Туристический тамбов
ГОСТЬ НА ЛИНИИ
Анатолий Тедорадзе 24.08.2015

Анатолий Тедорадзе

28-29 августа село Атманов Угол вновь встречает гостей на традиционные игры «Атмановские кулачки-2015». Подробнее о празднике, истоках традиции русских кулачных боев мы беседуем с вице-президентом Федерации традиционных игр и этноспорта России, членом оргкомитета игр Анатолием Тедорадзе.


Традиционные игры «Атмановские кулачки» проходят уже в пятый раз. Нашим читателям, которые хотят поехать в село Атманов Угол и влиться в атмосферу праздника, не мешает познакомиться с самим понятием традиционных игр. Что это за явление?

Анатолий Тедорадзе: Традиционные игры – это этнокультурные традиции публичных состязаний. Проще говоря, исстари люди собирались вместе на праздники, участвовали в различных обрядах. Душа и тело при этом требовали какого-то особого состояния, самовыражения. Люди стремились показать силу, ловкость, сноровку – те качества, которых требовала историко-культурная среда, сама природа. Понятие «традиционные игры» сегодня широко используется в мире и включает множество традиционных видов физической активности. Например, в России это Игры Тыгына на празднике Ысыах в Якутии, состязания батыров на празднике Сабантуй в Татарстане, состязания на празднике Джангариада в Калмыкии и многое другое.


Кулачные бои на Руси тоже имеют многовековую историю?

Анатолий Тедорадзе: Именно так. Назывался этот вид состязаний по-разному: «стенка на стенку», «стена на стену», «стенки», «бой стенками», «стенной бой», «стеношный бой», «кулачки». Еще в начале XX века этот вид воинской забавы был распространен почти повсеместно. Проводились они в дни народных праздников, когда люди собирались на гуляния. Бились строго по правилам.

Когда именно зародилась традиция кулачных боев, сказать трудно. Упоминания о таких состязаниях, предположительно, встречаются еще в «Повести временных лет». А самое древнее изображение кулачных бойцов можно увидеть на фреске Киевского Софийского собора, оно датируется XI веком. Первое достоверное упоминание, которое описывает кулачный бой, историки относят к 1274 году. Так, в Лаврентьевской летописи указывается, что на духовном сборе во Владимире митрополит Кирилл говорил: «Узнал я, в божественные праздники со свистом, кличем и воплем бьются...» Примечательно то, что правила и характерные черты стеношного боя повсеместно складывались одинаково. Бойцы строились в линии, так как это построение отвечает главной задаче – вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Такая череда схваток могла продолжаться несколько часов – до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одолеет другую.

Выходили на бой улица на улицу, район на район, село на село. Кулачные бои могли собрать несколько тысяч участников. При этом правила соблюдались неукоснительно. Бились голыми кулаками или в рукавицах, «закладок» (то есть тяжелых предметов, усиливающих удар) в рукавицы не клали. «Лежачего не бьют» – эта русская пословица навеяна именно кулачным боем; щадили и присевшего противника. Ноги, будь то подножки или удары, в ход не пускали, сбоку, исподтишка не нападали. «Мазку не бьют» – еще одно общепринятое правило кулачного боя («мазка» означает кровь на лице). За соблюдением этих правил следили зрители – особенно опытные старики. Нарушителей сурово осуждали и наказывали физически.

К сражению нередко готовились заранее, разрабатывали план предстоящего боя, расставляли силы, намечали резервы, задумывали военные хитрости. В день состязаний начинали бой ребятишки, к ним присоединялись раззадорившиеся подростки и только потом – взрослые мужчины.

Кулачный бой, как и другие воинские состязания, на протяжении всей истории России был способом всеобщей воинской подготовки. С середины XVIII века эту забаву пытались сделать официальным спортом. Первыми такую попытку предприняли екатерининские фавориты – братья Орловы и граф Растопчин. По их указаниям изготавливались и раздавались бесплатно боевые рукавицы, кулачных бойцов поощряли ценными подарками, для их тренировок организовали специальный манеж. Сами Орловы не только присутствовали на боях, но и лично принимали в них участие.

Адаптировать кулачный бой к уже сложившимся видам спорта пытался один из основоположников советского бокса – Константин Градополов. В 1941 году он опубликовал правила группового бокса, где в качестве его прообраза указал русский самобытный народный спорт – «стенка-на-стенку». Именно по этим правилам с 1941 по 1944 год проходило первенство тихоокеанского флота.

В 2000-х годах кулачный бой «стенка-на-стенку» развивался как спортивная дисциплина традиционного рукопашного боя. В основу ее и были положены правила, разработанные Константином Градополовым. Однако попытки спортизировать кулачки привела к их разрыву с народным обычаем. Поэтому будущее стеношного боя в его развитии как самобытной народной забавы, в рамках гуляний и традиционных игр. В XIX веке традиционного уклада был разрушен, и кулачные бои как явление стали угасать. К концу XX века они практически исчезли из народной жизни. Единственным местом в России, где эта традиция сохранилась в своем первозданном виде, стало село Атманов Угол Сосновского района.




Вот мы и подошли непосредственно к такому явлению, как «Атмановские кулачки». В чем их специфика?

Анатолий Тедорадзе:
Сегодня «Атмановские кулачки» – единственные сохранившиеся традиционные игры русского народа, проходящие ежегодно в месте их исконного бытования на престольный праздник Успение Пресвятой Богородицы Века основу этого праздника составляли исконные русские забавы, курагодное гулянье «Боярское колесо» и большие кулачки. Вплоть до 1990-х годов «Атмановские кулачки» не переродились, как это бывает, в обиходную драку, а оставались «примерным боем», включенным в праздник села. А 20 лет спустя, в августе 2010 года, их традиции подхватили мы, возродив обычай престольного праздника, в рамках которого стали проводиться «Атмановские кулачки». Сегодня «Атмановские кулачки» – это не просто этноспортивные соревнования. Состязания проходят на фоне народного гуляния и в большинстве забав могут принять участие все желающие от мала до велика. В этих состязаниях нет как таковых победителей и в то же время нет зрителей, все – участники действия. Разумеется, старинные правила боя соблюдаются неукоснительно, ведь смысл праздника как раз в том, чтобы реконструировать ту этнокультурную среду, тут сценарий престольного праздника, который сложился в селе исторически.

Накануне происходит «уговор» о кулачном бое и обсуждение условий схватки. В день боя противники сходятся на Парадке – центральной площади села – в сопровождении гармонистов и зрителей. Это – зачин. Затем начинается, собственно, бой.  Вдобавок к общепринятым правилам здесь имеется одно, основное: вести бой честно – «по любви». Как только одной из партий удается прогнать соперников на их сторону села, бой прекращается. Следует финал схватки – замирение. Не годится в праздник держать зло за полученные в запале синяки и шишки. За общей трапезой бойцы вспоминают удачные моменты боя, делятся впечатлениями, договариваются о следующих боях.


Однако сегодня в «Атмановских кулачках» участвуют не только жители села, тамбовчане, но и гости со всей страны и даже иностранцы. Выходит, что игры становятся по-настоящему масштабным явлением?

Анатолий Тедорадзе: Да, это так. Сегодня основная задача привлечь на «Атмановские кулачки» как можно больше участников со всей России. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы явление продолжило жить самостоятельно. Чтобы традиция начала передаваться дальше. Ведь с одного небольшого села может начаться возрождение подлинно народной культуры. В этом случае Атманов Угол может стать центром роста и точкой событийного туризма.


В чем специфика «Атмановских кулачек» этого года? Будет ли что-то новое, неожиданное, особенное?

Анатолий Тедорадзе: В этом году в рамках игр планируются соревнования в дисциплинах этноспорта: русская стенка, русмяч, борьба за-вороток, свайка, лапта, рюхи, бабки и перетягивание палки. Все желающие от мала до велика смогут принять участие в различных народных забавах и игровых курагодах. Но главным событием праздника станет традиционный атмановский курагод «Боярское колесо», включающий состязания гармонистов, плясунов и частушечников, а также кулачный бой стенка-на-стенку. Помимо этого состоится премьерный показ фильма «PRO Кулачки», встреча с интересными людьми – учеными, писателями, краеведами в рамках лектория, ну и конечно же самые различные игровые поединки и молодежные забавы. 29 августа в течение всего дня будет работать традиционная ярмарка, где можно купить товары народных умельцев. В этом году к играм большой интерес проявляют федеральные журналисты – планируется участие около двадцати известных электронных и печатных СМИ.


Как же сельчанам удалось так долго сохранить свои традиции?

Анатолий Тедорадзе: Это связанно, прежде всего, с образом жизни атмановцев, который способствовал сохранению традиционных форм культуры. Кроме того, атмановцы и жители Троицкой Вихляйки отличаются совершенно особым нравом и характером. Хотя нужно сказать, что еще в 70-х годах прошлого века кулачки были распространены достаточно широко. Но вот до конца 80-х кулачки проходили только в Атмановом Углу. И проходили, нельзя не отметить, по всем традиционным правилам, не превращались в драку, как это происходило во многих местах, где кулачный бой терял связь с традиционным праздником и переставал быть частью народного гуляния.

Воссоздание такого масштабного мероприятия – дело нелегкое. Задумав возрождение «кулачек», вы наверняка провели большую исследовательскую работу?

Анатолий Тедорадзе: Этнографические исследования в Атмановом Углу мы начали проводить с 1998 года. И практически на протяжении 10 лет изучали это уникальное явление. Идея возродить праздник возникла в тот момент, когда мы поняли, что явление изучено практически досконально. Сначала возникло желание просто провести некий эксперимент – возможно ли вообще осуществить это на практике. И мы попробовали.

После того как Тамбовская региональная Федерация традиционного рукопашного боя совместно с Тамбовским обществом любителей краеведения и Атмановским сельским домом культуры провели в 2010 году первый праздник, стало очевидно: явление может быть восстановлено. В 2012 году к проекту присоединился фольклорный театр «Покровская слобода» и сегодня могу твердо сказать, что праздник восстановлен во всей красе.



Одним из таких заинтересованных лиц вы как раз и являетесь. Как и когда появился Ваш интерес к исконным воинским забавам?
 
Анатолий Тедорадзе: Я с детства занимался различными видами единоборств. Еще в школе у меня проявился интерес к русским единоборствам. В начале 90-х я увлекся модными тогда так называемыми «русскими стилями», но они не смогли удовлетворить мой интерес. Я понял, что они искусственны и не отражают отечественной традиции состязательного и прикладного боя. Интерес к русским единоборствам во многом связан с моим дедом Анатолием Петровичем Власовым, который в детстве и юношестве участвовал в кулачных боях, а во время Великой Отечественной войны прошел школу подготовки десантников. Он был одним из первых, кто объяснил мне и показал на конкретных примерах, что «русские стили» не имеют связи с традиционной воинской культурой.

Потом я поступил на исторический факультет Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, где юношеское увлечение стало основой серьезной научной работы. Увлечение переросло в диссертационное исследование традиций русского рукопашного боя.

В это же время у нас сложился большой спортивный и научный коллектив, который вел работу по адаптации традиционных воинских состязаний русского народа к спортивной практике. Мы первыми в России заявили, что нужно начинать не с реконструкции техники, а с возрождения самих исконных состязаний в борьбе, кулачном и палочном бое. Сегодня наш опыт обобщен в традиционном единоборстве «рукопашка», которое представляет русский этноспорт, основанный на практике воинских игр и забав, исторически сложившихся и имевших повсеместное распространение в зоне проживания русских в конце XIX – первой половине XX века.

«Рукопашка» включает в себя спортизированные традиционные воинские игры: борьбу за-вороток, палочный бой и особый вид состязательного боя – поединок один-на-один, а также практику исконных воинских забав русского народа в учебно-тренировочном процессе и традиционных играх.

Но мы максимально отошли от спортивной деятельности. Спорт как явление порожден англосаксонской культурой и является локомотивом глобализации и в своей основе уничтожает все этнические особенности. Как только традиционный вид единоборств, да и любых состязаний, становится спортивной дисциплиной – он сразу теряет этнический колорит и связь с традиционной культурой. Исконные забавы и традиционные единоборства могут существовать только в рамках этнокультурного праздника, в связи со всеми формами традиционной культуры. И мы – скорее явление культуры, нежели спорта. И, наверное, не случайно «Атмановские кулачки» внесены в реестр нематериального культурного наследия народов Российской Федерации.


Какова сегодня в России перспектива развития традиционных единоборств?
 
Анатолий Тедорадзе: Сегодня в обществе существует большой интерес к традиционным единоборствам. По всей России возникают самодеятельные коллективы, которые начинают практиковать воинские состязания русского народа. Основные перспективы развития традиционных русских единоборств связаны скорее с культурой, чем со спортом. Из них невозможно сделать спорт высших достижений, так как сама идея спорта убьет явление в зародыше. Традиционные единоборства могут и должны стать ядром традиционных игр не только русского, но и других народов России, где сегодня возрождаются традиционные игры.


Может ли каждый желающий попробовать себя в кулачном бою на «кулачках» или для этого нужна специальная подготовка?

Анатолий Тедорадзе: Конечно, кулачные бои – для всех. Кулачки, как говорили старики, проходят «по любви». Бойцы не задаются целью покалечить или унизить соперника. Их цель – показать удаль молодецкую, почувствовать плечо, приобщиться к культуре предков. Да и соперника в стенке каждый может выбрать по себе. Я уже говорил, что бой начинали дети и подростки, а уж затем сходились взрослые. Вот и на этот раз все будет в соответствии с традицией, только перед началом схватки настоящий кулачный бой продемонстрируют старики, а уж молодежь постарается перенять повадку и манеру боя.


«Атмановские кулачки» – это молодой проект, которому, надеемся, уготовано большое будущее. А как Вы и другие организаторы праздника это будущее видите?
 
Анатолий Тедорадзе: Повторюсь: сегодня «Атмановские кулачки» – это первые традиционные игры в мире, которые признаны объектом культурного наследия народов России. Это очень высокий уровень признания. Так что мы ставим перед собой самые амбициозные задачи. «Атмановские кулачки» должны стать событием мирового уровня. И уже сегодня в играх принимают участие представители Германии, большой интерес к кулачкам проявляют специалисты по русскому фольклору из Англии и США. Формат проведения игр – когда состязания в исконных забавах проходят в рамках народного гуляния – уже становится сегодня основой для возрождаемых традиционных игр русского народа.


Беседовал корреспондент Сергей Доровских

Возврат к списку