Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Букет основателю Тамбова 20.04.2015

Букет основателю Тамбова

И вновь 17 апреля осталось фактически незамеченной датой. Тамбов с 379-м днем рождения забыли поздравить все. Об этом не вспомнила ни «пропащая», постоянно жаждущая новых ТРЦ и вечно ругаемая молодежь, ни их антиподы – доблестные краеведы и «защитники Студенца». Собственно, никому не было дела – одни не знали, другие забыли. Но случилось это не только по причине того, что большинство давно привыкли отмечать День города 12 июня. Немаловажно, что у нас по-прежнему нет места, где могли бы собираться все «староверы», которым дорога сохраненная в летописи память, что «обложен город Тамбов на реке Цне на левой стороне, на устье речки Студенец апреля 17 день в самый день Живоначального Христа Воскресения».

Конечно, исправить ситуацию мог бы памятник основателю Тамбова стольнику Роману Боборыкину, тамбовские скульпторы уже предлагали несколько проектов, но их идеи пока так и остаются в виде эскизных работ.

Эскиз памятника Роману Боборыкину работы скульптора Виктора Острикова

Почему так? Однажды во время беседы со мной историк, доцент ТГУ Владимир Дьячков озвучил мысль, что памятники, названия улиц должны служить поводом для того, чтобы поговорить о прошлом. Иными словами, поменьше бессмысленных памятников, ничего не значащих наименований улиц, и побольше содержательных. При этом в рубрике «Мнение» на портале «Онлайн Тамбов.ру» Владимир Дьячков, отвечая на вопрос о памятнике основателю Тамбова, выступает с категоричной позицией:

«Боборыкин - это не тот человек, которому надо памятники ставить. Это был типичный боярин своего времени, вор, хам, порядочная сволочь, из-за него было жуткое восстание в Козлове. Эта фигура не то что памятника, не заслуживает упоминания в истории. Он был типичным для своего времени, но и сейчас таких много. Это вам не Афанасий Ордин-Нащокин, не землепроходцы, которые осваивали Сибирь!»

Конечно же, в биографии Боборыкина немало фактов, которые трудно оспаривать, и «темных пятен» на воеводском кафтане предостаточно. Но, с другой стороны, возьмем на вооружение ряд доводов, которые содержатся в монографии историка Юрия Мизиса «Воевода московского царства. Р.Ф. Боборыкин на государевой службе». Чтобы иметь наиболее полное представление о личности основателя Тамбова, его жизни, поступках и проступках, рекомендую прочесть книгу полностью. 

Роман Бобрыкин был человеком своего времени. Он с детства впитал представления о чести и достоинстве русского дворянина, именно поэтому его сила и слабость состояли в верном исполнении долга и наличии личной инициативы в принимаемых решениях. После получения задачи от царя он не считался ни с рангом, ни с постом людей, если они мешали ему выполнить государственное поручение. При этом он не был бездумным служакой. Достаточно сказать о том, что воздвиг он крепость не там, где указывал царь Алексей Михайлович. Указанное царем место (район современного села Кузьмино-Гать, слияние рек Цны и Лесной Тамбов), было менее ценно в оборонном и экономическом отношении. Был бы соблюден в точности указ царя – и кто знает, не постигла бы наш город судьба Гвоздова, Доброго или Лысогорского городка, которые после исчезновения степной угрозы захудали и превратились в обычные села. Тамбов же стал развиваться после усмирения кочевников.

В молодости, руководя строительством крепости Тамбов, Боборыкин в полной мере смог проявить все свои лучшие качества. Говоря современным языком, стольник был настоящим профессионалом-практиком в вопросах пограничной службы, знатоком пограничных проблем XVII века. Он умело организовывал станичную и сторожевую службу, разбирался в хозяйственных и финансовых вопросах, знал толк в том, как набрать армию служилых людей. Умелый организатор, он не был авантюрным «киношным» рыцарем, не выезжал первым навстречу орде противника, помахивая мечом, а предпочитал находиться под защитой крепостных сооружений, руководить обороной с безопасного расстояния. В целом Боборыкин был осторожен в принятии решений, меру своей ответственности он понимал трезво. При этом воевода был православным человеком и ставил себе в заслугу не только строительство укреплений, оборону границы, но и сооружение церквей, поддержку монастырей. «Вероятно, чисто христианской добродетелью объясняется его долгая тяжба с вдовой торгового человека Т.Л. Гелена, - пишет в своей монографии Юрий Мизис. – Он не смог себе позволить занять за долги их московскую усадьбу, выбросив вдову с детьми на улицу». Возможно, это не единственный факт биографии, говорящий о достойных качествах стольника. Конечно же, никто не оспаривает отрицательные стороны, судебные тяжбы и другие факты.

Хочется сказать совсем о другом – грустном.
Небольшой опрос знакомых дал мне повод задуматься. На самом деле для большинства тамбовчан имя Романа Боборыкина неизвестно вовсе. Попробуйте тоже провести эксперимент и опросите десяток случайных прохожих или друзей на предмет знания этого имени. Я думаю, затруднение возникнет не только у молодых людей, которых «принято» упрекать в незнании истории, но и старшие пожмут плечами. Памятник Роману Федоровичу на видном месте города в какой-то мере смог бы компенсировать это незнание, дал бы «повод поговорить об истории». Или поспорить о ней. Ведь и другие исторические личности, памятники которым установлены в нашем городе, тоже порой неоднозначны. А если разобраться, то и каждый из нас неоднозначен в своих поступках. Не нужно быть наследниками библейского Хама, который смеялся над недостатками и проступками родителя. 

Если бы в Тамбове был памятник Боборыкину, то 17 апреля, в день основания крепости Тамбов, многие принесли бы к его подножию алые гвоздики. Цветы основателю – это та малая благодарность, которую мы можем и должны воздать не только самому воеводе, но и тем людям, что пришли вместе с ним. Кровь этих людей – в наших жилах.

Сергей Доровских
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку