Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Дело было на "копейку" 12.05.2015

Дело было на "копейку"

Весной 2015 года отечественная автомобильная промышленность отмечает знаковую дату: знаменитой «копейке», или ВАЗ 2101 – дебютной модели из семейства «Жигулей», первому народному автомобилю исполнилось 45 лет. Тогда, почти полвека назад, машина из роскоши по-настоящему стала средством передвижения, ведь прежде право на личный автомобиль имели только единицы, высшие слои военной, научной и партийной элиты государства.

Принято считать, что «копейка» стала целой эпохой в отечественном автопроме. Говорят и о том, что самая первая модель ВАЗа по качеству сборки была лучше всех последующих, именно поэтому на российских улицах знаменитую «копейку» можно встретить довольно часто. Но всё же сорок пять лет – это праздник «со слезами на глазах». Ведь именно тогда наша страна окончательно расписалась в бессилии создать собственный автопром, с тех пор нет никакой надежды на то, что в России появится качественный, не имеющих аналогов современный автомобиль, которому позавидует весь мир. Строительство завода в Тольятти силами итальянского ФИАТа – это была абсолютная сдача позиций.

Тогда, почти полвека назад, вместо творческого и амбициозного поиска, вместо создания отечественного автопрома мы просто купили у итальянцев готовую модель 60-х годов, то есть уже на тот момент (!) во многом устаревший в Европе классический автомобиль FIAT-124. Могли ли мы тогда создать собственное автопроизводство, не пытаясь ничего «содрать»? Конечно, могли! Почему-то удавалось нашей стране быть независимой в вопросах создания уникального вооружения и промышленности! Почему-то до сих пор мир покупает наши самолеты и танки! Трудно поверить, что наши конструкторы, способные изобрести самые современное лучшее в мире вооружение были не в состоянии разработать… надежный и комфортный народный автомобиль! Да и по сравнению с оборонной промышленностью дело было «на копейку». Видимо, причина таилась в другом: «наверху» решили, что это «не стратегически важный вопрос», что для народа «сойдет и так». Принцип власти «для народа сойдет и так» во всех жизненно важных вопросах стал одной из ключевых причин крушения СССР.

Любая болезнь сначала протекает незаметно для больного и окружающих. Это относится не только к людям, но и к социальному устройству общества, к экономике и политике. Принцип «проще купить, чем создать» сегодня привел к тому, что мы хронически отстаем, за немалые деньги покупая устаревшие технологии.

Создание независимой автомобильной отрасли – это была не решаемая на тот момент задача? Но как же тогда создали целую атомную промышленность? Наладить массовый выпуск народного автомобиля – это был бы важный, как теперь выражаются, вызов. Это бы нас подтянуло и в моральном, и в техническом смысле. Но… увы! И с этого момента началось скольжение вниз.

История с «Жигулями» показала: можно. Можно не делать самим, а просто взять и купить. А если надо, приедут итальянцы, немцы, корейцы, японцы, и всё наладят. Уже потом, в 80-е годы, страна начала покупать готовые предприятия швейной, обувной и другой промышленности. Потом были кооператоры, которые шили в подпольных цехах «адидасы» и «рибоки», потому что сознание людей уже прониклось мыслью: «всё советское плохое, всё импортное – качественное». Это отдельная история, но звено той же цепи. Следующее поколение россиян 90-х годов уже было воспитано в духе «мы сами ничего не можем» и что всё передовое – там.

То, что мы имеем сегодня - это всё наследие той давней поры. Многие сегодняшние уродства имеют исток в том давнем времени, прозванном ныне «застоем». Хотелось бы верить, что возврат будет. Возврат к чему? Конечно же, к амбициям и к творчеству. Может быть, настанет день, когда наши автомобили будут пользоваться популярностью не только в социалистической Кубе, в Африке и КНДР.

Но прежде, чем это произойдет, нам нужно научиться понять прошлые ошибки, отказаться от ошибочных принципов и без оглядки смотреть вперед.


Сергей Доровских
Корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку