Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Храм вернули. А бельевые веревки остались… 19.02.2013

Храм вернули. А бельевые веревки остались…

    ХРАМ ВЕРНУЛИ. А БЕЛЬЕВЫЕ ВЕРЕВКИ ОСТАЛИСЬ...

    Новость о том, что единственный на Тамбовщине старообрядческий храм Успения Пресвятой Богородицы, находящийся в Моршанске, будет безвозмездно передан в пользование местной общине староверов, сообщили еще в январе. Об этом договорились глава администрации Тамбовской области Олег Бетин и митрополит Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилий (далее – РПСЦ). Новость обрадовала многих. Негоже ведь пустовать такому красивому и, похоже, кроме староверов давно никому не нужному зданию. Церковь эта и так, если можно выразиться, вдоволь «настрадалась» за сотню лет. И винным магазином была, и музеем, и граффитчики ее, давно остылую и запущенную, не обошли каракулями. Но теперь, похоже, у нее будет новая жизнь, и всё вернулась на круги своя… Впрочем, нашлись и те, кого решение губернатора повергло в шок. И дело касается вовсе не религиозной проблематики, а такого извечного и странного в этой ситуации квартирного вопроса…
    Старообрядческая церковь Моршанска начала строиться ровно сто лет назад, в 1913 году. Его на свои средства возводила супруга богатейшего моршанского купца А. А. Смесова Мария Ивановна, при полной поддержке тогдашнего главы Моршанска, тоже исповедовавшего староверие. Помимо церкви и также на деньги старообрядцев в двух шагах строился двухэтажный дом притча, предназначавшийся для нужд служителей храма. Известно, что верующие убирали храм самыми лучшими, ценными иконами и богослужебными книгами, и моршанские купцы в вопросах, касавшихся традиций, веры, никогда не скупились. Были здесь и иконы дораскольного письма, и Евангелие 1790 года, и Триадь 1648-го, и Златоуст 1795-го. Часть этих сокровищ и поныне хранится в Моршанском историко-художественном музее, еще часть – в Тамбовском, но большинство ценнейших духовных атрибутов, увы, утеряно безвозвратно.
    Впрочем, могла быть утеряна и сама церковь. В 1929 году горсовет принял решение разобрать здание на кирпич. Причины были нелепы до абсурда. Первая – будто бы старообрядцы не выполняли условий договора с горкомхозом по содержанию и оборудованию здания. Вторая, цитирую: «В городе налицо то количество церквей, которое, помимо старообрядческой церкви, вполне достаточно для обслуживания верующих в Моршанске». Благодаря многочисленным протестам, причем не только староверов, церковь не разобрали, но закрыли. Затем здесь, причем прямо в алтаре, открыли винную лавку, а дом притча распределили под квартиры работников табачной фабрики. Только в 1990 году церковное здание перешло в ведомство управления культуры, но никакого музея так и не создали. Не каждый старожил Моршанска вспомнит, сколько же лет на входной двери храма висит табличка: «Идут ремонтные работы». Все к ней привыкли, только ремонтных мастеров никто за эти годы ни разу не видел. Как и охраны уникального памятника архитектуры: любой желающий до последнего времени мог попробовать небывалый моршанский аттракцион «Заберись на колокольню» и затем выложить отчет в Интернет. Кто угодно мог заглянуть в пустующую нишу, где нет колокола и чудесным образом пробивается к куполу не то кустарник, не то дерево… Любой, забравшийся на высоту, мог потрогать эти прекрасные, столетие назад дивно, с верой и любовью разукрашенные маковки, грубо изуродованными надписями «Маша + Рома»…
    Все эти годы митрополия РПСЦ боролась за возвращение храма. Они имели на то основания, опираясь на распоряжение Президента «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», на постановление Правительства РФ «О порядке передачи религиозным объединениям культовых зданий», на Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» и другие законодательные нормы, регламентирующие эту сферу. В 2001 году верующие добились результата, и церковь вернули… всего на две недели. Возмутились жильцы того самого, уже упомянутого ранее дома притча. Они собрали подписи, обратились к местной и областной власти, не желая, как они представляли, наблюдать рядом, а точнее, буквально в своем дворе крестные ходы, похоронные процессии (а возможно, и появление могил у стен храма, а значит под окнами), каждое утро просыпаться под бой колоколов и под них же отходить ко сну. Староверы уверяли жильцов, что все эти опасения надуманы, что всегда обо всем можно договориться и сосуществовать мирно. Но тщетно: власти приняли решение все вернуть на свои места, и храм еще на десять лет стал музеем, где «идут ремонтные работы».



    Сегодня, когда выяснилось, что по распоряжению главы администрации области церковь стала достоянием верующих, у всех, кто слышал о ситуации, первый вопрос был: а решена ли в таком случае проблема с переселением семей из дома причта, которому, как и церкви, в этом году исполняется сто лет? Как выяснилось, нет. О людях, как часто бывает, вообще никто не вспомнил.
    Впрочем, мы вспомнили. И с целью узнать их мнение, а также горожан, отправились в Моршанск.
    Опрос горожан показал: большинство одобряют решение губернатора. Одни говорили, что красивому и уникальному зданию не следует пустовать, другие, что традиции и чувства верующих не должны нарушаться, третьи отмечали, что они всю жизнь, даже в злополучный «винный период», называли здание только старообрядческой церковью, и теперь рады, что справедливость восторжествовала. Кстати сказать, положительный отзыв мы получили и от протоиерея отца Иоанна. По словам православного священника, «в церкви должна совершаться молитва, пусть и по старым канонам». Удивительно, но и долго служивший в Моршанске, а ныне столичный лютеранский пастор Сергей Кирюшатов – ярый сторонник староверов в вопросе передачи им церкви. Он рассказал, что в годы служения в Моршанске неоднократно публиковал в Интернете статьи, воззвания, и, более того, именно он, пастор, тогда и стал инициатором пикета в Моршанске за возращение храма. Поистине уникальная история…
    А вот на лице жильца бывшего дома притча, владельца одной из квартир Тимофея Корнева, отца троих детей, особой радости не заметно. Он рассказывает, что в доме проживают семь семей. Известие о передаче привычно пустующего здания верующим, мягко говоря, взволновало их всех. «Против старообрядцев я ничего не имею, – говорит он. – Но нашим детям и так гулять негде. Вот наш двор, вот наши бельевые веревки. А что дальше? Куда нам теперь со всем этим?» С особой обидой Тимофей рассказал о том, что, принимая решение о передаче здания верующим, никто не спросил их мнения. «Если беретесь возвращать церковь – так и решайте проблему до конца. Учтите и наши интересы тоже. Когда я покупал квартиру, мне же никто не сказал, что здесь будет действовать церковь. А весной начнутся активные работы, говорят, что даже забором отгородят. А нам как быть, куда бежать? Вот если бы тот, кто принял такое решение, в одном доме со мной жил, он бы так не поступил».



    На вопрос о том, будут ли жильцы собирать подписи и снова, как десять лет назад, обращаться к власти, Тимофей Корнев покачал головой: «Я думаю, что ничего не изменится». Самое удивительное, что столетний дом притча – вовсе не развалюха, как можно представить. Видимо, староверы умеют строить на века и на совесть, да к тому же недавно был капремонт, свежо белеют стены, оборудован подвал, у здания новая крыша, на дверях – кодовые замки, на окнах в подъезде цветы... И ни соринки вокруг. «Мы не знаем, что дальше будет, – подытожил Тимофей. – Кто станет, к примеру, настоятелем этой церкви? Будет ли это человек с пониманием, или он с нашими интересами считаться не будет?»
    Впрочем, вопрос о настоятеле и действительно пока открыт. Об этом в телефонном разговоре нам сообщил иерей РПСЦ отец Александр Маслов, священник из Рязани, который долгие годы окормляет моршанскую религиозную общину староверов. «Вообще, ситуация-то для нас складывалась по-другому, до сих пор как-то не верится, что храм будет наш, - признается «Онлайн Тамбов.ру» отец Александр. – У нас была судебная тяжба с управлением имущества Тамбовской области, где на балансе и находился храм. Процесс мы выиграли, но управление имуществом подало тогда в более высокий арбитражный суд. Пока судебный процесс не начался, владыка Корнилий встретился с губернатором, и Олег Иванович пошел нам навстречу, и это повторное судебное прошение отозвали». По словам священника, службы в храме начнутся сразу, как только будут оформлены документы. Возможно, что это произойдет скоро, даже зимой, но службы будут сокращенные, ведь в храме нет еще ни электропроводки, ни отопления. Решится со временем и вопрос о постоянном священнике для моршанской общины. И обязательно будут реставрационные работы, и торжественное открытие, с приглашением руководства города, области и СМИ…
    Но вот вопрос. Где будут жильцы бывшего церковного дома притча во время этого духовного праздника? Станут с невеселыми лицами наблюдать из окон? Или не станут смотреть, потому что прямо под окнами будет забор?
    Пока никто ничего не знает. Пока висят бельевые веревки. Пока храм всё также изуродован граффити. Лишь спилено уникальное дерево, которое росло в колокольне и с таким трудом пробивало себе путь через камни…


Сергей Доровских
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку