Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Платные парковки: благо или зло? 23.10.2014

Платные парковки: благо или зло?

Поможет ли появление платных парковок решить транспортные проблемы города?


Разгрузка улиц и 50 миллионов в год

    Этой осенью в стенах Тамбовской городской Думы обсуждается возможность введения в центре города платных парковок. В настоящее время депутаты городской Думы плотно работают над правовой и технической основой этого вопроса. Главная проблема, которую планируется решить –разгрузить центральные улицы областного центра от беспорядочно припаркованных машин, которые не только создают пробки, мешают проезду городского транспорта, но и служат причиной высокой аварийности. Возможно, что платные парковки помогут и в работе общественного транспорта, пользоваться которым при поездке в центр станет намного выгодней, чем на личном автомобиле.
    - В год до 50 миллионов за платные места мы можем получать в бюджет, - полагает Глава города Алексей Кондратьев. - Фактически 50 миллионов проходят мимо. С другой стороны, люди будут знать, что, если оставили машину на платной автостоянке, ее не заберет эвакуатор. Они оплатили услугу и получили в ответ уверенность, что с их имуществом ничего не случится. Все будет упорядочено и цивилизованно.
    По предварительным расчетам в городе должно появиться не менее 1000 парковочных мест. Стоимость парковки, пока тоже предварительная, составит около 30 рублей в час. Реализация проекта намечена на следующий год. В самое ближайшее время проект будет вынесен на общественное обсуждение.
    Впрочем, после появления этой новости не только среди горожан, особенно автомобилистов, бытуют разные точки зрения – городские депутаты также высказывают диаметральные позиции и приводят свои аргументы.

Когда центр «задыхается»

    По мнению первого заместителя председателя Тамбовской городской Думы Марины Подгорновой, платные парковки – это один из подходов в системе планирования транспортной развязки городского округа:

 - Опыт платного паркинга в других городах (Воронеж, Новгород и т.д.) свидетельствует, что он действительно способствует освобождению центральной части города от машин. Но - незначительно. Я считаю, опробовать модель надо, но с согласия жителей, определив бесплатные места для парковки машин отдельных категорий граждан. Не всякий горожанин сможет себе позволить оставить машину на восемь часов рабочего дня, заплатив 240-400 рублей.
    Депутаты предлагают оборудовать несколько платных парковок в центре города и посмотреть, насколько быстро они себя окупят.
Андрей Гнатюк, председатель комитета Тамбовской городской Думы по городскому хозяйству:
    -Сегодня платные парковки – это способ и система регулирования числа автомобилей на том или ином участке городских автомагистралей. Главный вопрос, который решается муниципалитетом при введении платных парковок - не извлечение материальных выгод, а, в первую очередь, устранение дорожных «пробок», обеспечение беспрепятственно проезда на всей территории города спецтранспорта – «скорой», пожарной. Мы предполагаем обустроить в отдельных зонах, на Центральном рынке, возле Областной больницы, парковочные места с современным оборудованием и электронной системой платежей. По предварительным расчетам, они довольно быстро выйдут на самоокупаемость и позволят Тамбову снять напряженность на дорогах.
    Сейчас на базе городской Думы создали специальную рабочую группу, которой руководит как раз Андрей Гнатюк. Члены группы обсуждают проблему увеличения пропускной способности дорог и считают, что создание платных парковок может стать одним из вариантов решения этой проблемы. Уже готов проект документа, регламентирующего создание платных парковок. При этом депутаты стараются найти такой вариант, который не создаст неудобств для жителей домов, расположенных неподалеку от платных парковок.
    - Безусловно, центр города «задыхается», его нужно разгрузить, – считает депутат городской Думы, член рабочей группы Алексей Черкасов. - Я за цивилизованные парковки. Это значит, что платные парковочные места должны быть автоматизированы и функционировать при минимальном участии человека. Сегодня есть возможности установить специальные паркоматы для оплаты, что позволит избежать проблем «человеческого фактора». Все собранные средства должны направляться в бюджет Тамбова на дальнейшее развитие городской инфраструктуры. И, конечно же, при устройстве парковок необходимо предоставить бесплатную альтернативу и выделить места для инвалидов.
    - Платные парковки имеют основную цель разгрузить центр города и сверху этого не нужно накручивать какой-то другой экономический смысл, - полагает депутат городской Думы Марина Кошелева. - Пока мы все вместе видим парковку в два ряда и постоянные пробки. В том, что введение платных парковок дает возможность развитию сети парковок в спальных районах - это большой плюс.

Шесть аргументов против

    Впрочем, не все городские парламентарии положительно оценивают идею о введении платных парковок. Так, депутат Алексей Власкин призвал горожан активней высказывать свое мнение, подчеркнув, что «потом поздно будет ходить на митинги и устраивать автопробеги. Сейчас вопрос обсуждается, решение пока не принято». Алексей Власкин приводит шесть аргументов, ставящих под сомнение необходимость платных парковок.

1.​ Платные парковки предполагается создавать на месте существующих заездных карманов
    По словам Алексея Власкина, речь идет не о создании новых парковок, а о платных парковках на базе уже существующих заездных карманов на таких улицах, как Интернациональная, Советская, Носовская, Красная, К.Маркса, Октябрьская, Державинская. Таким образом, уже существующие заездные карманы, построенные на деньги горожан, оплаченные в виде налогов, в рамках обсуждаемого проекта предполагается преобразовать  в платные парковки. Такой подход позволяет сделать вывод  о попытке сторонников введения платных парковок, как минимум, двойного налогообложения горожан. Первый раз в виде налогов, второй раз в виде парковочного сбора. ​

2.​ На платных парковках никто не отвечает за сохранность автомобиля
Сторонники введения платных парковок говорят,  что платные парковки это неплохо, так, как оставив автомобиль на платной парковке можно быть спокойным за его сохранность. Это не так, уверен депутат. Платная парковка это не то же самое, что платная стоянка, поэтому на платной парковке никто не отвечает за сохранность вашего автомобиля.

3.​ 30 рублей - это только начало
Первоначальный тариф на использование парковочного места предполагается в размере 30 рублей за час. Сторонники введения платных парковок считают, что эта цена не столь велика, но умалчивают, что исходя из опыта других регионов и зарубежных стран тариф за парковку будет расти до тех пор, пока на каждой парковке не будет постоянно свободными 20% парковочных мест. Т.е. никто не дает гарантии, что через некоторое время тариф не вырастет, например, до 80 рублей за час, считает Алексей Власкин.

4.​ Введение платных парковок  усилит социальные противоречия и нервозность водителей на дороге.
Исходя из экспресс-опроса моих избирателей я сделал вывод, что введение платных парковок усилит социальные противоречия и вызовет дополнительную нервозность водителей на дороге, - аргументирует депутат. Ведь доступность парковочного места будет определяться не тем, кто первый подъехал и припарковался, а преимущественно размером кошелька. С учетом того, что в городе около 150 000 автомобилистов и вдруг ни с того ни с сего в центре города ранее бесплатные заездные карманы одномоментно превратятся в платные парковки,  степень распространения недовольства и нервозности будет очень большой».

5.​ Появление частного оператора зафиксирует эту систему финансовыми обязательствами муниципалитета  на 12 лет

У муниципалитета нет средств для создания автоматизированной системы платных парковок. В связи с этим предполагается привлечение частной компании. Будет ли это полностью частный оператор, либо это будет частно-государственное партнерство, важно понимать, что после вхождения в той или иной форме частного капитала система платных парковок будет зафиксирована на срок около 12-ти лет, причем сделано это будет финансовыми обязательствами муниципалитета. Таким образом, считает Алексей Власкин, всестороннее рассмотрение данного вопроса очень важно, т.к. потом отменить платные парковки без ущерба для городского бюджета будет невозможно.

6.​ Введение платных парковок в центре создаст потенциал для последующего прихода платных парковок на улицы спальных районов и во дворы

Опыт Москвы показывает, что пространство платных парковок постоянное расширяется. Причем расширение идет от центра в сторону спальных районов. После перевода 1000 бесплатных заездных карманов в режим платных парковок обязательно встанет вопрос об увеличении доходности данного виде бизнеса, а следовательно и увеличении количества платных парковок. В этом случае платные парковки придут на улицы спальных районов, а возможно и во дворы - под окна горожан.

- Убежден, что в существующей ситуации введение платных парковок принесет только негатив, - считает депутат. - Вопрос создания пространства платных парковок и стоянок решать можно и нужно при условии инвестиций частного капитала в строительство новых парковок и стоянок, которые можно будет использовать в платном режиме.

Воронеж: мэр против

    Вернемся к словам Марины Подгорновой о том, что важно учитывать опыт введения платных парковок в других городах. Об этом опыте нетрудно узнать из публикаций в Сети, изучив которые, можно сделать ряд выводов. Первый из них – как правило, тема платных парковок становится актуальной преимущественно для городов-«миллионников», где проблема нехватки парковочных мест в исторической части областного центра стоит наиболее остро. К примеру, в соседнем Липецке с численностью населения в полмиллиона человек вопрос о введении платных парковок еще даже не обсуждался. В Орле, Белгороде, Курске, Пензе, Саратове и многих других вопрос этот только на уровне обсуждения.
    Не всё просто и в столице Черноземья Воронеже, где для решения городских транспортных проблем власти также решили последовать примеру Москвы и крупных городов и ввести в центральной части Воронежа платные парковки. Интересны и мнения, высказанные воронежскими общественниками. По словам сопредседателя регионального отделения организации «Город и Транспорт» Михаила Аксенова, «когда автомобилистам говорят, что нужно платить за парковку, они начинают возмущаться. Это все равно что возмущаться, что тебе нужно платить за квартиру, где стоит твой диван. Города могут адаптироваться к любому уровню автомобилизации и быть удобными для жизни. Но для этого нужно соблюдать правила, которые в первую очередь касаются не движения автомобилей, а их хранения и парковки».
    Точки над «i» в спорах поставил мэр Воронежа Александр Гусев, резко высказавшись против идеи с такими парковками. Он подчеркнул, что подобная мера вынудит водителей бросать машины во дворах жилых домов:
    - Новые парковочные места, которые появляются вдоль дорог, должны быть для воронежцев бесплатными, – настоял градоначальник. – Деньги следует брать только за парковки, на которые потребуется вложить серьёзные средства.
    Впрочем, и среди жителей Тамбова популярно мнение, что платными могут быть только дополнительные, оборудованные и охраняемые парковки. Безусловно, они сегодня необходимы. При этом хочется верить, что к мнению горожан прислушаются, а для этого стоит как можно активней выражать свою позицию. Если по обсуждаемой теме у наших читателей есть вопросы к городским депутатам и Главе города – мы обязательно передадим их и попросим ответа и аргументов.

Сергей Доровских
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку