Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Альтернативная реальность 20.05.2013

Альтернативная реальность

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

    Помните классические философские метания трагического героя: «Быть или не быть, вот в чем вопрос»? Отбросим философию и остановимся на главном – праве выбора. Кто-то предпочитает, чтобы за них все решали, освободив от тяжкого бремени выбора. Но вот в повседневной жизни возможность выбора чаще всего весьма облегчает существование.

    Но вот как-то так получается, что в последние годы эти возможности частенько уходят в область теории. Нет, я не о политике. Я сугубо о повседневной жизни рядового российского обывателя.

    Вот, например, из этой повседневной жизни росчерком пера вычеркнули привычные лампы накаливания. Естественно, руководствовались исключительно благом народонаселения, отобрав у него недорогие лампочки и в принудительном порядке обязав приобретать только дорогие энергосберегающие.

    В итоги в нынешнем году в официальной продаже остались только лампы в 60 ватт, а со следующего года и таких не останется. Впрочем, в неофициальной продаже по-прежнему можно найти и более мощные лампы. А это означает, что на самом деле спрос на них никуда не делся, и многие россияне продолжают выбирать именно такие лампочки.

    Конечно, убедить своих сограждан в том, как важны, полезны, экономны и благородны дорогие энергосберегающие лампы, чтобы они сами захотели пойти и их купить, – это весьма непросто и муторно. Гораздо проще написать какой-нибудь закон и просто заставить их это сделать. А в итоге отобрать у человека неотъемлемое право выбора.

    В экономике такое право рядовому потребителю дает конкуренция.

    Лет десять назад в газете, которую я тогда возглавляла, была опубликована замечательная история по этому поводу. Некая индивидуальная предпринимательница из Котовска была признана судом виновной по крайней редкой статье Уголовного кодекса. Ее признали виновной в ограничении конкуренции путем поддержания единых цен, совершенном с применением насилия (ч. 3 ст. 178 УК РФ).

    Суть дела в том, что на Центральном рынке города Котовска Тамбовской области некое ООО «Лаванда» тогда бойко торговало бакалейными товарами, но по цене чуть-чуть пониже, чем у соседей по прилавку. Это все время вызывало скандалы в среде торговцев, и коллеги-предприниматели настаивали на том, чтобы цены на рынке были едиными у всех без исключения.

    Однажды разгневанные предприниматели собрались на стихийное собрание и пригласили на него представителей более успешного ООО «Лаванда». А потом подавляющим большинством голосов здесь решили установить... единые цены на товары на всем рынке. Когда утром выяснилось, что «лавандовый» продавец все равно выставил сахар на прилавок на 30 копеек дешевле, женщину просто избили, в результате чего она получила черепно-мозговую травму и попала в котовскую Центральную городскую больницу.

    Возможно, потом подобные уголовные дела на территории нашей области и возбуждались, но я о таких, честно говоря, не слышала. А вот в единой позиции продавцов по ценам можно убедиться практически на любом рынке и сегодня. А это значит, что два десятилетия развития как бы рыночной экономики на территории нашей страны так и не привели к полноценному развитию ее главного компонента – конкуренции.

    Нельзя сказать, что ее совсем нет. Вот мы грустно шутим над тем, что Тамбов постепенно превращается в город церквей и торговых центров. Но ведь надо честно признать – наличие большого количества торговых центров уже реально привело к конкуренции между ними.

    И в этом смысле рынок хоть и криво, но все же работает. Вот не выдержал конкурентной борьбы и закрылся гипермаркет «Вестер» в Фестиваль-парке. А его более успешные конкуренты, как правило, существенно меняют свою политику в течение полугода после открытия, приспосабливаясь к требованиям покупателей. Где-то меняют раскладку товаров, где-то корректируют ценовую политику, где-то расширяют ассортимент.

    Потому что понимаю, что недовольный покупатель может развернуться у дверей магазина и пройти всего пару кварталов, чтобы войти в двери другого торгового центра.

    Реальная конкуренция вполне видима даже невооруженным глазом, например, на рынке кредитования физических лиц. Понятно, что тут преимущества остаются за большими банками с государственной поддержкой, но и остальные достаточно активно сегодня отбивают у них клиентов – с помощью различных бонусов, акций, смягчения требований к заемщикам.

    И как только мы видим отсутствие такой реальной конкуренции, так сразу потребитель сталкивается с ситуацией, которую иначе, как ужас-ужас-ужас, и не охарактеризует.

    Самый яркий пример – недавний коллапс с международными отправлениями у «Почты России». Завалы вроде разгребли, начальника уволили, но разве это решило все проблемы? Ведь главная из них осталась.

    Нарастающая конкуренция заставила перестроиться другого монстра-монополиста – Сбербанк России, который обладал тем же огромным преимуществом, что и «Почта России», то есть самой разветвленной региональной сетью в самых разных уголках России.

    Но вместо того, чтобы воспользоваться этим преимуществом, руководство «Почты России» регулярно радует потребителей каким-то невероятными идеями – то внедряет микрокредиты под чудовищные проценты; то собирается закупать для доставки почты супердорогие электромобили; то объявляет о раздаче почтальонам с мизерными зарплатами дорогих планшетников для оказания с их помощью каких-то мифических услуг; то начинает разрабатывать платные почтовые сервера для принудительного перевода всех граждан России именно на эти электронные адреса для получения уведомлений госструктур.

    Похоже, что авторы всех этих идей сами живут в какой-то альтернативной реальности.



Галина Юдахина
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку