КУЛЬТУРА
Тамбовские мастера глиняной игрушки боятся профанаций 09.12.2017

Тамбовские мастера глиняной игрушки боятся профанаций

В Тамбове открылась уникальная выставка тамбовской фёдоровской керамики. На ней представлено более 200 экспонатов. В экспозиции и гончарные изделия из музеев и частных коллекций, и предметы быта, привезённые из многочисленных экспедиций.  Организатор выставки Екатерина Каллас и её ученик Данил Чулюкин рассказали об экспонатах и о том, с какими сложностями приходится сталкиваться при возрождении промысла в регионе.

Игрушки когда-то делали в деревне  Фёдоровка, отсюда и название. Глиняные игрушки для детей в Фёдоровке мастерили только мужчины, что отразилось на их облике. Отличительная черта фёдоровской игрушки - грубоватая лепка и отсутствие красок. Из украшений только "процарапывания", рассказал корреспонденту ИА "Онлайн Тамбов.ру" Данил Чулюкин. 


Создание игрушек и их роспись - занятие кропотливое, в других промыслах этим чаще занимались женщины, заметила Преподаватель детской художественной школы № 2 Екатерина Каллас.

"В Фёдоровке до женских рук не дошло. Это особенность промысла. Те же самые гончары, которые делали огромные вазы, делали налепы и игрушки. Поэтому они получились такие брутальные, и сейчас это смотрится очень современно и стильно.", - добавила Каллас.

Помимо глиняных фигурок коров, петухов и оленей, среди игрушек есть ещё и свистульки, или, как их называют, "товарняк". Такое прозвище они заслужили за то, что наиболее массово шли на продажу. У каждой свистульки несколько отверстий. В одно надо дуть, а с помощью двух других можно регулировать высоту звука, как на флейте. Форма тоже разнообразная - "товарняк" делают в виде овец, петухов, котов, и других животных. 


Чаще всего гончары лепили фигурки лосей.  В 70-80 годах 20 века художники начали изображать львов. Современные  керамисты сохраняют и продолжают традиции прошлых веков.   


Затем, на какое-то время, промысел был почти забыт. Его стали возрождать в 2012 году. По мнению Екатерины Каллас, фёдоровская игрушка стала керамическим брендом области. 

"Фёдоровская игрушка ворвалась в ряд символов российской культуры, таких как сарафан, дымка, матрёшка. Сейчас такое время, что больше внимания уделяется региональной культуре, не общенациональной, потому что Россия слишком велика. Она как мозаика, культура создаётся из каждого объёмного регионального кусочка. Поэтому нам сейчас это и дорого", - рассказала Екатерина. - "Я думаю, что здесь без вариантов, мы должны продвигать фёдоровскую керамику в качестве тамбовского  самобытного бренда".

Для того, чтобы возродить гончарный промысел, Екатерина Каллас вместе со своими учениками более 30 раз приезжала в Фёдоровку. Энтузиасты общались с местыми жителями и перенимали у гончаров-старожилов секреты мастерства. Сейчас в художественной школе №2 имени Поленова в Тамбове открыто керамическое отделение, где изучают и мастерят фёдоровскую игрушку.

Современные продолжатели традиций боятся профанаций. "Важно не допустить кича", - сказала Каллас. Энтузиасты опасаются, что недобросовестные гончары станут выдавать авторские игрушки за фёдоровские, добавлять в них краски или просто демонстрировать некачественную лепку. 

Кроме горшков  и игрушек  фёдоровцы делали различные вазы и  "банки" для цветов с налепами (налепы -объёмные рисунки, прим. ред). Некоторые "банки" специально создавались закрытыми. Как и на свистульках, в них было множество отверстий, в ветреную погоду они издавали различные звуки. Такие изделия вешали на огороде, чтобы отпугивать птиц. 


На горшках с налепами могли изображать не только отдельно взятых зверей или людей, но и целые сюжеты. Так на выставке есть кувшин, на котором охотник крадётся за зайцем, а в это время за охотником на задних лапах идёт ещё один заяц. Есть изделия, изготовленные к памятным датам, например, "50 лет СССР". 


Для того, чтобы слепить горшок или игрушку, берут местную красную глину. Каждый гончар зимой выкапывает глубокую яму, в которой берёт сырьё. Морозы не позволяют грунту обрушиться. Глину приносят в избу и топчут ногами, чтобы добиться большей пластичности. Мастер способен вылепить горшок за 7 минут, затем около недели его просушивают. При этом очень важно соблюдать температурный режим, и чтобы глина была в помещении без сквозняка. Иначе изделие начнёт трескаться. После сушки его сутки обжигают в горне. Если требуется сделать горшок с налепами, узор и фигуры лепят только спустя сутки после того, как создана форма. Затем сушат и обжигают.

Некоторые горшки  покрывают прозрачной серебристой глазурью. Её изготавливают из свинца. 

"Свинец поджигали в чугунке на костре. Он нагорал на стенках белым порошком, потом его просеивали, затем, как мукой, посыпали. То есть сначала человек погружал изделие в машинное масло, а сверху посыпал свинцовой мукой", - объяснил Данил Чулюкин. 

Несмотря на брендовость фёдоровской игрушки, сами тамбовчане пока мало знают о ней. Нередки случаи, когда на выставках в других городах к ученикам художественной школы подходят земляки и удивляются существованию в регионе такого промысла. Ещё сложнее заинтересовать керамикой детей.

"Да, увлечь непросто. Но детям нужно давать не только различные гаджеты, нужно давать им выбор", - сказала Екатерина Каллас. Вместе с тем она отметила, что в художественной школе дети керамикой живо интересуются, несмотря на то, что, как и сверстники, имеют телефоны с разными приложениями и планшеты. 

Пока при развитии промысла главная трудность для энтузиастов - финансовая. Екатерина Каллас мечтает создать большой каталог с фотографиями изделий фёдоровской керамики. Но требуются деньги и на услуги фотографа, и на то, чтобы привозить коллекции из других городов. Скоро будет готов фильм об экспедициях в Фёдоровку. Когда тамбовчане только появились на выставках с фёдоровской керамикой, искусствоведы недоумевали "откуда вы взялись", - рассказала Каллас. "Нас сначала не понимали и не принимали. Но потом, спустя пять лет, сказали "Вы ворвались со своим промыслом как комета"", - вспоминает педагог.  


Алексис Моисеева
корреспондент

Возврат к списку


еще новости