Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Жадность 09.02.2015

Жадность

    Статистические данные, обнародованные на минувшей неделе, говорят о том, что мы оказались в опасной близости от инфляционного рекорда, который приходится на февраль 1999 года. Тогда месячная инфляция составила 4,1%. А за январь 2015 года Росстат зафиксировал инфляцию на уровне 3,9% (в нашем регионе, по данным Тамбовстата, общая инфляция на том же уровне).
    Можно привести и еще один показатель. Это уровень инфляции в декабре 2014 года, который, вообще-то, был отмечен резким ослаблением отечественной валюты и предпраздничными закупками (а они, как известно, у нас по традиции сопровождаются совершенно немотивированным ростом цен). Так вот, за последний месяц прошлого года уровень инфляции, по официальным данным, составил 2,6%.
    Кстати, 2014 год в целом мы завершили с показателем в 11,4% (при том, что еще в январе прошлого года все прогнозы указывали на уровень чуть более 6%).
    Если на основании январских показателей сделать расчет инфляции в годовом исчислении, то она фиксируется на уровне более 15%. Министерство экономического развития России чуть более оптимистично и считает, что к концу года инфляция составит примерно 12%. А глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина и вовсе выступает в роли современного кремлевского мечтателя, утверждая, что к 2017 году инфляция в России снизится до 4%.
Пока же все мечты разбиваются о банальное обстоятельство – россиянам хочется, как ни странно, кушать. А вот с так называемой продовольственной инфляцией в январе дела были как-то совсем швах. Месячная инфляция в продовольственном сегменте составила в январе 2015 года уже 5,7% (в нашем регионе, по данным Тамбовстата, – 5%), что означает в годовом исчислении более 20,7%.
    Уже можно вполне определенно сказать, что продовольственная инфляция в январе 2015 года в полтора раза опережала общий уровень инфляции. А по некоторым видам продовольственных товаров даже официальной статистикой зафиксированы и вовсе фантастические кульбиты.
      Рекордсменом стала, как ни странно, обыкновенная капуста, которая имеет в основном отечественное происхождение и никак не зависит от курса иноземного дорогостоящего доллара. Всего за месяц она подорожала в среднем 1,4 раза. А в 36-ти регионах России капуста за январь поднялась в цене в полтора и более раза. Рекорд поставили в Бурятии, Ленинградской, Смоленской и Новгородской областях, где цена на капусту поднялась сразу в 1,8-1,9 раза.
     Резко подорожала и другая плодоовощная продукция. Так, за виноград, помидоры и огурцы приходилось платить также в 1,4 раза дороже, за груши – больше на 24,2%.
При этом можно найти хоть какую-то логику в подорожании кофе на 7,1%, чая – на 7,5%, оливкового масла – на 6,6%. Ведь это всё чистый импорт, заместить который просто нечем в принципе. И тут рулит именно валютный курс. Но какой логикой можно объяснить подорожание за январь морковки сразу на 26,5%, а лука и свёклы — на 23,2%?
С какой стороны ни присматривайся к этой беде, лично я вижу только одну причину – банальная жадность.
      На минувшей неделе известный тамбовский журналист на своей страничке в Фейсбуке со ссылкой на официальные данные Тамбовского УФАС привел шокирующие цифры. Оказывается, отпускная цена килограмма свинины у компании «Тамбовский бекон» составляет в данный момент всего 106 рублей с копейками. Причем по сравнению, скажем, с августом 2014 года она не выросла, а упала (!!) примерно на 16%.
      А теперь давайте прикинем, по какой цене мы видим свинину на прилавках тамбовских магазинов. Может, кому-то больше повезло, но лично я нашла самую дешевую (причем такую, на которую без слёз не взглянешь) по 285 рублей за килограмм. В среднем цены держатся на уровне 310-390 рублей. Есть варианты и за 400 рублей. Не отстает в этой ценовой гонке и Центральный рынок.
     При этом представители УФАС утверждают, что у тамбовских магазинов наценка на свинину составляет якобы сверхскромные 7-8%, а вот оптовики, дескать, гуляют по полной программе с накрутками на закупочную цену в 100-150%. И с этим сделать хоть что-нибудь просто невозможно, поскольку не прослеживается тенденция к ценовому сговору и наличествует реальная конкуренция. И всё, сушите весла…
     Честно говоря, когда мне говорят о том, что торговые сети у нас такие белые и пушистые с наценками в 7-8%, то мне хочется по примеру классика русской театральной сцены воскликнуть: «Не верю!»
     Не, ну, правда, ребята, надо как-то тщательнее в аргументах быть. Народ у нас, конечно, доверчив и легковерен, но торгашей все же недолюбливает и на веру их «белизну и пушистость» вряд ли примет.
     Да, впрочем, зачем на веру? Вот результаты проверки ценовой политики торговых сетей, которую на днях завершили в тамбовской прокуратуре. Оказалось, что торговая надбавка на социально-значимые продукты в магазинах сети «Магнит» достигает 23%, «Эконом» — до 27,9%, «Бегемот» — до 26,8%, «Пятерочка» — до 25,5%.
    Ну, никак не 7-8%. И это, подчеркиваю, надбавка на социально-значимые продукты, которые находятся под пристальным вниманием властей и хоть как-то, хоть теоретически регулируется. Даже страшно представить, какие там надбавки фигурируют на продукты, которые не относятся к категории социально-значимых. Как заявлял по итогам таких проверок генеральный прокурор Юрий Чайка, представители прокуратуры фиксировали в некоторых регионах случаи «неоправданного повышения цен» на товары питания до 400%.
    При этом сами торговые сети уже признают тревожные для них тенденции: россияне начинают экономить на продуктах питания. Они начинают оптимизировать покупки продовольствия не только по цене, но и по количеству. Снижаются не только объемы приобретаемых продуктов и количество позиций в чеках, но и число посещений магазинов. Чтобы избежать искушений и лишних трат, россияне просто меньше ходят в магазины. Это подтверждают, например, данные исследовательской компании Nielsen.
     Как на ослабление покупательного спроса и снижение физического объема покупок продуктов питания реагируют сами торговые сети? Да никак! По крайней мере, в Тамбове, кроме еженедельного галопирующего роста цен, незаметно никакой реакции. Похоже, у наших «белых и пушистых» доминирует пока мысль о том, что никуда они (в смысле, покупатели) не денутся. Есть хотят? Значит, придут и купят по назначенным нами ценам. Главное – срубить сегодня бабла, а там посмотрим…
    А вот Турция, например, разрабатывает специальный антикризисный план, который нацелен в будущее – на поддержку и сохранение потока российских туристов. Его задача – потеряв немного в деньгах сегодня, сохранить будущие доходы. Уже введены специальные субсидии на чартерные авиарейсы с туристами из РФ – по 6 тыс. долларов на каждый российский самолет. Кстати, отели Греции и Кипра объявили скидки в 30-40% для российских туристов, а Египет на четыре месяца отменил сбор с россиян туристического сбора в 25%.
     Может быть, они знают что-то более важное о бизнесе и доходах, чем российские торговые сети?

Галина Юдахина
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку