Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Русская рулетка российского здравоохранения 19.09.2013

Русская рулетка российского здравоохранения

    Пока россияне постепенно выходят из состояния отпускной расслабленности, в стране зреет экономический кризис. И, похоже, дозрел уже до такой степени, что правительственные чиновники перестали говорить туманными намеками и начали рубить правду-матку прямо с плеча. В частности, уже объявлено о грядущем сокращении бюджетных расходов практически по всем статьям.

Начнут, как обычно, с самых беззащитных – бюджетников, пенсионеров, больных. Уже объявлено о том, что государство намерено отказаться от индексации зарплат в бюджетной сфере и изменить порядок индексации пенсий (тоже в сторону уменьшения). Под ту же гребенку секвестирования попадает и без того хилое российское здравоохранение.

Странным в поведении чиновников выглядит лишь то, что на этот раз эксперименты по секвестированию, похоже, решили начать с российской столицы, хотя обычно так называемые пилотные проекты по различным непопулярным социальным программам обкатывают на других регионах.

Но врио заместителя мэра Москвы по социальным вопросам Леонид Печатников недавно уже объявил о главных целях модернизации российского здравоохранения – перераспределить нагрузку с больниц на поликлиники. Дескать, в развитых странах Запада (которые, как известно, для нас пример только в том случае, когда это выгодно чиновнику) только 30% от всего объема медицинской помощи приходится на стационары. На эти объемы и решили равняться в предкризисной России.

В Москве уже фактически приступили к планомерному сокращению числа коек в стационарах. В ближайшее время оно должно снизиться примерно на треть. Пациентов и врачей отправляют в поликлиники. Кроме того, был издан приказ (правда, вскоре отмененный после громкого скандала в блогосфере), запрещающий столичной «Скорой помощи» госпитализировать больных по длинному списку заболеваний.

Тот же процесс (с сокращением коек и реформированием «скорой»), по всей видимости, ожидает и всю остальную территорию страны.

Что тут можно сказать? Те, кто принимают подобные решения, однозначно не пользуются услугами бюджетного российского здравоохранения. Ну, разве что какими-нибудь медицинскими организациями со спецобслуживанием.

Во-первых, надо быть полным мазохистом, чтобы добровольно и с полным удовольствием стремиться подольше задержаться в стационарах большинства российских больниц.
     
Во-вторых, на селе и в небольших городах поликлиническая сеть практически уничтожена. В лучшем случае помощь оказывают обычные терапевты или вообще фельдшеры. Полноценное обследование или лечение жители этих территорий могут получить только в условиях стационара.
     
В-третьих, большинство обследований и препаратов в стационарах все же пока еще предоставляют пациентам бесплатно. При амбулаторном лечении и обследовании основная финансовая нагрузка будет мгновенно переложена на плечи самих пациентов. А у нас, даже по официальным данным Росстата, в настоящее время за пресловутой чертой бедности находится 19,6 млн. человек, а это примерно каждый седьмой россиянин. Никаких шансов самостоятельно оплатить лечение у них нет.

Как рассказала первый заместитель начальника управления здравоохранения Тамбовской области Ольга Виницкая в недавнем интервью «Тамбовской жизни», «на основании федеральной программы госгарантий будет разработана региональная программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи населению Тамбовской области на 2014 год». Это означает, что должны быть четко прописаны критерии предоставления платной и бесплатной помощи.

В частности, как утверждает Ольга Виницкая, на платной основе должны предоставляться только услуги, не входящие в перечень госгарантий. Это дополнительные обследования или методы лечения по желанию пациента, более комфортные условия пребывания в стационаре, косметические методы лечения, зубопротезирование, медицинские осмотры для лиц, устраивающихся на работу или занятых на вредном производстве. Предполагается, что это должно обеспечить тамбовскому народонаселению твердый минимум медицинских услуг, достаточных для поддержания нормального состояния здоровья.

Но кто и как будет определять, что является «дополнительным» обследованием? Если у меня нет соответствующего хронического диагноза, но я при этом хочу постоянно контролировать уровень сахара и холестерина в крови – это «дополнительно» или положено мне по оплаченному мною страховому полису? А анализы на онкомаркеры, которые могут на ранних стадиях определить страшный диагноз? А УЗИ внутренних органов, если у пациента пока нет длинного списка диагнозов, но есть намерение противодействовать его появлению?

Иными словами, подпадает ли под категории бесплатной медицинской помощи простое стремление заботиться о своем здоровье? Чаще всего ответ на этот вопрос руководитель каждой конкретной поликлиники решает в меру своих приоритетов: откажешь в каком-нибудь «дополнительном» дорогостоящем обследовании пациенту – сэкономишь на доплату врачу.

Между тем, не так давно Коллегия Счетной палаты РФ рассмотрела результаты аудита эффективности использования государственных средств при реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за период 2010-2012 годов. И результаты эти оказались неутешительными.

Главная проблема – территориальные программы в сфере здравоохранения не сбалансированы по видам и объемам медицинской помощи и не отвечают потребностям населения, поскольку (цитирую) «основой планирования объемов медицинской помощи в большинстве субъектов РФ является не фактическая потребность в ней населения, а финансовая возможность региона и сложившаяся сеть учреждений здравоохранения».

Не будем отрицать, что в системе здравоохранения происходят изменения. Достаточно вспомнить хотя бы масштабный ремонт тамбовских больниц и поликлиник, после которого, по крайней мере, можно не впадать в состояние депрессии от простого пребывания в их стенах.
 
И все же при росте финансирования этой сферы в денежном выражении доля расходов на нее по отношению к ВВП снизилась с 3,5% в 2009 году до 2,7% в 2012 году. Одновременно сократилась и доля финансирования программы за счет средств федерального бюджета – с 28,4% до 23,9%. Иными словами, содержание медицины перекладывается на плечи регионов и самих пациентов.

Это подтверждает и Всемирный банк, который опубликовал информационный бюллетень о финансировании здравоохранения в России в налогово-бюджетном контексте с 1995 года. По общим расходам государства на здравоохранение Россия уступает как странам Европы и Центральной Азии, так и странам со схожим уровнем дохода на душу населения. При этом по уровню расходов населения (при намного меньшем уровне доходов) на услуги здравоохранения и лекарства Россия опережает их на 3-4%.

Иными словами, там, где государство платит меньше, население вынуждено платить больше.


Галина Юдахина
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку