Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Провалы в памяти 13.01.2014

Провалы в памяти

Праздники все-таки закончились, а потому без ущерба для новогоднего настроения можно поговорить о грустном. Например, о том, какими бешеными темпами нам отшибает историческую память.

Мы (как народ, как россияне, как единая нация) постепенно теряем если не наше общее прошлое, то, по крайней мере, адекватную его оценку. А в результате происходит то, чем пугают низкобюджетные фильмы-катастрофы – смещение полюсов. Только не на земной коре, а в коре головного мозга.

Только таким смещением полюсов (уж не знаю – психических, моральных или идеологических) можно объяснить ставшее уже знаменитым выступление 47-летнего актера, режиссера, сценариста, журналиста, священника, многодетного отца, писателя и уж не знаю, кем он еще является – в общем, Ивана Охлобыстина – в Новосибирске.

В своем выступление еще 8 декабря прошлого года с многообещающим названием «Духовные беседы» любимый многими «доктор Быков» из «Интернов» честно признался зрителям, что, вообще-то, не собирается «грузить их своей довольно сомнительной духовностью», и просто начал отвечать на вопросов в присущей господину Охлобыстину экспрессивной манере.

Ответ на один из них до сих пор сотрясает российскую блогосферу. На вопрос: «Как вы относитесь к гомосексуалистам и их парадам?» Иван Охлобыстин с присущим ему невероятным артистизмом и обаянием честно ответил: «Я бы их всех живьем в печку запихал».

Я, наверное, очень старомодный человек с устаревшими взглядами, но под впечатлением этого честного признания нахожусь уже несколько недель.

Скажу банальную вещь: мой дед Федор Юдахин погиб семь десятилетий назад за то, чтобы больше никто и никогда не сжигал в печах людей. Он не вернулся домой – к двум маленьким сыновьям и любимой жене, до конца своей долгой жизни так и оставшейся в одиночестве. И миллионы таких Федоров, Петров, Иванов не вернулись к деткам, женам, мамкам.

Не могу избавиться от ощущения, что невероятно обаятельный и действительно всенародно любимый «доктор Быков» в экстазе своих «духовных бесед» просто весело сплясал на их могилах.

Многие участники бурных дискуссий в Рунете сконцентрировались на том, кого именно предлагает сжигать в печах господин Охлобыстин. Но, друзья мои, уроки истории, которые мы так благополучно забываем, учат нас тому, что вслед за геями обычно в печи отправляются и другие неполноценные граждане – евреи, цыгане, психически больные, негры и, кстати, сказать, славяне, которые не так давно входили в этот почетный список на правах полноценных участников.

Слегка освежить свою память и посмотреть, как именно происходил в тот период процесс сжигания живых людей неполноценных категорий, можно в великом фильме Элема Климова «Иди и смотри». Героя-подростка там гениально сыграл персонаж многочисленных нынешних туповатых боевиков Алексей Кравченко. После съемок мальчику тогда потребовалась помощь психиатра…

Премьеру фильма я смотрела еще в студенческие годы. С нами были однокурсники-немцы. Когда вышли из кинотеатра, откровенно потрясенные пацаны сказали, что им стыдно после этого говорить по-немецки…

Нашим же бойким современникам совершенно не стыдно говорить по-русски абсолютно чудовищные вещи.

Ну, давайте, например, вспомним в этом ряду другой громкий скандал прошлого года, когда обозреватель «Комсомольской правды» Ульяна Скойбеда написала статейку с подзаголовком: «Порою жалеешь, что из предков сегодняшних либералов нацисты не наделали абажуров. Меньше бы было проблем».

Наверное, для автора это забавно. А чё, прикольно ведь?

А теперь отведите глаза от монитора и оглядитесь вокруг. Может быть, рядом с вами приткнулся любимый человек – с книжкой или планшетником. И на предплечье у него набита татушка с вашим именем в модном красивом цветном готическом узоре. Посмотрите на это чудо – и представьте, как нож делает первый надрез над этой татушкой, как он режет снова и снова, как в ваши уши бьет дикий вой обезумевшего от боли человека и летит в сторону залитый кровью планшетник… Правда, уже как-то не очень прикольно?

Самое печальное, что «печи» Охлобыстина прозвучали только потому, что совершенно безнаказанным остались «абажуры» Скойбеды. Подумаешь, «в эмоциональном запале ляпнула» (цитирую тогдашнюю снисходительную оценку непосредственного начальника бойкой дамы – Владимира Сунгоркина).

Чуть ли не теми же словами и столь же снисходительно сейчас оправдывает позицию своего подчиненного президент «Евросети» Александр Малис (напомню, Иван Охлобыстин является креативным директором этого ритейлера): дескать, он «был в таком состоянии нервном», и вообще, «каждый человек имеет право высказать свое мнение».

Самое пикантное во всех этих интервью Александра Малиса, что дает их человек в кипе и с ярко выраженными чертами определенной национальности, у представителей которой, казалось бы, в генах навсегда должно запечатлеться, что это за ужас – жечь живьем людей…

Мы чудовищно нетолерантны к людям, которые просто выбирают себе не тех любимых, но мы абсолютно толерантны к фашизму в его чистом и не замутненном ничем проявлении.

Это, впрочем, загадка не только современных россиян.

Например, в украинском Львове есть тематический ресторан под названием «Криївка», интерьер которого представляет собой стилизацию настоящего лесного схрона ОУН-УПА периода Второй мировой войны, а официанты одеты в форму бандеровцев. На входе вместо швейцара стоит тоже человек в форме и с бутафорским автоматом, который у всех гостей спрашивает: нет ли среди них москалей? Если кто-то честно признается в наличие у него русской крови, его ставят к стенке и имитируют расстрел. Потом предлагают пройти за стол и приносят меню.

У меня вот никак не укладывается в голове, как может стать развлечением расстрел в стране, где по данным поисково-издательского агентства «Книга Памяти Украины», погибли в годы войны более 10 миллионов человек. Причем две трети из них – мирные жители. Это до какой степени надо отшибить историческую память, чтобы развлекаться в таком стиле?

Недавно тамбовские СМИ сообщили о том, что в скором времени в регионе должен состояться премьерный показ документального фильма о нашей землячке Зое Космодемьянской, которой в последние годы вдруг перестала гордиться страна, почти вычеркнув ее из своей памяти и вознеся на Олимп славы других героев (например, генерала Власова).

Теперь же эту трагическую страничку нашей истории бережно восстанавливают, но, к сожалению, не российские специалисты, а американский ученый, профессор Питтсбургского университета Джонатан Платт, который уже на малой родине Зои Космодемьянской в селе Осиновый Гай и свое исследование психологии советского человека и психологии подвига строит именно на фигуре юной партизанки. Он хочет познакомить англоязычный мир с судьбой и подвигом этой русской девушки, которая его так потрясла.

Впрочем, многие россияне сегодня предпочитают другое кино. Как написала в ЖЖ про Ивана Охлобыстина одна из его пылких поклонниц: «За его роль в «Интернах» я ему все прощу…»


Галина Юдахина
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку