В сентябре состоялись Дни культуры Тамбовской области в Санкт-Петербурге. Как восприняла и оценила культурная столица постановки нашего театра? Каким будет новый театральный сезон? Допустим ли эксперимент, риск при подборе репертуара? В каких постановках нуждается театр? Об этом мы беседуем с директором Тамбовского драматического театра Петром Куликовым.

" /> Куликов-НА ЛИНИИ!
Туристический тамбов
ГОСТЬ НА ЛИНИИ
Куликов-НА ЛИНИИ! 30.09.2013

Куликов-НА ЛИНИИ!

Вопрос: - Петр Иванович, поделитесь Вашими впечатлениями о Днях культуры Тамбовской области в Петербурге. Как воспринял искушенный зритель северной столицы постановки нашего театра?
Петр Иванович Куликов: - В первую очередь хочется выразить огромную благодарность тем светлым головам, в которых родилась идея ежегодно проводить такие обменные Дни культуры с различными регионами. В прошлом году в Тамбов в рамках Дней культуры Санкт-Петербурга с гастролями приезжал «Молодежный театр на Фонтанке», и нашему зрителю была представлена постановка великого, как я убежден, режиссера современности Семена Яковлевича Спивака «Касатка». Для нас же поездка, выступление в культурной столице страны была настоящим событием, праздником. Наши театры были представлены двумя постановками: спектаклем «Тамбовские сказы», основанным на легендах и преданиях Тамбовского края, и «Женитьбой» Н.В. Гоголя. «Тамбовские сказы» были представлены в Санкт-Петербургском государственном кукольном «Театре сказки» у Московских ворот, и, надо сказать, тепло восприняты зрителями. Для нас это стало выступлением на серьезной, легендарной площадке, ведь «Театр сказки» - обладатель трех национальных театральных премий «Золотая маска». Спектакль «Женитьба» - один из интереснейших в нашем репертуаре, прошел в Санкт-Петербургском «Молодежном театре на Фонтанке». Особенно интересно было видеть реакцию зрителей северной столицы на постановку гоголевского, петербургского сюжета. Спектакль прошел с громаднейшим успехом. Не только сюжет и его режиссерское решение, но и манера игры актеров настолько импонировали запросам публики, что зал приветствовал актеров стоя, овациями, и долго не отпускал.
Вопрос: - Это как раз говорит о том, что «нет пророка в своем отечестве», и «свой» театр обычно ругают, хотя в других городах принимают тепло.
Петр Иванович Куликов: - Действительно, именно проверка на новой и, что немаловажно, требовательной публике как раз и показывает, что театр сейчас находится на хорошем творческом подъеме. У театра есть громадный потенциал, который теперь мы пытаемся использовать, приглашая талантливых режиссеров, подбирая интересные пьесы, которые были бы не просто «по зубам» актерам, а чтобы они, образно говоря, могли поточить о них зубы. Профессионализм труппы не растет, пока не встречается с препятствиями. И лишь только преодолевая эти препятствия, он становится на голову выше. Театр - искусство динамичное, он не может стоять на месте. Как только театр завоевывает успех у публики, находит своего зрителя, достигает определенных вершин и черствеет, становится академичным, он погибает.
Вопрос: - Выход в том, чтобы искать что-то новое, неожиданное и при этом глубокое, сложное?
Петр Иванович Куликов: - Совершенно верно. Необходимо всегда давать театру хорошую и свежую почву, чтобы расти, развиваться. А развитие всегда сопряжено с преодолением, и даже конфликтом.
Вопрос: - Петр Иванович, в новом театральном сезоне представлены интересные, но сложные пьесы. Они нацелены на зрелого, подготовленного и умного зрителя. Не кажется ли Вам, что, ставя такую высокую планку, Вы рискуете?
Петр Иванович Куликов: - В экономической, сельскохозяйственной терминологии есть такая устойчивая фраза, которая мне очень нравится – «зона рискованного земледелия». Театр в силу того, что постоянно меняется, движется, находится в поиске – это тоже своеобразная зона повышенного риска. Слава Богу, мы нечасто попадаем мимо цели, но ведь и такое иногда случается, потому что в искусстве предугадать что-либо невозможно. Бывает так, что выбрана интересная и актуальная пьеса, работает талантливый режиссер и всё идет к тому, что спектакль будет не просто популярен, а он загремит… и что-то случается загадочное, непонятное, отчего-то у публики не просыпается интерес, и постановка гибнет. Никому не дано знать наперед, состоится ли спектакль как продукт высокого искусства. Поэтому соглашусь, что те премьеры, которые состоятся нынешней осенью – это риск. Мы второй сезон не идем по проторенным тропам, а пытаемся набить шишки и благодаря этому развиться. Оскар Уайльд «Как важно быть серьезным» - потрясающая пьеса, которая идет в большинстве театров европейских стран. В России, к большому сожалению, дела обстоят по-другому. Эта пьеса особенная, потому что подвластна только высоким профессионалам – и режиссерам, и актерам. Пьеса построена не на тексте. Просто читая текст, невозможно понять смысл: кажется, что представлена какая-то глупейшая ситуация. Но именно в подтекстах (скрытых смыслах) – весь талант Уайльда. Сумеет ли актер найти эти подтексты – и тогда мы увидим высокую комедию. Комедию, воспитывающую высокий вкус.
Вопрос: - Это английский юмор?
Петр Иванович Куликов: - Да. Но русский и английский юмор схожи. Даже если обратиться к жанру анекдота – юмор и в наших, и в английских шутках чаще всего построен на интонациях. Основа анекдота – в описании события и парадоксальном выходе из ситуации. Так вот, этих парадоксов в пьесе превеликое множество, и каждая сцена – как легкий, отдельный и благородный анекдот. Эту пьесу, получившую название «Чей ребенок в саквояже?», ставит художественный руководитель Минского национального театра драмы имени А.М. Горького Сергей Ковальчик. Вторая премьера нового сезона - пьеса Аркадия Застырца «Сон в летнюю ночь, или всё включено», основанная на пьесе Шекспира. И сюжет, и персонажи, и ситуации, которые разворачиваются в пьесе, полностью повторяют сюжет классика. Но всё же это абсолютно авторский подход.
Вопрос: - В пьесе много авторского, или все же речь идет о соблюдении канонов?
Петр Иванович Куликов: - Дело в том, что мы привыкли воспринимать канонические, несколько опоэтизированные и потому во многом выхолощенные переводы «Сна в летнюю ночь». Шекспировские времена были скорее маргинальными, чем пуританскими, и спектакли Шекспира не предназначались для высокой аристократии, а скорее для плебса. У Шекспира, если читать неканонические переводы, достаточно острот, и даже соленостей, особенно в комедиях. Аркадий Застырец, как мне кажется, уловил именно этот особый шекспировский подстрочник. Застырец – шекспировед, поэт, переводчик, человек разносторонний и талантливый. Текст в пьесе звучит особенно современно, и за красивостью стиха не теряется действие, Шекспир подается таким, как он есть. Ведь Шекспир – это всегда страсть. Пьесу «Сон в летнюю ночь, или всё включено», ставит главный режиссер театра Николай Елесин.
Вопрос: - Петр Иванович, в недавнем интервью нашему порталу Вы сказали, что на сцене Драмтеатра обязательно появится советская классика. Стоит ли зрителям ждать таких постановок?
Петр Иванович Куликов: - Да, и мы сейчас уже готовы назвать пьесу – «Пять вечеров» Александра Володина. Это по-настоящему хорошая советская классика. Пьеса написана о людях, переживаниях, их стремлении друг к другу и невозможности достичь понимания. «Пять вечеров» - очень тонкая пьеса, которая никогда не утеряет актуальности.
Вопрос: - Петр Иванович, и последний вопрос, который, хочется верить, когда-нибудь станет первым, главным: появятся ли на сцене Драмтеатра спектакли по пьесам тамбовских драматургов? Мы с Вами уже говорили о том, что у театра есть свой «социальный заказ» на пьесы о Державине, Мичурине, Рахманинове. Есть ли отклики, движение в этом направлении?
Петр Иванович Куликов: - К сожалению, пока нет. Мы открыты для сотрудничества, активного диалога. Необходимы пьесы, которые рассказывали бы о людях, прославивших тамбовскую землю. По большому счету у всех театров страны репертуары схожи, и хочется такого оригинального спектакля, который был бы только у нас, в Тамбове, с которым не стыдно было ехать на фестивали и гастроли в другие города. Но нужен глубокий, основанных на фактах материал, который стал бы живым, ярким отражением наших чувств к прошлому, к людям, которые прославили тамбовскую землю. Хочется верить, что такая пьеса будет написана тамбовскими драматургами.


Возврат к списку