Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Black Friday по-русски 09.12.2013

Black Friday по-русски

Каждая отрасль российской экономики загадочна по-своему. Не является исключением и сфера торговли. Определить, по каким законам (кроме закона безоглядной жадности) и формулам она действует, не под силу, наверное, даже профессору математики.

Это относится и к позорной попытке провести первую в России настоящую «черную пятницу» (Black Friday). Оригинальная «чёрная пятница» родилась в США, это первая пятница после Дня благодарения, с которой начинается традиционный рождественский сезон распродаж. Распродажи в этот день начали устраивать еще в XIX веке, а само название «чёрная пятница» появилось в 1966 году в Филадельфии и означало на самом деле всего лишь гигантские пробки на дорогах в пятницу после Дня Благодарения.

В США на распродажах в этот день можно приобрести самые разные товары с рекордными скидками, а торговцы всего за один день делают чуть ли не треть годовой выручки.

В этом году и у россиян должна была появиться своя «черная пятница». Организаторы BlackFriday2013 обещали участие в распродаже более сотни крупных Интернет-магазинов со скидками до 90%. По их собственным горделивым утверждениям, к началу знаменательного события на сайте зарегистрировались более миллиона человек.

И вот часы ударили полночь, и, прямо как в сказке про Золушку, карета превратилась в тыкву. В том смысле, что сайт BlackFriday2013 упал и не поднялся до 11.30 следующего дня. А когда поднялся и все-таки со скрипом заработал – то лучше бы он этого не делал.

Понятно, что организаторы всего этого удовольствия хотели быстренько и с минимальными затратами срубить бабла на комиссионных отчислениях. Но для большинства тех, кто оставили свои разочарованные и возмущенные отзывы на различных Интернет-площадках, осталось загадкой, зачем так позорились достаточно успешные и известные магазины.

Ведь мало того, что сайт BlackFriday2013 оказался неработоспособным, но и сами магазины вели себя по отношению к покупателям совершенно непотребно. Вот типичная история: «Купили сегодня моноблок, оплатили заказ через интернет. Через 3 часа нам позвонили и сказали, что такой цены нет, и это ошибка на сайте. Т.к. это было куплено в подарок ребенку, у которой день рождения, слез море. Т.е. ребенок остался без подарка, т.к. деньги неизвестно еще когда вернут».

Вот тебе, деточка, и «черная пятница»… Но беда в том, что у нас в любой день и в любом самом крупном магазине по отношению к покупателям именно такая «черная пятница».

Не буду голословной. Не так давно в тамбовском гипермаркете известной сети магазинов-дискаунтеров тоже начались предпраздничные распродажи. На полке с симпатичным скидочным ценником в снежинках стоит настойка известного производителя качественного алкоголя. Цена действительно намного ниже обычной – 228 рублей. Беру, иду на кассу – в чеке пробивается 329,9 рубля, то есть почти на 45% выше ценника.

Кассир идет в полную несознанку: ничего не знаю, у меня так пробивается автоматически. Администратор тоже относится к претензиям с откровенным недоверием, но потом все же предлагает показать, на какой конкретно полке взяли алкоголь по такой смешной цене. Показываю: вот полка, вот скидочный ценник на 228 рублей, вот стоит у ценника та самая настойка.

«Нет, – говорит мне администратор. – Она тут случайно стоит. Это ценник от другого вида настойки этого самого производителя, а правильный ценник от этой настойки на 329 рублей 90 копеек вот тут – на полметра левее». В попытках найти, а где же та самая скидочная настойка, подзывает продавщицу, та притаскивает длиннющую стремянку, лезет на самый верх и где-то там, в глубине самой верхней полки в задних рядах за бутылками, находит искомый продукт.

«Вот видите! – укоризненно и с чувством собственного превосходства говорит мне администратор. – Вы должны быть ответственным покупателем и внимательно изучать всю информацию…»

Надо сказать, что обычно при словах «вы должны» я впадаю в состояние тихого бешенства. Вообще-то, я должна только своим родным, близким и друзьями (ну, наверное, что-то еще Родине должна, но это отдельная история). Но вот кому я точно ничего не должна, так это кассирам, продавцам, администраторам и, конечно же, охранникам гипермаркета.

В общем, в книге отзывов этого замечательного магазина осталась соответствующая запись. С чисто журналистским интересом жду дальнейшего развития событий. Пока ничего не дождалась, но бутылки на полке всё же переставили. Зашла на следующий день, полюбопытствовала…

К сожалению, игра с ценниками – это совершенно осознанная практика большинства магазинов. Справедливости ради надо признать, что это общемировая практика. Время от времени у представителей торговли так и тянется рука залезть в карман покупателя. Главное – вовремя дать по этой руке, чтоб неповадно было. И вот тут-то как раз наблюдается главное различие в подходах.

В силу своей профессии мне пришлось долгое время заниматься потребительской тематикой. И узнала я такую любопытную историю. Одна американская бабуля подала чуть ли не сотню судебных исков против расположенного по соседству магазина. И все выиграла. Магазин даже пытался получить судебный запрет для бабули на посещение своих торговых залов, но с треском проиграл.

Один из последних исков бабули был таким. Она взяла на полочке упаковку сосисок, которая стоила со скидками, кажется, 99 центов, а в кассе ей пробили чек на один доллар. Бабуля спокойно взяла чеки и отправилась в суд, который признал, что магазин грубо нарушил права потребителей и присудил выплатить компенсацию в размере 100 долларов, то есть в 10 тысяч раз выше суммы нарушения.

Теперь вернемся на родную землю.

Стою в кассе в магазинчике недалеко от дома. У соседней кассы шум и гам. Бабуля взяла упаковку с весовым укропом, на упаковке цена – кажется, 11,2 рубля, а в чеке пробито 12,5 рубля. Возмущение страшное, причем со стороны кассиров – вот, дескать, бабка из-за рубля тут раскудахталась. Подумаешь, цены поменяли, а ценники – не успели…

В каком фантастическом сне можно себе представить, что эта бабуля пойдет в суд; что наш самый справедливый российский суд вообще примет у нее заявление; что присудит магазину выплатить обиженному потребителю компенсацию в 10 тысяч раз выше суммы нарушения (причем совершенно очевидного и неприкрытого нарушения)?

Кстати, наш потребитель достаточно непритязателен, он по своей жалостливой натуре склонен входит в положение бедных продавцов и прощать их. Казалось бы, ты накосячил – так улыбнись, попроси прощения и исправь ситуацию. Но нет, наша торговля так не приучена. Причем, ситуация с каждым годом только ухудшается, хотя вроде бы должно быть наоборот с приближением к цивилизованным правилам торговли. А почему? А потому…

И напоследок – анекдот, который, как мне кажется, все замечательно объясняет.

Ходит мужик по магазину, выбирает колбасу. За 200 рублей – в составе свиные шкурки, соевый белок. За 350 рублей – в составе свиные шкурки, соевый белок. За 500 рублей – в составе свиные шкурки, соевый белок. Мужик продавцу: «Подскажите, а в чём тогда отличие?» Продавец: «В наглости!»

Галина Юдахина
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку