Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Живая магия кукол 08.09.2012

Живая магия кукол

     15 сентября Тамбовский государственный театр кукол открывает новый 79-ый сезон. Юных зрителей ждет знакомство со спектаклями «Легенды Тамбовского края», «Кот в сапогах», «Огненный Лев», а также «Теремок для цветов» по пьесе Аллы Дмитриевой. Режиссер-постановщик спектакля, он же главный режиссер Московского детского театра марионеток Андрей Аладухов рассказывает читателям ИА «Онлайн Тамбов.ру» об этом интересном и необычном мюзикле для детей.  

     – Андрей Владимирович, стало ли для Вас неожиданностью приглашение в Тамбов?

     – Честно признаться, да. Дело в том, что марионетка устроена намного сложнее иных видов кукол. Механика управления марионеткой видоизменяется значительно больше, чем механика других систем кукол. У нее совершенно другой градус, техника, поэтому и актеру нужна подготовка, работает иная группа мышц. Чтобы освоить марионетку, требуется не менее двух-трех лет. Поэтому я, конечно, когда руководство Тамбовского драматического театра обратилось ко мне с предложением о сотрудничестве, удивился, но и был очень рад этому. Мы надеемся, рассчитываем именно на долгосрочную перспективу и верим, что наши спектакли станут настоящими долгожителями.

     Были некоторые трудности с выбором пьесы. Я предложил три варианта, остановились на четвертом, на который я даже и не рассчитывал, но думаю, что именно «Теремок для цветов» – наиболее подходящий вариант. В спектакле одновременно используются как марионетки, так и игровые куклы, поэтому актеру необходимо соединить эти два типа кукол в себе, создать единый, целостный образ. Это очень непросто.

     – Какие это образы?

     – Образы очень интересные и непростые. Это цветы – Ромашка, Колокольчик, Одуванчик. Есть еще два отрицательных и положительных персонажа: бабочка-гусеница и Мишка. Я люблю, когда в спектакле много конфликтов, особенно актуальных для детей. Знаете, есть такое модное слово – интерактивность. Именно этим я и занимаюсь тридцать лет. Но интерактивность часто бывает цирковая, без внутреннего осмысления. Она же, по моему мнению, должна отвечать определенным задачам, которые ставит перед собой театральный коллектив. Чтобы ребенок прежде всего выражал эмоции, чувства. Задача стоит именно такая: актеры сначала сами выплескивают чувства, эмоции, их переваривают, перерабатывают в себе, и только затем отдают детям. Отдают только положительную энергию.

     Смысл спектакля должен заключаться не в привычном, «традиционном» понимании: «пришел – посмотрел – ушел», а в создании особой атмосферы, где куклы непосредственно общаются с ребенком, помогая ему самостоятельно принимать решение. Здесь именно зрелище является главным действующим лицом в процессе познания мира ребенком.

     Есть еще одно модное слово: толерантность. Я бы сказал по-другому: сопереживание тому, что происходит на сцене. В спектакле есть такой персонаж – Мишка. Этот медведь с первых минут наводит беспорядок, и дети его должны осудить, но потом также искренне пожалеть. Эти значительные эмоциональные перепады постоянно колеблются и происходят в душе ребенка отчетливо, а актерам необходимо гармонично управлять этим процессом. Я бы сказал, нет ничего сложнее, чем нащупать и не утерять эту тонкую грань, не уйти в заискивание со зрителем. Нужно, с одной стороны, подойти к ребенку как к равному себе, и все чувства, движения, эмоции, которые живут внутри актера, передать ему. Чтобы дети, увидев плохое, благодаря этому смогли понять, что есть и хорошее. Чтобы спектакль в какой-то момент заставил ребенка задуматься о том, что плохо, а что хорошо. Иными словами, чтобы захотелось встать, подойти и погладить персонажа, пожалеть. А в какой-то момент и отругать. И эти эмоции будут яркие, сильные, настоящие. Ребенок не должен стесняться этих чувств, опасаться сделать что-то не так. Задача актера максимально пробудить, высвободить эти чувства.

     – Всегда ли это легко?

     – Сегодня, к сожалению, выросло поколение детей, которое не умеет эмоционально работать. Целое поколение ушло в компьютер и забыло, что такое доброта, любовь, нежность, теплота. Хотелось бы, чтобы «Теремок для цветов» нащупал путь именно к эмоциональному сдвигу. Для современных детей очень важно, чтобы на сцене беспрерывно происходили события, действия, совершались поступки, трюки, фокусы. Мы же должны сделать так, чтобы ребенок, один раз подняв глаза, не отвел их до тех пор, пока не закончился спектакль. Чтобы он участвовал в этом действии. Поэтому в этом спектакле дети сначала будут бросать в Мишку колючки, потом сами же эти колючки собирать, гладить медведя, жалеть, потом у них произойдет конфликт с Одуванчиком, после они будут наблюдать, как гусеница преображается в бабочку, как по залу летают насекомые, – всё это станет для них настоящим событием. Познавательным праздником, в какой-то степени просветительским, обучающим.

     Очень бы хотелось, чтобы спектакль жил и радовал зрителей долгие годы. И мы искреннее рады видеть вас и ваших детей в ближайшую субботу, 15 сентября, на премьере в Тамбовском театре кукол!


Сергей Доровских
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку