Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Планшетный эксперимент 04.09.2014

Планшетный эксперимент

Первого сентября с началом нового учебного года три муниципальные школы Тамбова приступили к апробации электронных учебников. В гимназии № 12, лицее № 14 и школе № 22 вместо привычных бумажных книг ученики станут посещать занятия с электронными планшетами. Чем может закончиться этот эксперимент – постепенным отказом от традиционных бумажных изданий во всех школах Тамбова, или, наоборот, он докажет преждевременность такого перехода?

- Мы убеждены, что использование в образовательном процессе электронных версий учебников позволит снять остроту проблемы обеспечения традиционными учебниками, - комментирует ИА «Онлайн Тамбов.ру» председатель комитета образования администрации города Тамбова Евгений Выжимов. - Приобретенный опыт позволит увидеть всем участникам образовательных отношений перспективы их использования.

Обеспечение школьников учебниками – один из самых актуальных вопросов городских школ. По словам Евгения Выжимова, для решения этой задачи в 2014 году из областного бюджета было выделено более 7 миллионов рублей, из внебюджетных средств направлено 908 тысяч рублей. Однако полностью решить проблему нехватки учебников не так просто, и электронные версии могут стать достойной альтернативой традиционному книжному варианту.

Вместе с тем, электронные технологии пришли в тамбовские школы далеко не вчера. В Интернет-проекте «Дневник.Ру» сегодня уже участвуют 19 общеобразовательных организаций Тамбова, в системе NetSchool активно работает коллектив лицея № 6. Еще в позапрошлом учебном году лицеи № 6 и № 14 полностью перешли на систему безбумажного ведения электронных журналов и дневников успеваемости. По данным городского комитета управления, с 1 сентября 2014 года эту технологию будут внедрять ещё шесть общеобразовательных организаций города Тамбова, а именно лицеи № 21,28, 29, гимназия № 7, школа №36, частично школа № 30 в 1 - 5 классах.

– Практика показывает, что в муниципальных общеобразовательных учреждениях постоянно увеличивается спектр услуг, предоставляемых в электронном виде, – рассказывает нашему порталу Евгений Выжимов. – К примеру, недавно в школах организована работа по переводу услуги «Зачисление в образовательное учреждение» в электронный вид. В автоматизированной информационной системе зарегистрированы все общеобразовательные организации, осуществлена привязка микрорайонов к организациям, созданы пользовательские системы.

Иными словами, прогресс не стоит на месте. И если практика применения электронных дневников и журналов споров не вызывает, то применение планшетов, ридеров на электронных чернилах вместо книг воспринимается неоднозначно. Мы провели опрос молодых родителей, педагогов, специалистов в сфере IT-технологий, общественных активистов, чтобы узнать палитру мнений на этот счет.

«Электронные учебники в планшетах – это, конечно, хорошо, но только в теории, - полагает учитель истории и обществознания, репетитор Александр Митянин, - на практике же они не заменяют стопку тяжелых книг, а становятся легальной заменой игровой приставке. Единицы детей могут, открыв в начале урока планшет, хотя бы большую часть времени обращать внимание на него именно как на учебник. Про откровенно мешающего этому процессу учителя даже и упоминать не стоит...»

Разделяет такую точку зрения и молодой отец, системный администратор Максим Трофимов:

- На мой взгляд, планшет больше ассоциируется с игровым, развлекательным устройством, поэтому наличие таких учебников приведет к тому, что дети будут развлекаться, играть, да и просто читать другую литературу на уроках. Попытки ограничения установки сторонних приложений и книг несут лишь временный характер, спустя некоторое время данная защита будет взломана (пример, iOs). Помимо этого данные устройства недостаточно прочны, чтобы исключать их повреждения детьми, а покупки новых планшетов не всякий семейный бюджет потянет. Ну и третья банальная проблема – это ресурс батареи, даже электронные книги имеют свой ресурс заряда, так что каждую парту придется оснастить розеткой. Из плюсов, конечно, стоит отметить возможность автоматического взаимодействия между учителем и учеником, пересылка заданий, или же рассылка многих вариантов тестов и контрольных. Но, к сожалению, подобные решения требуют наличия квалифицированных IT-кадров у нас в школах, о чем сегодня мы можем лишь мечтать.

«Большой плюс электронных учебников, на мой взгляд, в том, что ребенку не надо носить с собой огромный ранец, - говорит журналист и блогер Владимир Головашин. - Это неудобно и портит осанку. Современные информационные технологии породили революцию, подобную революции книгопечатания, и не пользоваться ее плодами, по меньшей мере, неразумно. Возможный минус - в низком качестве электронных учебников, их возможной высокой стоимости и недолговечности. Однако в целом я за введение электронного учебника».

Радиоведущий, отец троих детей Сергей Степанов считает, что для многодетной семьи электронный учебник может быть реальной экономией.

- А если он будет «неубиваем» и надежен – тем более, - полагает он. - Еще больше хочется лишить неправедных доходов издателей, которые наживаются на том, что почти каждый год издают одни и те же учебники, меняя в них местами параграфы и номера заданий.

Системный администратор, молодой отец Иван Калинин в вопросе перехода на электронные версии учебников считает, что это «является больше результатом прогресса, нежели необходимостью. Иметь все книги в одном устройстве – это удобно. Также переход на "электронную систему обучения" добавит некоторую долю интерактивности и избавит в некоторых случаях от устаревшей системы "зубрежки"».

«Во всех цивилизованных странах, насколько я знаю, подобная практика уже не первый год считается нормой. Опять-таки некоторая экономия – учебники стоят недёшево. Так что ничего плохого лично в этом не вижу», - полагает журналист Александр Смолеев

Но существует немало людей, придерживающихся иной точки зрения. Татьяна Деревягина, педагог, руководитель общественной организации «Молодежные инициативы» приводит любопытный факт. Исследования, проведенные в США, дают некоторые подтверждения гипотезе, что цифровые книги ухудшают внимание и снижают уровень восприятия содержания текста.

- В связи с этим, для меня стал интересен факт, что подавляющее большинство руководителей и сотрудников Кремниевой долины – а это территория на полуострове Сан-Франциско в Калифорнии, где расположены ключевые американские корпорации, специализирующиеся на современных электронных и информационных технологиях, отправляют своих детей в школы Вальдорфа или Монтессори, чтобы вырвать детей из мира технологий и дать им возможность приобретать опыт, не требующий постоянного пребывания онлайн, - рассказывает Татьяна Деревягина. - В этих школах есть ручки и бумага, вязальные спицы и глина - в общем, всё, кроме высоких технологий. Иными словами, заставляет задуматься, что обеспеченные американские люди, занятые в сфере высоких технологий, заинтересованы в том, чтобы их дети учились по печатным учебникам.

Многодетная мама, писатель, сельский учитель из Рассказовского района Елена Часовских тоже приводит примеры, основанные на личном наблюдении и опыте передовых стран:

- В этом вопросе вспоминается опыт продвинутых в технологическом плане японцев: они сначала массово вводили в школы все технические новинки, калькуляторы, например, а потом поняли, что дети не умеют два и два сложить без них. Как учитель я не вижу смысла в электронных учебниках на планшетах, особенно повсеместно, потому что они не самодостаточны. Сел аккумулятор – куда бежать, что делать? Сейчас в селе часто отключают электричество - видимо, в Москве и предположить не могут, что это возможно, и пропадает огромное количество «часов» по информатике. Мы, учителя, из-за отключения света часто не можем показать презентацию на других предметах - а ведь на них построен урок, от нас этого требуют. Наверное, как и с бумажными учебниками, школу обяжут обеспечить детей планшетами, а школа переложит всё это на родителей.

Многие мамы, по мнению Елены Часовских, будут против планшетов из-за их влияния на зрение и вообще «из-за психологической зависимости от всяких электронных штучек».

- Одно хорошо: планшет легкий. Простой в обращении - листать не надо, - говорит учитель. – А значит, и знания добывать не придется, они будут вливаться широким потоком в одно ухо и выливаться из другого. Поскольку то, что не добыто трудом, не имеет для человека никакой ценности. С другой стороны - учебники сейчас по тому же принципу построены: как можно больше развлечь ребенка. Я насчитала в учебнике по русскому языку на двух листах шесть разных шрифтов и картинки – так развивается дробность мышления, отсюда и до шизофрении недалеко. Речь о том, что форма ставится выше содержания. По сути, с планшетами то же – это вопрос соотношения формы и содержания. Когда у детей отбивают охоту учиться, то им безразлично, по какому учебнику НЕ учиться - по электронному или бумажному.

Приведенные мнения, конечно, разнятся, но вывод можно сделать один – время и практика покажет эффективность или вредность внедрения планшетов в школах. Три учебных заведения Тамбова, которые по праву считаются престижными школами, приступили к апробации электронных книг. Пожелаем удачи новому планшетному эксперименту.


Сергей Доровских
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку