Туристический тамбов
ГОСТЬ НА ЛИНИИ
Георгий Дмитриев 20.02.2015

Георгий Дмитриев

   В 2014 году экспертный совет Фонда Михаила Прохорова подвел итоги открытого благотворительного конкурса «Новый театр». Одним из победителей в программе «Театральный мир» программного блока «Искусство и культура» стал ТОГАУК «Тамбовтеатр» с постановкой спектакля по пьесе ирландского драматурга Мартина ДакДонаха «Калека с острова Инишмаан». Премьера спектакля, получившего название «Человек с острова И…» состоится уже скоро – 14 марта. Режиссер-поставщик, работающий сегодня с труппой тамбовского драматического театра – лауреат международный конкурсов, уникальный, разносторонний человек, актер, режиссер, оперный певец из города Ташкента Георгий Дмитриев.

Вопрос: Для Вас было неожиданностью, что именно Вы стали режиссером-постановщиком нового спектакля?
Георгий ДмитриевПредложение директора «Тамбовтеатра» Петра Куликова стать режиссером-постановщиком стало для меня неожиданной и радостной новостью. Я счастлив, что у меня есть возможность работать с невероятно талантливыми людьми. Тамбовскому драматическому театру можно позавидовать – в наши дни уже большая редкость, когда в труппе представлены все поколения актеров, есть как молодые и амбициозные, так и опытные мастера с очень хорошей школой. Такой баланс очень важен для театра и может дать невероятные творческие результаты.


Вопрос: Расскажите немного о себе.
Георгий ДмитриевМоя актёрская деятельность началась в ташкентском театре «Ильхом» - это один из первых в истории бывшего Советского Союза профессиональных негосударственных театров. Его основал в 1976 году режиссер-новатор Марк Вайль. Я в «Ильхоме» с 15 лет. Театр с самого начала складывался, словно джазовый ансамбль, состоящий из свободно импровизирующих, чутко слышащих и понимающих друг друга солистов. В советское время это был «театр в подвале» - профессиональные актеры, отыгрывая спектакли в государственных театрах, поздним вечером играли в бывшем помещении овощного склада, официально называвшегося тогда экспериментальной студией творческой молодежи. Только там можно было увидеть «Дракона» Евгения Шварца с оригинальными текстами пьесы, или критикуемую в то время «Утиную охоту» Александра Вампилова. Марк Вайль был гениальный режиссер, который в сложных условиях находил способы донести зрителю правду. Он держался принципа, что нельзя молчать о том, что происходит за окном, что театр обязан быть отражением реальности. Можно сказать, он ввел мне вакцину отношения к искусству, к профессии, он же расставил точки над i в вопросах провинции. «Неважно где, важно что и как!» - таким было его кредо. Принципиальность, нежелание молчать о самых важных проблемах современности стали причиной его гибели: Марк Вайль был убит в 2007 году в подъезде собственного дома… В театре «Ильхом» я прослужил шестнадцать лет. За это время сыграл более двадцати ролей, среди них были Онегин, Клавдий, Маленький Принц, Дон Кихот, Станиславский. Со спектаклями театра выступал на сценах России, Германии, Франции и США.


Вопрос: В качестве режиссера Вы тоже дебютировали в «Ильхоме»?
Георгий Дмитриев: Да, мой режиссерский дебют состоялся в 2008 году. Это были постановки «Невский проспект» по повести Гоголя, «Дело чести» по пьесе Хюбнера и «Соло для женщины с фортепиано» по автобиографическому роману Дитрих. Затем уже в 2012 году я дебютировал в качестве режиссера-постановщика оперного спектакля «Дело Моцарта» с оперой Н.Римского-Корсакого «Моцарт и Сальери», соединенной с избранными частями «Реквиема» Моцарта. Параллельно, работая в «Ильхоме», я окончил музыкальное училище и консерваторию, как оперный певец готовил сольные выступления. Раньше для меня существовало вечное разделение, я не знал, как и где мне лучше реализовать себя – актером в театре драмы, в академическом вокале или в режиссуре. Теперь же могу сказать – я не хочу сосредотачиваться только над чем-то определенным, я самовыражаюсь так, как наиболее интересно в данный момент. В этом смысле я как художник, который сегодня рисует карандашом, завтра масляными красками, а позже, если посчитает нужным, приступит к акварелям.

Вопрос: Сейчас Вы работаете над постановкой спектакля «Человек с острова И…» На Ваш взгляд, о чем эта пьеса, кому она будет интересна сегодня?
Георгий Дмитриев: Пьеса Мартина МакДонаха – об истории маленького городка. И, хотя речь идет об ирландской провинции, ее проблемы понятны всем, это пьеса про нас и о нас. Она не документальна и дает зрителю такую систему образов, к которой он не привык. Зритель не привык, что жестокость может быть смешной, что к смерти можно относиться с улыбкой, к тому, что в самом брутальном человеке вся наружность характеризует очень чуткого и слабого человека. Для меня история главного героя - Калеки Билли, - не связана с его физическим недугом, он калека, потому что он не такой как все. В провинции живет человек, который не подвержен тоске и депрессии, не пьет, не курит, а думает, стремится к самореализации, верит и мечтает. Калека – это тот, кто не умещается в так называемую систему «общепринятых ценностей». Что происходит с ним? Он ищет способ вырваться. Мечта начинает тревожить его, и он совершает поступок, который, как полагает он сам, должен привести к ней. Мечта, о которой думалось как о самой главной цели в жизни, не становится реальностью, и он возвращаешься обратно. Стоит ли возвращаться обратно? Есть прекрасная восточная мудрость, что нельзя возвращаться в те места, где вы когда-то были счастливы. Поэтому настоящим калекой герой становится именно по возвращению. Но, с другой стороны есть иная правда о том, что ночь особенно темна перед рассветом, и герой понимает эту истину, осознает, что в мире нет ничего важнее Любви и только ради нее стоит жить.


Вопрос: Какие темы, поднятые МакДонахом, кажутся Вам наиболее значимыми?
Георгий Дмитриев: Первая – это тема обрезанных крыльев, когда человек стремится к мечте и не достигает ее. Вторая тема – любви близких, когда порой мы из привязанности к самым дорогим людям, желая им добра, запираем их в клетку. Третья тема - соприкосновения поколений, у каждого из которых есть своя права и неправда. Как режиссер я не хочу быть иллюстратором пьесы и не хочу объяснять ее. Наоборот, мне очень хочется задать больше вопросов зрителю и не предлагать заранее готовых ответов.


Вопрос: 25 февраля на сцене Драмтеатра состоится Ваше сольное выступление как оперного певца – «Песенки Вертинскаго». Скажите, чем близок Вам Александр Вертинский?
Георгий Дмитриев: К понимаю творчества Вертинского я пришел не сразу. Я был равнодушен до тех пор, пока в Ташкенте не услышал романс Вертинского «Бал Господень» в исполнении баса Народного артиста Узбекистана Куркмаса Мухитдинова. Тогда я внимательнее отнесся к Вертинскому, начал слушать его записи, прочел его автобиографическую книгу «Дорогой длинною»… и просто заболел им. Вертинский появился в моей жизни в тот момент, когда был особенно нужен. Это автор, через которого я могу выразить то, о чем думаю сам. Программа "Песенки ВертинскАго" позволила мне объединить и режиссуру, и вокал, и актерскую игру. В целом я отобрал около семнадцати самых важных для меня песен, которые стали основой программы. Для многих Вертинский – некая тонкая загадочность. На самом деле это лишь поверхностный взгляд, внешний образ великого мэтра – лишь красивая картинка, но за ней скрыты масштаб, иной взгляд на мир и колоссальные по глубине переживания. Что немаловажно, у Александра Николаевича Вертинского была твердая гражданская позиция, которой сегодня попросту не хватает многим творческим людям. Каждая его песня это уникальное сочетание тонкого чувства юмора и светлой печали, соединенные с великолепной мелодической линией и прекрасной поэзией.

Беседовал Сергей Доровских

Возврат к списку