Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Антикризисный пакет 03.03.2015

Антикризисный пакет

После того, как падение отечественной валюты преодолело некую психологически важную отметку, стало понятно, что надо настраиваться на долгую дистанцию в режиме экономического кризиса. Причем на это надо настраиваться как всем слегка обалдевшим согражданам, так и государству в целом.

Собственно говоря, суть кризиса можно описать буквально в нескольких словах: расходы выросли, а денег стало меньше. Рецепт от этой напасти также проверен веками человеческой истории: попытаться найти дополнительные доходы и одновременно попытаться сократить расходы. Естественно, свой антикризисный пакет мер должен быть и в каждой семье, и в каждом регионе.

Ну, с рядовыми обывателями, в общем-то, все понятно, и не стоит ждать каких бы то ни было сюрпризов. Мы по привычке потуже затянем пояса и резко пересмотрим свою потребительскую корзину.

Впрочем, это уже происходит на протяжении нескольких месяцев. И это легко отследить по любой новостной ленте. Чего стоят панические вопли представителей туротрасли о том, что к лету она в России вообще может безвременно скончаться. Одновременно на грани издыхания оказалась туристическая отрасль в Болгарии, Чехии, Финляндии, Греции, Испании, странах Прибалтики. Вдруг внезапно выяснилось, что эти гадские россияне делали чуть ли не половину выручки туркомпаний, гостиниц, ресторанов, магазинов этих стран.
Так, ну, тут все понятно.

Итак, из списка покупок в текущем году многие вычеркнут поездки за границу, понтовые обновления гаджетов, покупку автомобиля, евроремонты своих квартир и домов, обеды в ресторанах. Останутся только главные приоритеты – коммуналка, продукты питания, лекарства, а также сезонные траты, которые мы не в силах регулировать (скажем, подготовка детей к школе).

Понятно, что сэкономить мы попытаемся даже внутри этих неприкасаемых вроде бы статей расходов. Купить копеечную турку и готовить кофе на газовой плите – это, оказывается, намного дешевле, чем поутру привычным жестом нажимать на кнопку электрической кофеварки.

Но самые главные изменения уже происходят и будут происходить дальше в той статье расходов, которая в семейном бюджете предназначена на покупку продовольствия. Эксперты говорят о том, что доля этих расходов стремительно разрастается в связи с галопирующим ростом именно продовольственной инфляции. Вглядываясь в итоговую сумму в чеке после каждого похода в магазин, мы невольно ловим себя на мыслишке: «Надо что-то с этим делать…»

Что именно «с этим» делают россияне, определил недавний опрос ВЦИОМ. Почти четверть опрошенных признались, что уже отказались от покупки некоторых товаров.
Что касается продовольствия, то сегодня рекордсменом и прямо-таки символом какой-то ценовой бессмысленности стали бананы. Лично для меня психологическим барьером, после которого начинает жестоко душить жаба, является цена в полтинник за килограмм. В тамбовских магазинах этот барьер уже давно преодолели. В некоторых гипермаркетах с пафосными скидочными ценниками выставлены бананы по 57-58 рублей, но ажиотажа не наблюдается. В основном же бананы представлены по цене 85-100 рублей за килограмм, а на рынках – в среднем по 95 рублей.

В итоге именно бананы попали в тройку тех продуктов, от которых активнее всего отказываются в 2015 году россияне. Правда, никакой логике не поддается тот факт, что в указанную тройку попали и апельсины, хотя цены на них порой даже ниже прошлогоднего уровня. В Тамбове, скажем, сейчас их можно купить по цене 45-55 рублей за килограмм, и присутствует очень неплохой выбор.
Но вернемся к опросу ВЦИОМ.

Каждый пятый респондент заявил, что за последний месяц перешел на покупку более дешевых аналогов привычных товаров. И это, кстати, тенденция, которая начала набирать силу еще осенью.

Изменение потребительского поведения россиян уже в полной красе ощутили торговые предприятия. В Тамбове это можно легко отследить даже при простой прогулке по улицам города – вокруг все завешено табличками «аренда», магазины закрываются один за другим. До последнего держались продовольственные магазины, в которых, похоже, были уверены, что народ никуда не денется и будет скупать еду по любым ценам, поскольку кушать-то хочется. Но и здесь, похоже, просчитались.

На выходные из чистого любопытства заглянула в гипермаркет «Карусель», который, честно говоря, недолюбливала как раз из-за непомерно завышенных цен. На этот раз магазин приятно удивил: на кассах вывешен список из двух десятков самых востребованных продуктов питания, на которые заморожены цены, а в торговом зале выставлены секции с огромным количеством скидочных товаров, причем по вполне доступным ценам. Яркая иллюстрация принципа: хочешь жить – умей понравиться покупателю.

Опрос ВЦИОМ подтвердил и стремительное возрождение заложенной, видимо, в нас генетически привычки делать запасы. Покупку продуктов впрок в ожидании дальнейшего повышения цен назвали главной антикризисной мерой подавляющее большинство респондентов – 39%, а треть опрошенных уже готовят грабли и рассаду, намереваясь победить кризис собственной картошечкой и помидорками.

В общем, тамбовчане легко и привычно перестраиваются на кризисный образ жизни. А как же реагируют на кризис область и областной центр?

Как стало известно, областной бюджет, который и без того является дефицитным, скорее всего, похудеет на миллиард рублей. Наибольшие потери понесут такие статьи расходов, как общегосударственные расходы (на 697, 46 млн. рублей), образование (на 227,6 млн. рублей), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (на 18 млн. рублей), СМИ (на 3 млн. рублей).

Хочется верить, что это сокращение будет осмысленным, разумным и обоснованным.
Но, к сожалению, многие сообщения с ленты тамбовских новостей говорят о том, что в решения о расходовании средств тамбовского бюджета часто не демонстрируют осмысленности и разумности.

Скажем, недавно бурю возмущения в соцсетях вызвала информация о том, что в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в знаменитом сквере у памятника Зое Космодемьянской имеющуюся тротуарную плитку (кстати, в прекрасном состоянии) власти якобы намерены заменить на новую дорогущую брусчатку из красного гранита. Горожане посчитали, что стремление к повышению эффективности бюджетных расходов тут не просматривается даже под лупой.

Но задача чиновников в столь непростое время не только в том, чтобы разумно и экономно тратить деньги бюджета. Их задача и в том, чтобы облегчить жизнь для слегка обнищавших налогоплательщиков.

В этом смысле можно приветствовать, например, подписание соглашения между областным управлением сельского хозяйства и двумя региональными мукомольными компаниями — «Мичуринской мукомольной компанией» и «Деметра». Они обязуются до конца текущего года продавать хлебозаводам муку по ценам сентября 2014 года, а хлебопеки — поставлять хлеб из этой муки в магазины по ценам декабря 2014 года.

И напоследок – грустный анекдот.
Идет лекция о том, как выжить в кризис:
— Пересесть с личного транспорта на общественный; обедать не в кафе, а баночку с едой с собой на работу приносить; продукты покупать по акции, а одежду — на распродажах; в кино ходить не чаще одного раза в месяц...
Вопрос из зала:
— А что делать, если я и до кризиса так жил?

Галина Юдахина
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку