ГОСТЬ НА ЛИНИИ
Алексей Ильин 11.07.2017

Алексей Ильин

Каким должен быть современный управленец? Что нужно знать и какими личными качествами, в том числе моральными, должен обладать чиновник? Как проходит приемная компания 2017 года? О чем говорят данные мониторинга вузов, проведенного Министерством образования? Об этом и многом другом – в беседе с директором Тамбовского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессором Алексеем Ильиным.

- Алексей Юрьевич, как проходит приёмная кампания 2017 года и в чем ее особенности?

Оценивать приемную кампанию пока рано – во всех вузах, в том числе и у нас, она только началась. В этом году выпускники школ позже получили свидетельства о сдаче экзаменов, поэтому прием документов у нас только начался и постепенно нарастает. Хотя уже сейчас можно сказать, что кампания идет уверенно, стабильно. Мы давно занимаем свою нишу в образовательном пространстве Тамбовской области, не претендуя на приоритеты крупных университетов региона, но имея свою, уникальную миссию. Конечно,у каждой приемной кампании свои особенности. Меняются требования, устанавливаемые регулятором – Министерством образования и Рособрнадзором. Но мы уверены, что, как и в прошлые годы, выполним контрольные цифры приема.

- Вы сказали, что у Академии уникальная миссия. В чем она заключается?

Наше учебное заведение имеет давнюю историю. Ее началом можно считатьсоздание Института красной профессуры, возникшего сразу после революционных событий 1917 года, когда страна испытывала острый дефицит новых управленческих кадров. Затем была создана высшая партийная школа при ЦК КПСС. Параллельно существовала Академия народного хозяйства, которая готовила управленцев для союзной экономики. В 90-х годах система испытывала кризис и не отвечала вызовам времени, а затем в «нулевых» было принято решение о переформатировании всех учебных заведений. Указом Президента от 10 октября 2010 года все региональные - а в 90-е годы существовали региональные академии госслужбы - были объединены в одну большую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Наша миссия – это подготовка кадров для системы государственного и муниципального управления, для всех отраслей реальной экономики. Кроме того, на академию возложены соответствующие научные и экспертно-аналитические разработки, которые связаны с анализом системы управления в различных общественно-политических и экономических сферах жизни России.

В Тамбове на момент создания РАНХиГС работали два филиала региональных академий госслужбы: Тамбовский филиал Поволжской академии государственной службы и Тамбовский филиал Орловской региональной академии государственной службы. С 2010 года создается единая объединенная академия, которая стала одной из крупнейших в филиальной сети РАНХиГС. Сегодня в Тамбовском филиале на всех формах обучения учатся около 2 тысяч студентов. Мы ведем подготовку по четырем направлениям в форме бакалавриата: государственное и муниципальное управление, менеджмент, экономика и юриспруденция. Хочу подчеркнуть, и я всегда об этом говорил, что, прежде всего, наша задача заключается в подготовке, переподготовке и совершенствовании профессиональных навыков действующих работников государственного и муниципального управления, а также представителей малого и среднего бизнеса. В настоящее время в филиале около 60 кандидатов и докторов наук. Практически весь профессорско-преподавательский состав имеет ученую степень и звание. Часть из них имеет опыт работы в органах управления всех уровней.


Министерство образования и науки РФ недавно провело мониторинг эффективности российских вузов за 2016 год. По результатам проверки Тамбовский филиал РАНХиГС прошел мониторинг эффективности образовательной деятельности, улучшив значения по основным показателям. Как Вы прокомментируете этот результат?

- Действительно, Министерство образования регулярно проводит мониторинг. В 90-е годы и в начале «нулевых» возникло много различных высших учебных заведений, причем совершенно разного формата. Одни из них уверенно заняли свои позиции в системе образования, заполнив определенные ниши. Значительная часть в соответствии с государственными требованиям не во всем отвечали нормам качества. Поэтому задача мониторинга заключается в том, чтобы по семи показателям оценить деятельность каждого вуза. Принятые критерии кто-то может оспаривать, считать несовершенными, но основную картину, срез деятельности они вполне объективно выявляют. Итак, вузы оценивались сразу по нескольким показателям: научно-исследовательская деятельность, образовательная деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, заработная плата профессорско-преподавательского состава, трудоустройство и дополнительные показатели, куда входят учёные степени профессорско-преподавательского состава. Если вуз превышает пороговые значения по четырем и более показателям, то его деятельность оценивается как эффективная. Нашу деятельность Минобрнауки признало успешной, по шести показателям отметив превышение пороговых значений. Седьмой пункт, трудоустройство выпускников, мы не то чтобы не обеспечили, он просто пока официально не опубликован. По нашим внутренним данным и по этому показателю мы также прошли пороговые значения.

- Как вы отслеживаете трудоустройство выпускников?

- Методика простая –ручная, а другой и быть не может. Мы следим в «ручном режиме» за будущим каждого нашего выпускника. И нам это нетрудно, у нас ведь не сотни тысяч выпускников.

- А вы рекомендуете их организациям?

- Конечно. У нас есть банк данных, и мы поддерживаем постоянную связь с работодателями. В целом степень востребованности наших выпускников достаточно высокая.

- По вашим оценкам, потребность в управленческих кадрах сегодня растет, уменьшается, или находится на стабильном уровне?

- Если оценивать с точки зрения того, как востребованы направления подготовки в нашем вузе, то можно сказать: количество абитуриентов стабильно из года в год. Но если оценивать потребность в управленских кадрах с позиции процессов, происходящих в системе государственного управления Тамбовской области, то объективно потребность в специалистах растет. Есть официальная статистика, подтверждающая, что численность государственных и муниципальных служащих год от года увеличивается. Сегодня в регионе совокупно, без территориальных органов власти, работают около 5000 человек.


- Все они – ваши выпускники?

- А вот этот вопрос выявляет серьезную проблему. С точки зрения качественных характеристик, в плане подготовки служащие должны иметь соответствующее базовое образование. Это логично и бесспорно – никто не пойдет, например, работать врачом со среднетехническим образованием, управлять автобусом без прав соответствующей категории. Но картина в части подготовки служащих остается грустной. В лучшем случае каждый четвертый чиновник, работающий в системе муниципального и государственного управления (без учета территориальных органов власти), имеет соответствующийпрофессиональный уровень подготовки. Хотелось бы, чтобы наше общество аксиому «даже кухарка может управлять государством» наконец-то признала несостоятельной. В каждой сфере должен трудиться профессионал.

- Каким должен быть современный управленец?

- На мой взгляд, мы все видим современного управленца примерно одинаково: это человек, обладающий необходимыми управленческими знаниями, образованием, подготовкой. Мне не хочется говорить банальности и быть ментором, но не менее значимы для управленца его личные моральные качества. Каждый чиновник, выбирая профессию, имеет мотивацию. И если в его помыслах доминирует личное благополучие, а не решение общественных проблем, то его профподготовка в конечном итоге играет мало роли. Никаких открытий здесь нет. Нынешней человеческой цивилизации около 5-6 тысяч лет, технический прогресс приходится лишь на самый небольшой отрезок. Парадокс заключается в том, что, совершенствуя быт и преобразуя мир вокруг себя, человек по сути своей мало чем изменился. Поэтому в современном образовании и тем более при подготовке муниципальных и государственных служащих закрывать глаза и не заниматься вопросами формирования личных качеств обучающихся просто нельзя. И мы в Академии уделяем этому особое внимание.


Беседовал Лев Рощин


Возврат к списку