем временем по телеэкранам продолжается триумфальное шествие новых сезонов «Декстера» – истории, в которой главным положительным героем неожиданно выступает серийный маньяк-убийца. Сериал «Гримм» превратил в мистический
триллер классические сказки братьев Гримм. Сериал «Главные подозреваемые» (в другом переводе – «Действующие лица») рассказывает о создателе глобальной системы
слежения, появившейся в США после 11 сентября 2001 года, который использует ее для определения потенциальных жертв убийств. Главным героем сериала «Незабываемое»
стала женщина-детектив с уникальными способностями помнить все происходящее вокруг. А новая блистательная британская версия Шерлока Холмса с Бенедиктом Камбербэтчем? И новых оригинальных сюжетов все больше, причем не только в США, но и в европейских странах.
    Еще одно отличие западных сериалов от наших – география. Действие почти всех российских сериалов сосредоточено в Москве, в лучшем случае – в Санкт-Петербурге. В тех же США можно найти сериалы практически про каждый штат. Например, популярный и у нас сериал «CSI: Место преступления» идет сразу по трем географическим линиям – Нью-Йорк, Майами, Лас-Вегас. Харизматичный детектив Нэш Бриджес расследует свои преступления в Сан-Франциско, а действие сериала «Менталист» происходит в Калифорнии.
    А представляете, какой суперсериал с закрученным сюжетом можно было бы снять про жизнь морского торгового порта Владивостока? Голливуд отдыхает…

Галина Юдахина


Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку