Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Дорога под землю 01.09.2012

Дорога под землю

    В прошлом году городские власти заявили о намерении построить в Тамбове еще один подземный переход  – у стадиона «Спартак», на перекрестке Советской и Студенецкой набережной. И сразу же новость возмутила общественность – какой смысл, да и зачем так близко от первого? Ответ был прост: перекресток считается одним из опасных в городе, по статистике именно здесь происходит большинство крупных ДТП. Тоннель, который обезопасит дорожное движение, предложили пустить под мостом.
    Прошло больше года, но работы так и не начались, да и сама тема как-то перестала будоражить умы. Означает ли это, что вопрос окончательно свернули? В комитете городского хозяйства пояснили: необходимы средства на реконструкцию моста. Как только для этих целей найдутся финансовые источники, специалисты сразу же приступят к работе. В любом случае, предполагаемая дата появления нового тамбовской «подземки» озвучена – 2016 год.
    Но главный вопрос другой: допустима ли реконструкция моста?
   Конечно же, Тамбов преображается, обретает черты современного города… но процесс идет крайне напряженно, и фактически каждая грандиозная новостройка сопровождается скандалом. Достаточно вспомнить историю с первым подземным переходом, когда, с одной стороны, у многих горожан шок вызвала сумма «зарытых в землю» средств, а с другой – находка старинного кладбища с останками первого поколения тамбовчан. До сих пор суеверные горожане предпочитают быстрому подземному пути десятиминутную прогулку до ближайшего перехода. Иные шутят, что «дорогу страха» с прыгающими скелетами из Парка культуры и отдыха можно бы перенести сюда. По крайне мере, часть вложенных средств окупит…
 
 
 
    Впрочем, вопрос более чем серьезный. Строительство второго пешеходного подземного пути, по мнению ряда экспертов, угрожает исторической оригинальности бывшего Никольского моста. Не многие из нас слышали, но знакомый каждому мост на Советской построен во времена Державина и остается единственным памятником его короткой эпохи наместничества в Тамбове. Кстати говоря, этот злосчастный каменный мост во многом и стал причиной отставки великого поэта: у Державина назрел конфликт с местными чиновниками на почве денег, вернее, они жестко защищали интересы своих подрядчиков и не уставали писать жалобы генерал-губернатору на принципиального и несговорчивого Гавриилу Романовича.


    - Мост начали строить 2 сентября 1786 года под личным наблюдением Державина, – поясняет «Онлайн Тамбов.ру» искусствовед Марина Климкова, один из самых активных защитников старинного сооружения. – Причем строили по образцу московского моста через Яузу, располагавшегося у Яузских ворот близ храма Троицы в Серебряниках. Его историческую ценность подтверждают архивные документы и работы тамбовских историков и краеведов, но у нас почему-то на мосты вообще внимания не обращают, и ни один не поставлен на учет. Главная ценность моста – в старинной кладке, которую вполне можно и нужно превратить в популярный туристический объект. Но пока мост не является памятником, сооружать подземный переход сможет любая строительная организация. Если же его признают памятником – только та, у которой есть соответствующая лицензия на проведение реставрационных работ.


    Слова Марины Александровны подтвердил и старший научный сотрудник ГУ «Государственный архив Тамбовской области». Юрий Мещеряков. Фактически всю свою жизнь Юрий Владимирович посвятил подробнейшему изучению державинскому времени, написанию исторических трудов на эту тему. В его книге «Гавриил Романович Державин: Тамбовский период деятельности» опубликованы архивные документы, подтверждающие, что мост построен именно в период наместничества в Тамбове Гавриилы Романовича.  
    Казалось бы, все вопросы сняты, пора бить в набат и говорить не о новом подземном «тоннеле», а о реставрации ценнейшего инженерного памятника истории. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
    - Для того чтобы мост получил статус памятника и соответствующую государственную охрану, необходимо пройти установленную законом процедуру, – комментирует начальник отдела охраны памятников истории и культуры областного управления культуры Надежда Толмачева. – Нужно заключение аттестованных Минкультом экспертов. На Тамбовщине таких нет. Экспертиза платная, хотя, надо сказать, некоторые эксперты готовы работать даром.
    На самом деле, как удалось выяснить, бесплатно работать желающих не нашлось. Необходимая экспертиза обойдется в  300 000 рублей… Сумма значительная, и, прежде чем найти возможность ее выделить, нужно иметь весомые для того основания. Иными словами, на фактах доказать, что мост действительно является ценнейшим памятником. В этом направлении не первый день работает общественная организация «Культурная инициатива». Ее руководитель Тамара Ивановна Попова отправила запросы в городскую администрацию и Управление культуры и архивного дела области, но получила ответ только из администрации:
 
 
    Как сказано в документе, «сведения об исторической ценности и статусе как памятника истории и культуры, каменного моста через реку Студенец по улице Советской отсутствуют… формируется комиссия по обследованию моста… в целях определения наличия признаков объекта культурного наследия». В комиссию вошли: представители управления культуры,  работники Центра по сохранению и использованию культурно-исторического наследия, директор краеведческого музея А.И. Чиликин, руководитель «Культурной инициативы» Т.И. Попова, член Общественной палаты В.Ф. Пеньков, а также историк, преподаватель ТГУ имени Державина Ю.А. Мизис.
      - И вот при встрече членов комиссии около моста ведущий археолог Центра историк Н.Б. Моисеев стал утверждать, что в конце XVIII века в России использовался стандартный кирпич, а его размеры не совпадают с размерами кирпичей, из которых построен мост, – продолжает рассказ Марина Климкова, которая также входила в состав комиссии. – Он также сказал, что государство имело монополию на производство кирпича, но архивные документы это не подтверждают. Однако историк Ю.А. Мизис все сказанное подтвердил.
    В результате комиссия склонилась к мнению, что каменный мост был возведен не в 1788 г., а в 1830-м.
    - Тогда я заметила, – продолжает Марина Александровна, – что если даже так оно и есть, то мост, судя по почтенному возрасту, является историческим объектом, поэтому все равно должен быть поставлен на учет как памятник. Все это выглядит более чем странно, поскольку архивные исследования давно проведены и опубликованы в книгах, которые вышли в свет в рамках издательской программы того самого управления культуры и архивного дела области, которое теперь требует каких-то дополнительных доказательств исторической ценности моста.
Профессор, заведующий кафедрой  российской истории ТГУ Ю.А. Мизис причисление моста к эпохе Державина категорически отрицает. Но это выглядит странным хотя бы потому, что именно Юрий Александрович выступал редактором ряда книг, свидетельствующих о том, что каменный мост в конце  XVIII в. уже существовал. К примеру, в издании «И пыль веков от хартии отряхнув…» на с. 50–51 дается «Экономическое примечание г. Тамбова и его уезда. Конец XVIII в.», где сказано: «…мостов каменных 3: 1-й на выезде в город Астрахань через речку Ржавец, 2-й средь города через речку Студенец, 3-й на рву бывшего укрепления города». Далее в книге И.И. Дубасова «Очерки из истории Тамбовского края» в комментариях к тексту на с. 723 читаем: «20. Никольский мост – каменный мост через р. Студенец в г. Тамбове близ Троицкой (Никольской) церкви. Сооружен в 1786–1788 г.»
Мы попросили высказать мнение еще одного члена комиссии, представителя Общественной палаты В.Ф. Пенькова:
     - В Тамбове не так много объектов культурного наследия, которые могут быть атрибутированы концом XVIII века, - пояснил «Онлайн Тамбов.ру» Владимир Федорович. – Но, к сожалению, на сегодняшний день мы однозначно не можем пока утверждать, что сводчатый мост через Студенец был возведен именно в Державинское время, хотя косвенные доказательства этому есть. Оценки экспертов расходятся: хотя бы потому, что формат кирпича, из которого сделан свод, не в полной мере соответствует времени Державина. Но даже и не об стоит вести речь: необходимо усилить работу по выявлению и атрибуции объектов культурно-исторического наследия, в том числе и таких инженерных сооружений, как мосты, и только затем принимать решения, связанные с возможностью их утилитарного использования и перестройки, исходя из современных требований и насущных нужд города.

 
     Самый острый вопрос остается открытым: что произойдет раньше? Или важнейшие объекты культурно-исторического значения, в том числе и Никольский мост через Студенец, будут выявлены, поставлены на учет и не на словах, а на деле станут жестко охраняться государством, или все же раньше найдутся средства на тотальную реконструкцию и работы по строительству нового подземного перехода… В этом случае ни о сохранении исторической кладки, ни о перспективных туристических маршрутах речи уже не будет.  
 
СПРАВКА

     Тамбов с чудовищной скоростью теряет важнейшие исторические памятники.
     Летом 2010 года неизвестные снесли дом Михаила Боратынского на улице Мичуринской. Уголовное дело до сих пор расследуется в городском УВД. Чуть ранее был снесен дом Протасьевых на перекрестке улиц Советской и Горького, в котором, по одной из версий, жила та самая «тамбовская казначейша». В конце 80-х годов на улице Горького снесли дом одного из создателей образа Козьмы Пруткова Алексея Жемчужникова. На Центральном рынке медленно, но верно разрушается здание исторических торговых рядов. Кроме того, утеряны здания детской больницы на улице Степана Разина, дом Подбельского на улице Советской, 19, дом Барятинских на Студенецкой набережной, сгоревший в 1994 году...
     Как скоро остановится этот процесс?
     В Тамбове есть историческое наследие.
     Как скоро опомнятся наследники?

Сергей Доровских
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку