Туристический тамбов
АВТОРСКИЕ КОЛОНКИ
Зона свободной торговли 13.07.2015

Зона свободной торговли

На минувшей неделе в Тамбове вдруг снова резко обострилась проблема торговых центров. Хотя, казалось бы, какая тут может быть проблема? Расширение потребительского рынка – это же хорошо? Это новые рабочие места, конкуренция торговых предприятий с соответствующим снижением цен, расширение ассортимента предлагаемых товаров и зашедших в регион брендов, увеличение налогооблагаемой базы… Ну, что-то типа того.

Но почему же неблагодарные горожане так бунтуют против строительства новых ТЦ? Только в текущем году в Тамбове появились, как минимум, три-четыре новые «горячие» точки в этой сфере – с пикетами, схватками со строителями, судебными исками и даже приковыванием отдельных граждан к родным осинам в попытке их спасти.

Отбросим в сторону политику и социальный протест. Поговорим про чистую экономику.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что экономика России вступила в непростой период. Это не могло не сказаться и на торговом секторе. Скажем, заполняемость помещений так называемого стрит-ритейла в Москве с начала года резко упала (примерно на треть). В данный момент, по оценке специализированной компании-консультанта в области торговой недвижимости «Магазин магазинов», пустуют в этом сегменте уже 11% помещений.

Та же тенденция наблюдается и в московских ТЦ. Здесь доля свободных помещений, по данным аналитической организации Colliers, с начала года достигла 7% (увеличение двое в годовом исчислении). А вот в новых торговых центрах, которые продолжают упорно строить и в столице, заполняемость и вовсе не превышает 50%.

Но ритейлеры не теряют оптимизма (ну, или просто жадность продолжает душить) и ищут другие пути. Так, аналитики международной компании в сфере коммерческой недвижимости CBRE утверждают, что торговые сети в посткризисный период готовятся к агрессивной экспансии в российские города с населением от 300 тысяч человек. Где-то примерно к этой категории относится и Тамбов.

Так что же, очередная волна массового строительства торговых центров – это просто полное соответствие общероссийскому тренду?

Да ничего подобного! Тамбов пережил эту агрессивную атаку как крупных отечественных и международных ритейлеров, так и местных более скромных торговых сетей еще несколько лет назад. Это привело к странным перекосам, которые противоречат любым законам рынка.

Скажем, на куске Магистральной протяженностью метров пятьсот располагаются сразу четыре (!) магазина сети «Магнит». А на пятачке у остановки «Завод «Аппарат» сосредоточены сразу «Магнит», «Европа» и недавно открывшаяся «Пятерочка». Причем потребителям от этого ни холодно, ни жарко – никакого снижения цен или борьбы за покупателя при таком изобилии торговых точек не наблюдается.

А количество крупных ТЦ на душу населения в Тамбове, наверное, вообще рекордное. Особенно если учесть фактор весьма низких средних зарплат в регионе. В ТЦ «Браво-Сити» (гипермаркет «Карусель») пустует весь второй этаж и половина первого. В «Акварели», «Рио» и «Фестиваль-парке» все этажи зияют пустыми витринами.

Гигантские трехэтажные коробки, которые налепили вместо привычных минирынков в разных частях города, пустуют практически полностью. Причина проста: то, что было удобно и дешево покупать на минирынках, в таких многоэтажных коробках не будет ни дешевым, ни удобным.

Разрастаются торговые центры и на территории Центрального рынка, который при этом окончательно перестает быть рынком. Главное, для чего он существует, – это возможность покупки свежей недорогой сельхозпродукции. Но этот сегмент новыми ТЦ загнан теперь на территории рынка в какие-то резервации.

А в чем мораль? Да в том, что ТЦ в Тамбове возникают и функционируют отнюдь не по рыночным законам.

Тома ШУЛЬГИНА

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора


Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку