Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Ускользающая красота 14.10.2013

Ускользающая красота

    Когда ко мне приезжают друзья, то, как правило, просят – покажи нам Тамбов. Ведь это в определенном смысле символ «русскости», некое среднее воплощение российской провинции с ее особым укладом, а потому любопытство приезжих из других регионов вполне оправданно.
    Но и сами мы, как говорится не местные, хоть и живу в Тамбове уже почти три десятилетия. У меня тоже, скорее, сторонний взгляд на город. И этому взгляду, честно говоря, не на чем остановиться. Я просто не знаю, что можно показать друзьям, чтобы они увидели (прибавим немного пафоса) душу этого старинного и самобытного города.
    Единственный цивильный городской парк, придавленный очередным торговым центром? Церкви-новоделы? Набережную, на которой тенистые аллеи по чьей-то злой воле превратились в унылые ряды двухметровых столбиков с метелкой оставшихся веточек на макушке? Памятник тамбовскому мужику? Затянувшийся недострой гигантской колокольни, вонзившейся в сердце города, как осиновый кол?
    Кстати, в данном случае, упаси боже, речь не идет о религии. Речь об отношении к городу и градостроительной политике. Точно такие же депрессивные чувства лично у меня вызывала бы какая-нибудь совершенно партикулярная и внерелигиозная башня городской ратуши с часами, выпевающими каждый час песенку «В лесу родилась елочка…», если бы ее с таким же вопиющим насилием над городским ландшафтом впихнули на то же место.
    Жизнь не стоит на месте. Город меняется. И не всегда к лучшему. Снесена «неустановленными лицами» усадьба Боратынских, печальна и туманна судьба знаменитого кинотеатра «Модерн». И вот на минувшей неделе разгорелся громкий скандал вокруг не менее знаменитого «асеевского дворца».
    Вдруг как-то неожиданно выяснилось, что Федеральное государственное унитарное предприятие «Специализированное Предприятие по размещению федеральных органов государственной власти и обслуживанию объектов казны» 26 сентября 2013 года выставило «асеевский дворец» на торги.
    Здание, которое остается одной из немногих подлинных жемчужин Тамбова, предполагалось отдать в аренду на 20 лет под размещение там офиса, предприятия общественного питания, гостиничного комплекса. Общая начальная (минимальная) цена за договор составила менее 100 миллионов рублей, а ежемесячный платеж – около 5 миллионов.
    Между тем, за последние годы на реставрацию здания было потрачено более полумиллиарда рублей (в том числе 50 миллионов – из областного бюджета), а по ее завершению здесь якобы планировалось открыть филиал знаменитого Петергофа. Переход от музея к частному ресторанчику оказался каким-то слишком уж неожиданным – для всех, включая, похоже, и региональные власти.
    Бурные дискуссии по этому поводу и описание предпринятых мер по спасению усадьбы купца Михаила Асеева можно найти на многих тамбовских сайтах. В итоге 11 октября решение о торгах было аннулировано, и заодно найден козел отпущения во всей этой некрасивой истории – глава тамбовского управления Росимущества Маргарита Макурина, которая якобы единоличным решением еще 13 сентября текущего года согласовала документы, позволяющие выставить здание усадьбы Асеева на аукцион.
    Честно говоря, я не думаю, что в этой истории уже наступил хэппи-энд и поставлена жирная точка. Тот, кто присмотрел для себя этот чудесный особнячок (а в этом трудно сомневаться), вряд ли так легко отступит.
    Основания для таких грустных сомнений в истории новейшей России более чем достаточно. Знаковые для истории и культуры места все интенсивнее превращаются в торговые центры, места коммерческой застройки, частное жилье премиум-класса, а то и просто уничтожаются, освобождая территорию под более «полезные» объекты.
    Защитники Санкт-Петербурга, например, утверждают, что за последние пару десятилетий на Невском проспекте уничтожено больше исторических зданий, чем за время фашистской блокады. Уничтожение исторической Москвы вообще уже давно приобрело масштабы необратимой катастрофы.
    Лично для меня ситуация стала именно необратимой в день показательного уничтожения московского Манежа. Никто и никогда не убедит меня, что «оно само сгорело». Уникальное здание Манежа, построенное в 1817 году в честь 5-летия победы над Наполеоном, устояло в 1941 году после прямого попадания в него немецкой фугасной бомбы.
    Забавно, что уже на следующий день после полного выгорания Манежа в марте 2004 года представители Москомархитектуры уже заявил об имеющемся у них проекте восстановления Манежа с двумя подземными уровнями и автостоянкой. В остатках уникального исторического здания с уникальной архитектурой в итоге появились эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения.
Точно так же никто и никогда не убедит меня в необходимости сноса роскошного здания гостиницы «Москва» с ее пропитанными историей интерьерами и уникальными архитектурными решениями. Злые языки утверждают, что главной причиной сноса «Москвы» и дальнейшего строительства на этом месте ее плохой копии стали пропавшие в неизвестном направлении в ходе этого увлекательного процесса 87 миллионов долларов из столичного бюджета.
    Количество уничтоженных или варварски перестроенных исторических объектов только в Москве уже идет на сотни. Та же тенденция просматривается и по всей Руси великой. Чего только стоит планомерное уничтожение мемориального комплекса на Бородинском поле.
    Это удивительное место, в котором сам воздух, кажется, напоен историей. Но, похоже, скоро история там как раз только в воздухе и окажется. Ладно, если бы только земли раздавали под застройку. Теперь и до бородинских памятников дотянулась хищная рука «реставраторов». В итоге подлинные постаменты многих памятников и памятных знаков из благородного красного гранита и мрамора были заменены за сумму в 35 миллионов рублей на… бетон со странной «облицовкой по бетонной поверхности фасадными керамическими цветными плитками (типа «кабанчик»)». Бронзовые таблички и бюсты полководцев вообще куда-то подевались.
    Долго думала: ну, с чем же можно всю это вакханалию сравнить? Даже большевиков, которые взрывали храмы и сносили барские усадьбы, можно понять – они делали это ради идеи, строили новый мир, без попов и бояр. Сравнить с оккупантами? Тоже не выходит. Те целенаправленно уничтожали культурные ценности, потому что культура – это душа народа, которая скрепляет нацию. А значит, у них была осознанная причина поступать именно так.
    Увы, причина варварского уничтожения в наши дни столь проста, что становится еще страшнее, – деньги и жадность. Просто деньги и просто жадность.


Галина Юдахина
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку