Туристический тамбов
ГОСТЬ НА ЛИНИИ
Торговченков - НА ЛИНИИ! 13.01.2014

Торговченков - НА ЛИНИИ!


Вопрос: Владимир Иванович, новый 2014 год только начинается, причем с праздника – Дня работника прокуратуры России. Наше интервью с Вами каждый раз в начале года в рубрике «Гость на Линии» становится хорошей традицией. Как Вы понимаете миссию прокурорского работника? В чем же, на Ваш взгляд, заключается честное исполнение долга?
Владимир Иванович Торговченков: В первую очередь, хочу подчеркнуть, что слово прокурор происходит от латинского «prokuro» – забочусь. И наша забота заключается в том, чтобы торжествовал закон. В своей деятельности мы руководствуемся принципом: не человек для закона, а закон – для человека. Как отметил, выступая перед студентами и аспирантами Московской государственной юридической академии имени О.Е.Кутафина Генеральный прокурор РФ Юрий Яковлевич Чайка, прокуроры – люди суровой, но благородной профессии, которая формирует такие личные качества, как твёрдость и принципиальность, ответственность и организованность.

Вопрос: Довольны ли Вы работой прокурорского коллектива за 2013 год? Что Вы назовете главными успехами, достижениями, а что отнесете к недостаткам?
Владимир Иванович Торговченков: Не прибегая к цифрам статистики, могу с уверенностью утверждать, что в ушедшем году коллектив прокуратуры области трудился с напряжением, успешно решая те масштабные задачи, которые поставлены перед прокурорским корпусом руководством страны и Генеральным прокурором Российской Федерации. Приоритетным направлением в деятельности прокуратуры являлась реализация её правозащитной функции, направленная на отстаивание конституционных прав граждан на труд и его своевременную оплату, на жилье и благоприятные условия проживания, на охрану материнства и детства, на образование и охрану здоровья, на безопасные условия дорожного движения. Надзорными мероприятиями были охвачены практически все сферы деятельности, в результате которых выявлено более 40 тысяч нарушений законов. Для их устранения и привлечения виновных к ответственности в общей сложности внесено свыше 26 тысяч актов реагирования.

Благодаря организационным усилиям органов власти области, инициативности ряда прокуроров районного звена удалось предотвратить причинение значительного ущерба сельскому хозяйству и жителям области в период вспышки в июне прошлого года «африканской чумы свиней». Большая работа проделана прокуратурой в рамках подготовки к выборам депутатов районных и сельских Советов, глав сельских Советов в 24 районах области.

Помимо издания соответствующих организационно-распорядительных документов, проведения проверки соблюдения законодательства о выборах, внимание прокуроров было акцентировано также на законности муниципальных правовых актов, касающихся организации выборов, соблюдении порядка их опубликования, осуществлении деятельности органов местного самоуправления по учету и составлению списков избирателей.

Прокуратурой области был организован обмен информацией и выработка конструктивных способов решения возникающих проблем, строгий учет всех поступающих сигналов о нарушениях избирательного законодательства, в том числе, размещаемых в сети «Интернет», своевременное и оперативное реагирование на них, мониторинг публикаций и передач средств массовой информации, контроль за разрешением обращений, направляемых для принятия мер в иные органы, а также за результатами административных расследований, проверка законности вынесенных постановлений по делам об административном правонарушении. Все это позволило провести выборы в рамках правового поля.

По-прежнему под пристальным вниманием прокуроров находился вопрос соблюдения прав и интересов несовершеннолетних. Внимание прокуроров было акцентировано на соблюдении законодательства об образовании, противодействии распространению наркомании среди подрастающего поколения, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, соблюдении дошкольными образовательными учреждениями санитарно-эпидемиологических требований и других направлениях.

Значимым направлением деятельности являлось повышение эффективности взаимодействия правоохранительных органов по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. На координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов области рассмотрены такие важные вопросы: борьбы с преступностью, экстремизм, терроризм, коррупция, экономическая преступность, проблемы защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и многие другие. Как и прежде, прокуратурой проводилась активная работа по обеспечению на территории региона единства правового пространства.

Прокуратурой в Тамбовскую областную Думу внесено 7 проектов законов, направленных на совершенствование правового регулирования деятельности мировых судей, организацию социального партнерства, разграничение собственности между муниципальными образованиями, порядка создания и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тамбовской области, об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тамбовской области.

В целях устранения пробелов в муниципальном нормотворчестве органами прокуратуры области разработано и направлено в качестве нормотворческой инициативы более 900 проектов муниципальных актов, более 70 – модельных проектов, по результатам их рассмотрения органами местного самоуправления принято около полутора тысяч актов.

Вопрос: Владимир Иванович, имеются ли реальные успехи в борьбе с коррупцией? Какие примеры можно вспомнить из практики 2013 года? Как Вы считаете, возможно ли полностью победить коррупцию?
Владимир Иванович Торговченков: Коррупция, как и преступность – сложное социальное явление. Искоренить её вряд ли возможно. А вот контролировать, или как говорят – удерживать её на социально терпимом уровне, возможно. Причём в этом противостоянии должны участвовать не только правоохранительные органы, но и всё общество в целом.

Одним из стратегических направлений в работе городской администрации станет дальнейшее развитие системы дошкольного образования. В частности, планируется провести капитальный ремонт в детских садах «Елочка», «Ивушка», «Росиночка», в детских садах № 24, 33 и 70, что позволит решить вопрос для семей, имеющих детей в возрасте от полутора до трех лет. С целью повышения качества образовательных услуг в 2014 году в городском бюджете предусматривается выделение денежных средств на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений. Поэтому следующий год для городской власти будет не менее плодотворным и сложным. В решении многочисленных вопросов городского значения мы рассчитываем на активное участие и инициативы общественности.

Что же касается деятельности прокуратуры в вопросах противодействия коррупции, то в прошлом году нами выявлено свыше 1800 нарушений антикоррупционного законодательства, для устранения которых вносились представления, приносились протесты, в суд направлялись исковые заявления. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования к дисциплинарной ответственности привлечены более 600 должностных лиц, к административной – 29. Материалы прокурорских проверок послужили основанием для возбуждения 26 уголовных дел.

Нарушения законодательства о государственной и муниципальной службе выражались в основном в игнорировании установленных запретов и ограничений, предоставлении служащими неполных и недостоверных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Практически во всех районах области прокурорами выявлены нарушения действующего законодательства, влекущие возникновение конфликта интересов. Одним из важных направлений деятельности прокуратуры по противодействию коррупции является проведение антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов, а так же внесение предложений по совершенствованию законодательства, направленного на борьбу с коррупцией.

Реализуя указанные полномочия, прокурорами изучено почти семь тысяч нормативных правовых актов и почти столько же проектов, из которых по требованиям прокуроров исключено более 750 коррупциогенных положений и норм. В основном, коррупциогенность нормативных правовых актов и их проектов выражалась в принятии нормативного правового акта за пределами компетенции, в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выборочном изменении объема прав и т.п.

К примеру, проведенной прокуратурой области антикоррупционной экспертизой утвержденного постановлением администрации области Положения о единовременной денежной выплате педагогическому работнику, заключившему трудовой договор с общеобразовательным учреждением по основному месту работы, выявлены нормы, содержащие коррупциогенный фактор. Данный правовой акт был разработан во исполнение Закона Тамбовской области от 03.02.2010 № 624-З «О дополнительных мерах стимулирования в системе общего образования» и определяет условия установления и механизм предоставления единовременной денежной выплаты педагогическому работнику областного государственного или муниципального общеобразовательного учреждения. Согласно Положению право на единовременную денежную выплату в размере 120 тыс. руб. имеют педагогические работники, соответствующие основным критериям конкурсного отбора. При этом определено, что получателями денежной выплаты могут быть не более 70 педагогических работников. Если в конкурсную комиссию обратилось свыше указанного числа граждан, и все они отвечают установленным критериям, получатели единовременной денежной выплаты определяются по дате подачи документов.

Однако названный закон области, устанавливая правовые основы предоставления дополнительных мер стимулирования в системе общего образования, не ограничивает число педагогических работников, имеющих право на единовременную денежную выплату по результатам конкурсного отбора и не предоставляет такие полномочия администрации области.

Таким образом, в указанной части рассматриваемый нормативный правовой акт необоснованно сужал круг педагогических работников, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты, чем нарушал конституционный принцип равенства граждан. Кроме того, Положение содержало нормы, способствующие проявлению различного рода злоупотреблений, поскольку не регламентировало действия правоприменителя при определении получателем выплат в случае обращения в конкурсную комиссию в один день нескольких лиц. По результатам антикоррупционной экспертизы прокуратурой области внесено требование, которое было рассмотрено и нормативный акт приведен в соответствие с законом.

В числе 40 лиц, осуждённых в прошедшем году за совершение коррупционных преступлений, сотрудники правоохранительных органов, органов местного самоуправления, государственные служащие, преподаватели ВУЗов, сотрудники сферы здравоохранения. К примеру, приговором Октябрьского районного суда к штрафу в размере 100 тысяч рублей с лишением права занимать должности, связанные со службой в правоохранительных органах в течение 3 лет, осуждён бывший старший следователь по особо важным делам отдела по расследованию преступлений коррупционной направленности следственной части по расследованию организованной преступной деятельности Следственного управления УМВД России по Тамбовской области. Он признан виновным в покушении на мошенническое завладение чужими средствами с использованием служебного положения. Расследуя уголовное дело о мошенническом хищении более миллиона рублей у одного из жителей Тамбова, он, не имея каких-либо доказательств причастности к совершению данного преступления гражданина, преследуя корыстную цель, сообщил ему заведомо ложные сведения о наличии в уголовном деле доказательств его вины, предложив при этом, за вознаграждение в 70 000 рублей не привлекать его к уголовной ответственности. Однако преступный умысел следователя не был доведён до конца, поскольку при получении части денег в сумме 50 тысяч рублей он был задержан с поличным сотрудниками УФСБ России по Тамбовской области.

Вопрос: А как обстоит дело с плохими дорогами? Есть ли результаты?
Владимир Иванович Торговченков: Вопросы создания надлежащих условий для безопасности дорожного движения в прошлом году по-прежнему находились под пристальным вниманием прокуратуры. В рамках предоставленных полномочий мы принимали весь комплекс мер, чтобы дороги на Тамбовщине соответствовали техническим требованиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения. А это не только качественный и ровный асфальт, но и установка соответствующих дорожных знаков, ограждений, надлежащее оборудование обочин и съездов, освещённость, своевременная очистка дорог от снега и наледей.

Особое внимание обращалось на качественное проведение ремонтных работ. Причём в поле зрения прокуратуры находились не только федеральные и региональные дороги, но и межпоселенческие, особенно те, по которым проходят маршруты движения школьных автобусов. И надо сказать, что позитивные результаты имеются. Дороги становятся лучше, благоустроеннее.

Вместе с тем необходимо понимать, что внесение прокурорами актов реагирования само по себе не является гарантом немедленного проведения качественного ремонта. Прокуроры понуждают органы представительной и исполнительной власти заниматься решением проблем: предусматривать соответствующие расходы в бюджете, входить в соответствующие региональные и федеральные программы, эффективнее использовать выделенные средства, контролировать качество выполняемых работ по муниципальным контрактам.  

Вопрос: Каковы сегодня действия прокуратуры по отношению к системе ЖКХ? Действительно ли, что самый большой объем работы у прокуратуры – именно в сфере ЖКХ?
Владимир Иванович Торговченков: Надзор в обозначенной области правоотношений рассматривается прокуратурой как важнейший социальный фактор, влияющий на состояние стабильности в обществе.

Количество поступающих в органы прокуратуры жалоб по вопросам соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере существенно не сокращается. Жители региона жалуются на ненадлежащее исполнение условий договоров управления по содержанию и ремонту общего имущества, оплаты жилищно-коммунальных услуг и их качества, несоблюдение порядка проведения общих собраний собственников, игнорирование требований закона о раскрытии информации о деятельности управляющих компаний.

В 2013 году прокурорами выявлено более 2 тысяч нарушений закона, для устранения которых внесено свыше 1400 актов прокурорского реагирования. По результатам их рассмотрения около 800 должностных лиц привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

В преддверии осенне-зимнего периода в ряде муниципальных образований не были утверждены графики работ по профилактике, ремонту и обслуживанию централизованных и внутридомовых тепловых сетей, программы проведения проверки готовности к отопительному сезону, не проведен своевременный ремонт котельных, на отдельных участках теплотрасс отсутствовала изоляция. Не всеми управляющими компаниями выполнялись требования законодательства о наличии паспортов готовности жилых домов.

Из-за высокой изношенности (более 60 %) тепловых, электрических и водопроводных сетей нередко прекращалась подача ресурсов в жилые дома. И хотя такие аварии носили локальный характер и оперативно устранялись силами аварийных служб, тем не менее, их количество за отопительный период 2012-2013 г.г. составило более 2300 случаев.

Серьёзную озабоченность вызывают бесхозяйные объекты сферы ЖКХ, особенно газопроводы. Прокурорами выявлены грубейшие нарушения при эксплуатации газового оборудования. Продолжают иметь место нарушения жилищного законодательства в части установления и изменения управляющими организациями размера платы за содержание и ремонт общего имущества, который повышается без решения общего собрания собственников многоквартирного дома.

Не остались без прокурорского реагирования и факты несвоевременного перечисления поставщикам ресурсов собранной с населения платы за оказанные услуги, что сыграло положительную роль в снижении суммы задолженности за газ.

За период с мая по декабрь текущего года сумма задолженности за потребленный газ сократилась с 307 млн.руб. до 59 млн.руб. Острой социальной проблемой является неудовлетворительное состояние жилищного фонда. Средний процент износа многоквартирного жилищного фонда составляет около 40 %.

В рамках надзорных мероприятий за соблюдением законов при реализации средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства органами прокуратуры области выявлено более 400 нарушений: неправомерные отступления подрядчиками от проектных решений, несоблюдение технологии производства работ, не обеспечение надлежащего надзора за качеством выполняемых работ и непринятия заказчиками мер по предъявлению претензий, невыполнение органами местного самоуправления обязанностей по контролю за целевым расходованием бюджетных средств, присвоение подрядчиками денежных средств путем завышения стоимости кровельных работ и использования более дешевых материалов, а так же пресечено 36 криминальных посягательств на средства Фонда.

В ряде муниципальных образований остаются нерешёнными вопросы организации надлежащего сбора и вывоза бытовых отходов, особенно крупногабаритных отходов за пределами контейнерных площадок, освещения дворов и улиц, некачественного восстановления асфальтового покрытия после ремонтных работ, несвоевременного благоустройства и ремонта дворовых территорий.

Так что прокурорский надзор в указанной сфере отношений продолжает оставаться востребованным.

Вопрос: Владимир Иванович, на какие новые вызовы времени сейчас приходится отвечать прокуратуре? Что, как Вам кажется, будет главным в работе прокуроров в 2014 году? Изменятся ли приоритеты? Видны ли уже сегодня какие­-то новые проблемы, которыми надо заняться прокуратуре?
Владимир Иванович Торговченков: Прокурорский надзор будет сосредоточен в тех сферах жизни, где он нужнее. А это, в первую очередь, права и свободы наших граждан, эффективное использование и сохранность государственной и муниципальной собственности, бюджетных средств, экология и природопользование, противодействие коррупции и наркопреступности, обеспечение безопасности общества.

На необходимость комплексного решения проблемы обеспечения безопасности общества и граждан, и, в первую очередь, противодействия терроризму и экстремизму, ещё раз указали террористические акты, произошедшие в Волгограде. Опасность терроризма как раз и заключается в том, что он воздействует не только на отдельных лиц, а на всё общество в целом, потому что никто не может чувствовать себя в полной безопасности. Именно на такой психологический эффект, как правило, и рассчитывают те, кто организует и совершает теракты.

Вопрос: Владимир Иванович, что Вы пожелаете своим подчиненным, коллегам, а также пользователям информационного агентства "Онлайн Тамбов"?
Владимир Иванович Торговченков: Желаю всем успехов в работе, профессионального роста, творческих удач, крепкого здоровья, счастья и благополучия!





Возврат к списку