Туристический тамбов
КУЛЬТУРА
Пермская версия "Калеки с Инишмана" открыла Тамбову МакДонаха-гуманиста 19.05.2016

Пермская версия "Калеки с Инишмана" открыла Тамбову МакДонаха-гуманиста

Конкурсную программу Рыбаковского фестиваля в Тамбове завершил пермский театр "У Моста" спектаклем по пьесе Мартина МакДонаха "Калека с Инишмана".

Жестокость и агрессия, физическое и психологическое насилие, убийства - такие слова обычно стоят рядом с фамилией ирландского драматурга, голливудского режиссера МакДонаха.

Но от пермяков в Тамбове ждали другого МакДонаха - гуманиста и человеколюба - такого, каким видит его художественный руководитель и основатель театра "У Моста" Сергей Федотов.

Так и получилось, акценты были расставлены иначе, чем в постановке той же пьесы в Тамбове.

О том, что есть МакДонах, и как театру удалось попасть в его стилистику, эксперты  X Межрегионального театрального фестиваля имени Н. Рыбакова говорили на обсуждении спектакля.

"Я хорошо знаю эту пьесу, у нас идет этот спектакль. Я думала, что вы, напротив, будете более жестче.. Наш спектакль, как ни странно, не потому что он лучше или хуже, достаточно жестко был принят и публикой, и чиновниками. А вас видите, как приняли! Это не обида, нет. Я просто рассуждаю. Значит, вы были убедительнее, правдивее, смогли донести больше - то, чего не удалось нашему театру", - заметила член жюри, лауреат премии "Актриса России" 2015 года, актриса тамбовского драматического театра Ирин Горбацкая.

Эксперт фестиваля, член жюри, актриса Ольга Яковлева с творчеством современного ирландского автора оказалась не знакома, а потому испытала "смешанные чувства":

"Мне показалось, что язык грубоват, топорен, даже натужен в некоторых местах, балансирует между нарочитой ирландской грубостью и натурализмом...Включиться в это дело мне трудно.  Какие-то смешанные чувство я испытала. Чего-то перебор. Казалось, реализм для этой пьесы не был найден. В конце первого акта подумалось о Солженицыне, который говорил, а зачем искусство - затем, чтобы выразить нежные свойства души. Так где они здесь?"

Профессор Владимир Пеньков погрузился в детали, насчитав на сцене 92 предмета, и увидел символ в каждой вещи:

"Когда утопаешь в этих деталях, то получается, что каждый предмет на сцене - это и есть один тот самый камешек, с которым можно либо поговорить и прослыть дураком и идиотом, либо набрать в мешок и свести счеты с жизнью".

Пеньков признался, что ему было сложно понять жанр, а потому он для себя определил его как "инклюзивная спасительная любовь в двух действиях с одним антрактом".

"Мне показалось, что эта идея инклюзивного существования связана не с тем, насколько люди физически несовершенны, насколько они страдают от наличия барьерной среды. Инклюзив заключается в том, что разум и душа не стыковываются у значительной части людей, и какие бы выкрутасы драматург не устраивал в этой пьесе, всё говорит о том, что наша рациональная жизнь абсолютно вышибает жизнь душевную. Когда мы, пройдя через вполне определенные испытания, через собственную глупость, собственный идиотизм, самовозвышение и гордыню, начинаем понимать, что душа - это нечто более значимое, чем рациональная система мышления".

Театровед Евгений Авраменко
сравнил МакДонаха с Чеховым: "Когда есть ненависть, и в то же время в жестких условиях есть лиричность".

Заслуженный деятель искусств Валерий Подгородинский признался, что в финале спектакля у него перехватило дыхание:  "Трудно было заразить меня, тем более, что я не такой большой поклонник МакДонаха как, условно говоря, Гоголя, но, тем не менее, он меня захватил".

Сдержаннее высказалась театральный критик Ольга Галахова"Как бы я не любила театр "У Моста", но сегодня я не могу отдать предпочтение этой версии. С одной стороны, подкупает актёрское существование, которое стремится к подробности, но здесь достоинство оборачивается недостатками - слишком старательно. Нельзя, чтобы все слова были важными... В результате - актерское послание теряется, потому что энергия произношения оказывается важнее цели присутствия"

Кто такой калека с острова Инишман, задалась вопросом Галахова: "Это человек, у которого не было права на рождение и на жизнь, это человек, который борется с судьбой".

В целом в ходе обсуждения всё сводилось к тому, что театр "У Моста" настолько самодостаточен, что играют в нем ту драматургию, которую только там и знают как играть, ведь Сергей Федотов досконально изучил творчество МакДонаха, он тот, кто открыл МакДонаха театральной России.



Светлана Соловьёва
корреспондент

Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку