Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Ради красного словца 16.07.2014

Ради красного словца

С 1 июля 2014 года на территории России вступил в силу закон о запрете на употребление мата на телевидении, в кино, литературе, СМИ, на концертах и в театральных постановках, в котором прописаны в том числе и штрафы для нарушителей этого запрета. И это еще один шаг российских властей на пути всеобщего запретительства, который не может не пугать.

Но признаюсь честно: на этот раз я готова без особых раздумий и душевных терзаний поддержать запретительные меры. Концентрация мата в нашей жизни (от интернета до банальной очереди к кассе супермаркета) достигла такого уровня, что вызывает лично у меня уже чисто физическое недомогание. Ну, вот просто в прямом смысле воротит от физического отвращения и брезгливости, словно в тарелке с салатом в пафосном ресторане вдруг закопошились тараканы.

Напоминаю, в чем суть принятого закона. Запрещается «публичное исполнение произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия». Также вводится запрет на мат «при показах фильмов в кинозалах», в театральных постановках, на открытии выставок, в СМИ, в концертах, шоу и т. д.

Для тех, кого эти запреты не остановят, предусмотрены штрафы. Для физических лиц они составят 2-2,5 тыс. рублей, для должностных — от 4-5 тыс. рублей, для юридических — 40-50 тыс. рублей. Если и это не способно обуздать любителей крепкого словца, то при повторном нарушении запрета сумма штрафа увеличивается, а деятельность юрлица может быть приостановлена на три месяца.

Интернет наполнен стенаниями о том, что тем самым свобода слова окончательно похоронена на территории России, а свобода творчества удушена костлявой чиновничьей рукой буквально в колыбели.

Главный аргумент поклонников тихого и незлобивого русского мата (ну, кроме принципиального несогласия с любыми запретами как таковыми) — возможность отразить в искусстве «правду жизни» во всей ее красе и полноте.

Как утверждают, например, продюсеры нового фильма скандально известного режиссера Валерии Гай Германики «Да и да», герои картины асоциальны в своих убеждениях и взглядах на мир, а потому «они показаны такими, какие они есть в жизни». То есть излагающими свои убеждения густым матерком.

Я, конечно, человек, весьма далекий от хитросплетений кинематографического процесса и не претендующий на глубину знаний об его тонкостях.

Но вот что я думаю: мог ли старшина Федор Васков ругнуться при особо экстремальных поворотах сюжета? Да запросто. Но стал бы от этого гениальнее один из лучших отечественных фильмов о войне – «А зори здесь тихие…» Большой вопрос.

Или вот гвардии капитан Титаренко по прозвищу Маэстро в атаке на фашистов мог бы покрыть их не только плотным пулеметным огнем, но и трехэтажным матом. Но полюбили бы мы за это еще сильнее великий фильм «В бой идут одни «старики»? Тоже большой вопрос.

Впрочем, это все риторические вопросы.

Сила искусства в том, чтобы сыграть «правду жизни», а не перенести ее на сцену, киноэкран или страницы романа в плохой копии. Актер, играющий Раскольникова, не убивает ради «правды жизни» на театральных подмостках каждый вечер очередную актрису, играющую старушку-процентщицу. А если актерскую игру или режиссерскую концепцию нужно подпирать трехэтажным матом, то это говорит только об одном – о творческой импотенции.

Вот хоть ты тресни, но я не понимаю, чем отличается короткое название мужского полового органа, нацарапанное гвоздем на кондиционере торгового павильона у тамбовского магазина «Океан», от напечатанного на дорогой глянцевой бумаге толстого романа модного писателя? Почему в одном случае это административное правонарушение, подпадающее под действие статьи 20.1. КоАП, а во втором случае – свобода творчества?

Как по мне, так в обоих случаях мерзость и гадость.

Словарный запас среднего человека оценивается примерно в 5-10 тыс. слов, а в самом полном Большом академическом словаре русского языка в 17-ти томах собрано 131 257 слов. Если большому русскому писателю современности не хватает всего этого богатства, чтобы выразить свою мысль, то, может, просто надо сменить профессию?

На заре моей туманной юности на журфаке МГУ нам, студентам, довелось как-то пообщаться с дамой-филологом из Испании. Она приехала тогда в СССР собирать материалы для диссертации про русский мат (или, как она это называла, «русские секс-слова»). Было ужасно интересно: на фига испанской филологине сдался наш русский мат?

Объяснение было простым: в тогдашнем СССР, по мнению испанской дамы, мат был табуированной лексикой, а потому очень интересными для нее были пути выживания такой лексики.

Беда современной России в том, что это табу, увы, снято, в том числе усилиями творческой интеллигенции. Теперь у нас матом не ругаются, а просто разговаривают, без малейших сомнений и стеснений.

…Стою вчера на остановке, жду автобус. Рядом болтают две девчушки-хохотушки лет по 12-13: юбочки с воланчиками, розовые телефончики в руках, босоножки с бантиками, топики в цветочек. Милые юные барышни, милая беседа которых выглядит примерно так: «Эта… пииии… Ленка… пииии… своими… пииии… СМС-ками! Нет, ну, ты … пииии… Ужас просто!»

Это точно. Ужас просто!


Галина Юдахина
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку