Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Недоаварийная авария 03.02.2014

Недоаварийная авария

Феерическое зрелище десятиметрового столба кипятка в облаке пара и мелких брызг потрясло на минувшей неделе не только тех тамбовчан, которые стали непосредственными свидетелями этого коммунального бедствия, но и многочисленных зрителей ютьюбовских видеороликов. В некотором смысле этот столб кипятка и пара стал своего рода символом всего происходящего в тамбовской коммуналке.

Мой личный опыт: нынешней зимой впервые за много-много лет в нашем доме уже трижды отключалось отопление. А ведь зима еще не закончилась, и много веселого нас может ждать впереди. Тем более, с таким замечательным базисом.

В последний раз отопление вырубилось в конце января, в прошлые выходные. Причиной стала очередная глобальная авария на улице Рылеева (кажется, тоже уже третья авария с начала зимы; только тут кипяток не бьет фонтаном вверх, а растекается обычно полноводной рекой вдоль по улице).

К вечеру прошлой субботы в нашем доме (как, впрочем, и в десятках других тамбовских домов) похолодели батареи, а из кранов потекла ледяная вода. К счастью, к середине воскресенья тепло вернулось, а вот горячая вода – увы.

Жители современной России – на редкость терпеливые и понимающие люди. Поэтому мы тоже терпеливо и с полным пониманием сложности произошедшей на Рылеева аварии ждали до вечера и лишь потом начали названивать в аварийку. Ну, вот есть у меня такая мелкобуржуазная привычка – мыть себя и посуду горячей водой.

Впрочем, понимания в аварийке эти мещанские наклонности как-то не нашли. На все возмущенные вопросы следовал флегматичный ответ: ваша горячая вода – это не наше дело, поскольку это не относится к аварийным случаям. Вот выйдут после выходных на работу сотрудники вашей управляющей компании – тогда и отремонтируют.

С тех пор прошло (на момент написания этой колонки) девять дней. Наш огромный дом (пять корпусов, десять подъездов) по-прежнему сидит без горячей воды, в ванных комнатах такая дубарина, что кажется, будто можно хранить замороженное мясо без ущерба для его качества. А в аварийке по-прежнему уверены, что все это безобразие не относится к аварийным случаям.

К чему это я? Да к тому, что все мы, даже самые честные и добросовестные потребители коммунальных услуг, совершенно беззащитны и беспомощны перед лицом единого фронта чиновников и коммунальных служб.

А такая беззащитность и беспомощность только провоцирует на дальнейшую наглость и разжигает аппетиты на наши денежки. В итоге в разных уголках страны рождаются в умах коммунальных деятелей уж совершенно какие-то отмороженные затеи.

Не буду голословной.

Например, у жителей города Апатиты Мурманской области чуть не случился нервный срыв, когда они получили последние платежки на коммуналку. Дело в том, что плата за потребление холодной воды на общедомовые нужды (ОДН) была увеличена сразу в 100 (!!) раз.

Одновременно в той же прогрессии выросли объемы воды, которые якобы потреблялись горожанами по ОДН. Если на собственные нужны каждая квартира в среднем расходовала 2-3 кубометра воды, то по ОДН жильцам насчитали за месяц по 16-18 кубометров на квартиру. Городские власти развели руками: «Ну, так получилось, будем разбираться…» и призвали жителей сохранять спокойствие.

В некоторых других фантастических историях представители государства все же продвинулись чуть дальше.

Скажем, в Балашове (Саратовская область) прокуратура выявила оригинальный способ, с помощью которого мошенническим образом обдирали местных жителей. Здесь управляющие компании отдельной строкой вписывали специальные тарифы за очистку сточных вод и собирали соответствующие немалые денежки.

Особую пикантность этой истории придает то, что предприимчивые управляющие компании быстренько уходили в процедуру банкротства, и теперь даже при самом благоприятном расходе мало кто сможет вернуть назад некогда уплаченные денежки по такой феерической услуге.

Прокуратура уже признала, что очистка сточных вод не является самостоятельной коммунальной услугой, а потому никакими тарифами не может определяться. В перспективе маячит и уголовное дело по статье о мошенничестве.

Но современная российская коммуналка – это такое золотое дно, откуда деньги, похоже, все еще можно грести лопатами, не прилагая никаких усилий, не вкладывая денег, не предоставляя ничего взаимен за собранные миллионы и, как правило, успешно избегая любой ответственности.

Креатив на коммунальном поле так и прет, и все не в нашу, потребительскую, пользу.

На сегодняшний момент рекорд по креативности, на мой взгляд, побили в Ярославле, где аж с 2006 года действовало постановление мэра № 3397 «Об утверждении нормативов потребления теплоэнергии на отопление жилых помещений в городе Ярославле». Документ с таким, казалось бы, вполне нейтральным и по-чиновничьи скучным названием скрывает буйство фантазии.

Дело в том, что он предусматривает взимание отдельной платы за подогрев полотенцесушителей, работающих от системы горячего водоснабжения. Повторяю еще раз для тех, кто не сразу въехал: ярославские чиновники постановили взимать отдельную плату за отопление с помощью полотенцесушителей в ванных комнатах. И обирали бедных ярославских жителей аж в течение семи лет.

На восьмой год вдруг прозрела местная прокуратура, обжаловала постановление мэра и признала его незаконным, поскольку «стоимость тепловой энергии на горячее водоснабжение полотенцесушителя учтена в тарифе на горячее водоснабжение».

Абсурдны все эти «услуги» и тарифы? Конечно. Бились ли против них потребители коммунальных услуг? Не сомневаюсь. Но в Балашове что-то сдвинулось только после вмешательства депутата Госдумы, а Ярославле прокуратуре потребовало семь лет тяжких размышлений, чтобы увидеть этот абсурд.


Галина Юдахина
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку