Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Школу ждут перемены 18.08.2012

Школу ждут перемены

    Приближается первое сентября. Традиционно перед началом каждого учебного года тамбовские педагоги совместно с представителями властных структур и профсоюзных организаций собираются на коллегию управления образования и науки области, чтобы обсудить имеющиеся проблемы и обозначить перспективные пути развития системы образования. Педагогическая коллегия носит дискуссионный характер и, как правило, проходит в форме «круглых столов».

    На этот раз стержневой темой стал проект Федерального закона «Об образовании», который широко обсуждался на протяжении последних лет и скоро должен быть принят Государственной Думой.

    Какие принципиальные изменения ждут школу, стоит ли надеяться, что острые проблемы снимут с повестки дня?


Образцово-показательная

    Коллегия прошла на базе Бондарской средней школы, и перед началом основных мероприятий для желающих организовали небольшую экскурсию. Назвать Бондарскую школу уникальной будет непростительно мало. Пожалуй, среди сельских она определенно лучшая в России. Рассчитанная на шестьсот мест, школа отвечает любым запросам современности: не только каждый учитель, но также и учащиеся обеспечены компьютерами, ноутбуками, планшетами; имеются современные электронные интерактивные доски, так что пачкающий руки, привычно скрипящий мел в селе Бондари почти что стал архаизмом.







    Можно бесконечно описывать блестящие новизной кабинеты химии, физики, иностранных языков, тренажерный зал, столовую, стоматологический кабинет… но запомнился один участник экскурсии, скромный директор сельской школы, который, перешагивая очередной порог, вдруг с грустью произнес: «А, лучше бы и не идти, только расстраиваться!» С одной стороны, радостно видеть такое богатство, но каждый ли районный центр может продемонстрировать такой размах? Иные все же питали надежды: «А что, может быть, и у нас когда-нибудь такое чудо возведут!»





    В Бондарях создана самая настоящая образцово-показательная школа будущего. Сюда не стыдно пригласить и президента, причем любой страны. И все же, слыша рассказ о современной технике, наборах для занятий с учащимися начальных классов, один из которых, к примеру, стоит порядка 150 000 рублей, понимаешь, что для некоторых сельских школ денежный эквивалент такой небольшой коробочки кажется настоящим глотком воздуха...

Школа выживания

    В рамках коллегии прошли три «круглых стола». Один из них был посвящен наиболее болезненному вопросу: финансово-экономическому положению учебных заведений. С принятием нового закона «Об образовании» оно кардинально изменится. В стране будет три типа образовательных учреждений, и функционировать они станут по-разному. С так называемыми казенными формированиями все просто. К ним отнесут детские дома, интернаты, спецшколы и прочие подобные заведения. Их объединяет то, что они не имеют права оказывать платные образовательные услуги и полностью находятся на попечении государства.

    Большинство же школ подпадает под две другие категории – бюджетные и автономные. И те, и другие остаются государственными, но принцип их функционирования изменится кардинально. Бюджет каждой школы будет складываться из двух источников – государственной субсидии и тех денег, которые школа заработает сама. Теперь от государства она будет получать строго определенную сумму лишь на самое необходимое: преподавание основной образовательной программы, минимальную зарплату учителям, ремонт здания и оплату коммунальных услуг. Иные материальные средства придется добывать самостоятельно за счет дополнительных платных образовательных программ.

    Иначе как «школой выживания» подобную систему назвать трудно. Стоит ли удивляться: экономия на образовании не новость. По данным на 2012 год, в рейтинге стран мира по бюджетным расходам на образование наша страна – на «почетном» 107 месте рядом с Оманом, Панамой, Парагваем и Камеруном.

    Может быть, вывод из всего сказанного покажется неправильным, но другой найти трудно: школа, как и все иные сферы в нашей стране, обязаны стать бизнесом. Впрочем, и на «круглом столе» обсуждали именно эту тему: как заработать, чей опыт перенять? Какие дополнительные кружки, секции наиболее популярны, как поступить с группами продленного дня, возможно ли перевести их на коммерческую основу? В общем, какую аэробику «запустить» на селе?

    А если серьезно, то чудом до сих пор уцелевшие малокомплектные сельские школы, скорее всего, окончательно уйдут на дно… Тотальная рыночная модернизация наконец докажет их нежизнеспособность.

Ноги не накормят?

    Любой рынок требует соответствия, отлаженных налоговых поступлений, и образовательная сфера не исключение. Отдельная статья нового закона касается индивидуального предпринимательства.

    - Не секрет, что родители вносят деньги на ремонт, на приобретение мебели, техники, покупают учебники, платят репетиторам, – отметила в докладе на состоявшемся после «круглых столов» пленарном заседании начальник управления образования и науки области Н.Е. Астафьева. – Именно этим и объясняется то, что в проекте закона в качестве самостоятельного элемента выделены индивидуальные предприниматели.


    Отныне деятельность каждого школьного репетитора, не имеющего регистрации в ИФНС, подпадает под действие ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство». И, прежде чем приступить к дополнительным образовательным услугам, новоиспеченный учитель-предприниматель должен показать законным представителям ребенка сведения о государственной регистрации, документы, подтверждающие образование и квалификацию, а также заключить двусторонний договор.

    - Однако, как показывает практика, педагоги не стремятся к получению статуса индивидуального предпринимателя, – отметила Н.Е. Астафьева. – По данным налоговых органов, в настоящий момент в Тамбовской области предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования, зарегистрировано менее 50 человек.

    Большинство же работает «по старинке», «в тени», и при этом фактически каждый старшеклассник пользуется услугами репетитора. Порой педагоги сознательно идут на различные психологические приемы, нагнетают обстановку, давят постоянным утверждением «Не готовы, не сдадите, провалите ЕГЭ!» и тем самым вынуждают оплачивать дополнительные занятия, готовят к единому госэкзамену, хотя по факту обязаны это делать полноценно и бесплатно в рамках государственного общеобразовательного стандарта.

    - Репетиторство стало распространяться даже в начальной школе, – отметила Наталья Астафьева, – где учителя помогают учащимся в выполнении ими же данных домашних заданий. На фоне сознательно созданной неуспеваемости учеников у родителей возникает ложное представление о необходимости оплаты такого рода услуг. И даже когда факт их навязывания отчетливо осознается, родители все равно предпочитают платить, а не идти на конфликт.

    Есть основания полагать, что новый закон эту лавину поборов остановит. Хотя стоит и напомнить, чем же они, эти «поборы», вызваны. Многим известны примеры, когда молодой учитель вынужден полностью тратить основную, по-прежнему мизерную зарплату на длящуюся годами ипотеку, и «добывает хлеб» исключительно репетиторством. Волков, даже интеллигентных, тоже ноги кормят, и теперь закон внимательно следит за их бегом. Ко всему прочему индивидуальный предприниматель отныне не сможет предоставлять услуги ученикам того образовательного учреждения, где работает сам. Безусловно, хорошая мера, пресекающая любое навязывание, «авторитетное давление» на учеников и родителей. Но опять же вспоминаются сельчане. Как быть, скажем, учителям-репетиторам Пичаевского района, где официально существует только одно образовательное учреждение с сетью филиалов? Блуждать по соседним городам и районам в поисках клиентов? Поистине волчья выносливость понадобится.

    В ближайшее время российские школы ждут настоящие и серьезные перемены. Насколько эффективно образовательные учреждения смогут работать в условиях фактически полной финансовой самостоятельности? Станут ли директора школ «успешными менеджерами», а учителя – грамотными бизнесменами?

    Пока трудно сказать, чем закончится новый эксперимент…

Сергей Доровских
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку