Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Закат «Модерна» 31.07.2012

Закат «Модерна»

     Разговор о необходимости привлечения на Тамбовщину туристов возникает с завидным постоянством. Говорится и о перспективности, и о необходимости, и о значимости… Но за словесной мишурой теряется главный вопрос: так чем же привлечь гостей, что показать? И он-то как раз наводит на грустные мысли. Историки, архитекторы, общественники бьют в набат, указывая на плачевное состояние многих, если не большинства культурно-исторических памятников. Тамбов, в отличие от большинства ближайших областных центров, избежал немецко-фашистской оккупации. Но теперь без войн, чужеземных войск и бомбежек он стремительно теряет историческое «лицо». И одним из первых в «красной книге» значится уникальный образец провинциальной архитектуры – кинотеатр «Модерн». 

     Фактически ни один тамбовский краеведческий сборник, путеводитель не обходится без подробного рассказа о кинотеатре, а для столичных студентов-архитекторов здание по-прежнему служит лучшим образцом при изучении провинциального модерна. Косвенно или напрямую с кинотеатром связаны имена М. Лермонтова, Л. Кулешова и А. Солженицына. «Модерн» пережил революцию, в советское время получил второе рождение и носил имя «Звезда», и… оказался «за бортом современности» в 90-е годы, когда коммерческие структуры, не вкладывая ни копейки в ремонт, пытались заработать на показе дешевых блокбастеров и мелодрам, но с появлением видеомагнитофонов постепенно свернули яркие афиши. С тех пор памятник архитектуры брошен, как выжатый лимон. Горькую правду от взора проезжающих по центральной улице московских чиновников скрывает ткань-бутафория. Покрытые трещинами стены расписаны корявыми граффити, испещрены объявлениями о «быстрых деньгах» и «недорогих дубленках»… И вроде бы никому нет дела. Был чугунный аист, теперь демонтирован. Как скоро вернется и уцелел ли он в чудовищной неразберихе? Никто не даст ответа…




     За «Модерн» не первый год бьются общественники. Именно они – простые неравнодушные граждане, зовут к действию, хотя впору ждать подобной боевитости от официальных структур, в задачу которых входит защита культурного наследия и охрана памятников. Активистов объединила общественная организация «Культурная инициатива». При встрече ее руководитель Тамара Попова показала мне целую папку накопившихся за 15 лет всевозможных отписок и обещаний. Не так давно обращение «Культурной инициативы» появилось и на неофициальном сайте губернатора Олега Бетина. В ответе сказано, что «проведение работ по сохранению указанного памятника и дальнейшее его использование, именно как кинотеатра, является приоритетной задачей. Именно с такими условиями объект культурного наследия был передан ООО «Тамбов-Фильм» в долгосрочную аренду. К сожалению, поставленные условия арендатором выполнены не были. За ненадлежащее сохранение памятника истории и культуры арендатор привлечен к административной ответственности… В настоящее время решается вопрос о расторжении договора аренды с ООО «Тамбов-Фильм» и подбор инвестора для проведения комплекса ремонтно-реставрационных работ и дальнейшего использования памятника для кинопроката».




     «Модерн» вновь вернулся в руки государства, и, к великому сожалению, в данном случае это равносильно бесхозности. Однако решение уже принято: тамбовская областная Дума на 18 заседании утвердила изменения в план приватизации объектов областной собственности, куда отныне под номером 48 и включен бывший кинотеатр. Во второй половине 2012 года, иными словами, в самое ближайшее время, «Модерн» уйдет в частные руки.  

 

     Михаил Карасев – журналист, который, пожалуй, больше всех из пишущей братии уделяет внимания судьбе кинотеатра, печально иронизирует: 
     - С глаз долой, из сердца вон. «А вот памятник, памятник кому, недорого отдам!». Я, конечно, понимаю, что здание «Модерна» у нас никому не нужно. Что все отписки - это всего лишь отписки. Что «частник свое лучше будет ремонтировать»... Но беспокойство о судьбе «Модерна» все больше нарастает. Угробят ведь. Не первый случай и, увы, не последний.

     Член Общественной палаты Владимир Пеньков так комментирует ситуацию: 
     - Судьба «Модерна» очень четко показывает отношение власти к культурно-историческому наследию. Тот факт, что власти нашли арендатора, который оказался и финансовым, и организационным импотентом, говорит о том, что судьбой этого здания, для провинциального Тамбова – уникального, всерьез так никто и не озаботился. Сегодня на уровне законодательства государство фактически отказалось от каких-либо обязательств по сбережению исторического наследия, уповая на то, что теперь отыщутся некие «высоко образованные» бизнесмены, которые с выгодой для себя возьмутся за реставрацию и сохранение здания. Я убежден, что в нашем диковатом капитализме морозовых и рябушинских найти крайне сложно, никто из бизнесменов всерьез за спасение «Модерна» не возьмется. Поэтому органам исполнительной власти необходимо срочно взять на себя всю полноту ответственности и превратить «Модерн» в культурный центр. Мне кажется, на его базе можно создать комплексное учреждение, которое, с одной стороны, стало бы центром показа раритетного кино, с другой, хранило память о нашем земляке, пионере советского и мирового киноискусства Льве Кулешове, и при этом имело бы некую развлекательную, доходную часть... Но в целом судьба его печальна. Сегодня я пока не вижу никаких оптимистичных предпосылок. 

     Известный архитектор, член Общественной палаты Аркадий Фарба полагает, что передать здание в частные руки теперь – единственно возможный выход: 
     - На самом деле это лучше, чем табличка «Охраняется государством» на полуразвалившемся памятнике архитектуры. Ничего другого больше не остается, если у государства нет средств, вернее, нет воли, чтобы спасти «Модерн». 

     Не хочется делать пессимистичные выводы, хотя правда звучит горько: «Модерн» спасет только чудо. Специалисты полагают: если до зимы не удастся провести ремонт крыши и в целом обеспечить надежную консервацию, реставрация потеряет смысл. Только снос. Может быть, это и требуется? Уж в очень выгодном для коммерции месте находится «неудобный» и «бесполезный» памятник архитектуры. Ему перекрыли кислород, не первый год под разными предлогами отказывают в помощи, словно ждут потери пульса. «Модерн» - покореженный, заваленный мусором, насильно покрытый безобразными татуировками, в одиночку бьется за жизнь, потому что его народные врачи лишены каких-либо инструментов… И за всем этим просматривается другой, невеселый вывод о дисгармоничном устройстве отечественных весов истории: если с приходом советской власти создавались дома культуры, кинотеатры, библиотеки, но сносились древние, прекраснейшие храмы, то теперь, когда наконец-то вновь блестят золотом некогда попранные святыни, бесследно и бездарно теряется великое культурное наследие… Как скоро наступит равновесие? Кто возьмется грамотно расположить грузы на весах? 





Фото автора, а также Михаила Карасева и Павла Кашаева


Сергей Доровских
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку