Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Локомотивы без тормозов 29.09.2014

Локомотивы без тормозов

Ну, если не каждый день, то уж точно почти каждая неделя начинается с сообщения об отзыве лицензии у очередного банка, а то и парочки банков. Это такая новая народная забава (или, скорее, разновидность «русской рулетки»): определи, клиенты каких банков сегодня пойдут по миру?

А если происходит не отзыв лицензии, то приостановка всех операций, что означает почти то же самое, только еще хуже. Вот, например, нынешняя неделя началась с того, что приостановлены все операции в абаканском банке «Народный кредит». Он только принимает платежи заемщиков по кредитам. В общем, хрен редьки не слаще…

Если за прошлый год в России лицензий на осуществление банковской деятельности лишились три десятка финансовых организаций, то в нынешнем количество «лишенцев» уже приближается к полусотне. И год, вообще-то, еще не закончился.

Целая армия экспертов денно и нощно анализирует макроэкономические последствия такой жесткой политики Центрального банка России для экономики страны. Но для рядового обывателя, который с содроганием по утрам слышит в сводке новостей информацию о закрытии очередного банка, важна не макро-, а вот как раз чистая микроэкономика. Его интересует, как именно это бабахнет конкретно по его семейному бюджету.

Ведь банки в современных условиях являются локомотивом экономики не только стран и государств, но и экономики каждой семьи. Это часть нашей повседневной жизни – зарплатные и пенсионные карты, безналичные платежи в магазинах, кредиты и кредитные карты, приумножение домашних капиталов с помощью депозитов, покупка жилья по ипотеке, оплата коммуналки. Ну, и так далее.

И когда эти локомотивы фигарят по просторам нашей родины без всяких тормозов или, напротив, безнадежно буксуют на песке, слетев с привычных рельсов, то буксует или слетает с тормозов вся наша жизнь.

Самое тревожное, что все чаще банки начинают отравлять нашу жизнь по мелочам. Понятно, что в глобальном смысле на отзыв банковской лицензии ни мы, клиенты, ни рядовые сотрудники какого-нибудь нижнепупкинского филиала некоего коммерческого учреждения повлиять не можем. Это большая политика и о-о-о-очень большие деньги. Там, где воруют миллиардами, о клиентах, как правило, вообще не думают.

Но с грустью думать об уровне профессионализма и росте пофигизма российских банков заставляют десятки историй, который каждый день слышишь от родных, друзей и просто знакомых. Складывается впечатление, что клиент вообще принципиально выводится за рамки их деятельности, хотя при этом все они живут именно с денег клиентов.

Для примера расскажу одну почти рождественскую историю.

Перед самым Новым годом нашли мы на улице пластиковую карту. Видно, что карта рабочая, «трудовая», часто используется. Прикиньте ситуацию на себя: скоро праздники, самая горячая пора закупок, а вы остались без средства оплаты.

Поскольку на карте были все необходимые реквизиты – номер, дата выдачи, имя-фамилия, номер допофиса банка, то решила по дороге домой заехать в ближайший офис этого банка (благо они натыканы по всему Тамбову) и передать карту, чтобы они нашли владельца.

Девочка-оператор сделала квадратные глаза в пол-лица: «А зачем вам это надо?! Пусть клиент сам позвонит, заблокирует счет, закажет новую карту, а мы ему когда-нибудь потом, через месяц, выдадим ее на руки… Идите домой, порежьте карту ножницами и выкиньте. В общем, не мешайте работать».

И вдруг это почему-то так заело, что дома решили пробить владельца карты через «Одноклассников». В Тамбове оказались зарегистрированы в этой соцсети всего два человека с такими именем-фамилией. И один из них – о, чудо! – жутко расстроенный владелец карты, который только вечером дома обнаружил ее пропажу.

На встречу пришел слегка растерянный молодой человек. Оказался предпринимателем, занимается грузоперевозками, с карты оплачивает бензин и другие расходы по бизнесу…

И сколько таких историй вокруг?

Мой коллега, например, решил взять кредит на покупку квартиры. В банке порадовали хорошими условиями, пообещали оформить весь пакет документов дней за десять. А тут вдруг владельцы квартиры заторопили с регистрацией сделки. Коллега позвонил в банк, поинтересовался: можно ли оформление ускорить на пару дней? Можно… Но когда клиент приходит в банк, в пакете документов процентная ставка уже увеличена на 2,5%. И девочка-оператор ухмыляется в глаза, зная, что уже завтра надо закрыть сделку: ну, если вам не нравятся наши условия, можете обратиться в другой банк…

Кстати, мой коллега – идеальный заемщик, о котором любой банк может только мечтать: хорошая кредитная история, приличная «белая» зарплата плюс хорошая пенсия, крупная сумма кредита. Но разводка лохов – вот, похоже, главный девиз отечественных банков, включая самые крупные государственные.

Все чаще это переходит уже и в чистый криминал.

Вот совсем недавняя история. На днях тамбовский районный суд признал двух сотрудниц Горельского внекассового узла отделения ОАО «Сбербанк России» виновными по части 3 ст. 160 УК РФ (присвоение чужого имущества (денежных средств), совершенных лицами с использованием своего служебного положения). Они подделывали подписи вкладчиков в расходных кассовых ордерах, а также осуществляли другие операции по вкладам и счетам без ведома вкладчиков. Всего было выявлен 31 эпизод на общую сумму почти 410,7 тыс. рублей.

Другая история. В одном из коммерческих банков Мичуринска его сотрудник с помощью фиктивных документов оформил кредит на 132 тыс. рублей на имя недавно умершего человека. Это всплыло, когда начались разборки о том, кто же должен выплачивать кредит?

Хотите еще историю? Да пожалуйста. Ничего не ведающему клиенту одного из тамбовских банков стали приходить письма с требованием немедленно внести ежемесячные платежи по кредитке, которой у него не было. Оказалось, что 28-летний менеджер этого банка взял из информационной базы личные данные клиента и оформил на него кредитную карту. С ее помощью сотрудник банка успел снять через банкоматы 49,5 тыс. рублей.

И при этом они еще рассчитывают на лояльность клиентов? Да сотрудничество с любым банком сегодня – это как бег по минному полю. Никогда не угадаешь, где рванет…


Галина Юдахина
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку