Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Детская неожиданность 19.09.2012

Детская неожиданность

     В России с 1 сентября 2012 года вступил в силу закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон, который как-то очень внезапно вплыл в российском правовом пространстве и еще до его принятия погряз в череде скандалов.

     Впрочем, скандалы эти продолжаются и сейчас. Чего стоит такое же внезапное и подрывающее саму суть правового пространства решение без суда и следствия отключить на этой неделе на полдня доступ к сервису YouTube в Омской области, опираясь как раз на положения данного закона.

      В минувший вторник на первом заседании Общественного совета, созданного при уполномоченном Президента России по правам ребенка Павле Астахове, тоже много говорили именно об этом законе. Члены совета и приглашенные гости, естественно, полностью поддерживают его принятие и даже мягко попеняли российским властям на то, что принят он был так поздно. Дескать, в "цивилизованных европах-то" такие законы появились еще в 50-60-х годах прошлого века.

     Сразу хочу сказать, чтобы не было недопонимания: лично я тоже полностью поддерживаю разумные меры по созданию безопасной среды для подрастания и развития маленьких россиян. Вопрос только в том, как это делать и какой при этом получится результат.

     Вот ввели, например, возрастную маркировку программ и фильмов на телеканалах. Эта маркировка указывается и в тексте телепрограммы. Очень хочется понять: чего хотели этим добиться авторы закона?

     Давайте возьмем любой день – например, пятницу, 21 сентября. И посмотрим возрастную маркировку телепрограмм в любой газете (12 общедоступных телеканалов без кабельного и спутникового телевидения). Вопрос на засыпку: сколько там программ, предназначенных, судя по маркировке, для детей? Лично я в течение суток насчиталась на всех 12-ти телеканалах 21 программу, предназначенную для возраста 12+, и всего 8 программ, предназначенных для возраста 6+.

     Так всплыла весьма важная побочная проблема: наше телевидение не делает и не хочет делать программ, ориентированных на детей и подростков. Включая государственные бюджетные каналы, которые так пекутся о нравственном здоровье подрастающего поколения. Даже те немногочисленные программы, которые ориентированы на возраст 6+, имеют не отечественное происхождение. И самое парадоксальное: в сетке вещания большинство из них поставлены на 5-6 часов утра.

     Так, может, надо для начала создать нормальное детское телевидение на общедоступных каналах? «Будильник», «В гостях у сказки», АБВГДейка, «Веселые старты», «Ребятам о зверятах», «Веселые нотки», «Утренняя звезда» – это то, что сразу так, навскидку, приходит на память при мысли о советском телевидении. И все это было предназначено детям, стараясь научить доброму и правильному. 

     А у нас даже легендарных «спокушек» («Спокойной ночи, малыши!») все время рвутся изгнать с общероссийского государственного телевидения, как бедных ненавистных родственников. Перемещают и по сетке вещания, и с канала на канал. Теперь вот в СМИ были озвучены очередные планы – отправить «спокушек» в почетную ссылку на канал «Культура», а главным ведущим сделать певца Дмитрия Маликова. В общем, Хичкок отдыхает.

     Правда, есть в телевизионной сетке программы вообще без маркировки. Теоретически это означает, что они предназначены для любой аудитории. Это, например, вся программа того же канала «Культура», который как бы признан культурным достоянием, а потому по определению не может показывать ничего плохого и не предназначенного для детей. Но, положа руку на сердце, давайте признаемся честно: много ли детей в пятницу 21 сентября сядут к телеэкранам смотреть на этом канале юбилей замечательной актрисы Ольги Остроумовой или «Мировых звезд фортепианного искусства»?

     Ну, ладно, хорошо. Поставили на телепрограммах маркировку – и что? Что дальше? Если действительно думать о защите детей от вредной (как считают авторы закона) информации, то логично переместить все программы с маркировкой, например, 16+ на вечернее время, когда их смогут увидеть только взрослые. Но для этого надо переверстывать всю сетку вещания. И при этом выяснится, что на дневной-то эфир ставить нечего. 

     Понятно, что переверстывать вещательные сетки никто из телеканалов и не собирается. Все бурные дискуссии по поводу того, что культовые «Ну, погоди!» начнут показывать только после 23.00, – это чистое лукавство. Хлопнут на них штампик с возрастным ограничением – и будут, как и раньше, гонять по телику в любое время суток. Идут же среди бела дня зубодробильные боевики с потоками крови или разнообразные документальные криминальные расследования с расчлененными трупами.

     Кстати, маленькие дети очень любят смотреть по телевизору то, что вызывает жуткое раздражение взрослых зрителей, – рекламу. Вы когда-нибудь внимательно всматривались в этот бред, предназначенный именно детям? Как-нибудь попробуйте. 

     Вот, скажем, рекламный ролик популярных детских шоколадных батончиков: маленькие пингвинчики добывают любимое лакомство – один отвлекает маму танцами и песнями, а второй ворует батончики из холодильника. А вот рекламный ролик другого детского лакомства: очаровательный малыш, подставив табуреточку, тянется к шкафчику с шоколадками, а при виде приближающейся мамы на цыпочках пытается крадучись сбежать с места преступления. Мама ласково улыбается: теперь «маленькому шпиону» не нужно обманывать, она и так даст шоколадку.

     Мало? Вот еще ролик популярного детского молочного продукта: нарисованная зверюшка в платьице растеряно смотрит на свою сумку и кричит о том, что у нее украли любимые лакомства. В это время вокруг собираются другие нарисованные зверюшки (типа, ее друзья) и весело кричат, что не надо ничего искать и это они сперли, потому что очень вкусно. Все весело танцуют и вместе пьют остатки неуворованного.

     И на всем этом не стоит никаких возрастных маркировок.


Галина Юдахина
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку