Туристический тамбов
ГОСТЬ НА ЛИНИИ
Геннадий Любич 01.09.2015

Геннадий Любич

Директор тамбовского лицея №14 Геннадий Любич в интервью ИА «Онлайн Тамбов.ру» рассказал об успехах своих выпускников, о том, как непросто учиться в лицее, о субординации в социальных сетях, репетиторстве, новом образовательном и профессиональном стандарте, сюрпризах предстоящего учебного года и многом другом.

Расскажите про своих выпускников. Кем гордитесь?
Геннадий Любич: 75 процентов наших выпускников уезжают из Тамбова. Иногда я получаю упреки, почему в администрации Тамбова и области мало выпускников 14-го лицея. "Оказывается, 14-й лицей не выпускает лидеров, - мне говорят. - 6 лицей, 12 гимназия - выпускают, а вы нет".

Но посмотрите - 6-му лицею 100 лет, 29-му примерно столько же. 57 лет - это тот возраст, когда приходят во власть. Наши выпускники молоды еще. Первый наш выпуск состоялся в 1990 году. Но, главное, я-то знаю, что наши выпускники есть в Кремле, что они есть в министерствах. Они уехали в Москву, они не вернулись в Тамбов, но то, что кто-то не знает, что выпускники 14-го лицея находятся в различных структурах, это не значит, что из них не получилось настоящих людей.

Журналист Илья Клишин («Эхо Москвы», телеканал «Дождь») - это наш выпускник. Михаил Карасев - вот тамбовский журналист, пожалуйста, тоже наш. Я не буду называть тех, кто попал во властные структуры или ФСБ. Есть и там.

В свое время Алексей Михайлович Кузьмин говорил, что наши выпускники должны идти в военное училище, но быть не руками, не ногами, а быть мозгами - кто-то должен держать ядерный щит страны. Выпускники физтеха, «бауманки» - на них была направлена часть работы нашего лицея. Часть ушла в бизнес. Меня радует, что выпускники 14-го лицея владеют производственными базами в Тамбове, сетью кафе и ресторанов. Это люди, которые успешны в своем бизнесе.


Из записи в ВК узнаем про еще одного вашего выпускника
- Андрея Коняева - человека очень известного в интернет-журналистике. Он был в Тамбове. Вы встречались. "Три часа содержательных разговоров о судьбах российского образования", - так вы подписали свой пост.  Как часто вы встречаетесь со своими воспитанниками? О чем говорите?


Для справки: Андрей Коняев - математик, журналист. Был шеф-редактором раздела "Наука" интернет-издания Lenta.Ru, создатель новостного паблика о науке, занимался продвижением редакционного паблика "Лентач" в соцсети "ВКонтакте". Покинул "Ленту.ру" после увольнения главного редактора издания Галины Тимченко в марте 2014 года вместе со всей командой, после чего стал одним из соавторов книги "Дорогая редакция. Подлинная история "Ленты.ру", рассказанная ее создателями". В настоящее время Андрей Коняев - главный редактор интернет-издание о науке N+1.

Геннадий Любич: Андрей Коняев - очень способный ученик. Он учился в компьютерном классе до 10 класса включительно. Потом он стал участником программы "Акт в поддержку свободы" и уехал на год в Америку. Тогда в той программе от нашего лицея участвовали 1-2 человека ежегодно. Дети жили в американской семье, учили язык, учились в школе. По возвращении Андрей мог экстерном закончить 11 класс, но он принял решение остаться. В год выпуска он был признан лучшим выпускником лицея. Это был 2002 год, когда такое звание только-только ввели у нас. Потом он пошел учиться в МГУ, позже поступил в аспирантуру, защитил диссертацию и стал заниматься научной журналистикой, писал обзоры.


Мы встречаемся, поддерживаем отношения. Я слежу за его публикациями, общаемся в социальных сетях на совершенно разные темы.

 
Выпускники, ученики и преподаватели - в социальных сетях все. Сегодня учитель переписывается с учениками во "ВКонтакте", выкладывает свои фотографии и следит за публикациями своих подопечных в "Одноклассниках", а завтра вызывает к доске. Удается ли сохранить субординацию?
Геннадий Любич: Львиную долю моих друзей в социальных сетях составляют выпускники. В "Фейсбуке" у меня более 600 подписчиков, в "ВКонтакте"  - более 1300 друзей.  Много вопросов мне задают на "Спрашивай.ру".

Ученики лицея тоже стучатся во френды, но потом они понимают, что директорское око видит всё, что творится. Поэтому, если им хочется "пошалить", то они сами вскоре удаляются.

Когда мне отвечают в комментариях, то автоматически появляется обращение ко мне так, как я залогинин, то есть по имени. "Геннадий,..." - пишут мне, в том числе и ученики, то есть обращаются без отчества. И я считаю, что это нормально. В интернете мы живем по закону интернета и в рамках законодательства РФ. Скажу больше, в лицее мы учим детей этике общения в социальных сетях, учим безопасности в интернете, учим не нарушать закон, который регламентирует деятельность в сети. Есть специальный курс. Детям нужно это знать.

В сети я 24 часа в сутки. Из них минут 20 ежедневно я уделяю чтению ленты, быстро пролистываю сообщения, и, если кто-то из учеников репостит какие-то гадости, то получает от меня замечания.

Какие сюрпризы готовите в этом году? Что удивит лицеистов 1 сентября?
Геннадий Любич: Долгое время мы не уделяли внимания интерьеру. Он серенький. Сейчас начинаем с этим бороться - начинаем "рисовать" лицей. У нас есть место, где представлено детское творчество - рисунки, фотографии. Теперь хотим сделать что-то профессиональное.



Синие стены удручают. У нас не было возможности перекрасить стены спортивного зала - все деньги ушли в пол - мы постелили дубовый паркет. Красивый пол и некрасивые стены - досадно, и тогда мы нашли выход. Распечатали четыре баннера. Это авторский дизайн. Волейбол, футбол, баскетбол и теннис. Мы объединили игру и математику. Здесь есть спорт и формулы, расчет траектории движения спортсменов.
Так что спортзал уже "заиграл" !





В планах - оформить тематические уголки. Например, уголки, посвященные географии. Мы сделаем пластиковые стенды, изобразим на них, как, например, греки представляли себе мир, и напечатаем карты разных времен - где-то белые пятна, потому что нет континента. Сделаем такой блок вплоть до современного глобуса. Включим туда карты луны и другое, что нам известно про картографию.

Читательский уголок тоже преобразится, но пусть это останется сюрпризом.

- Вы верите в бесплатное образование?
Геннадий Любич: Перед вами сидит человек, который его получил. Да, это была другая страна. Если говорить про мир сегодняшний, такое образование есть в Финляндии. Я провел там три недели. Ребенок не только бесплатно учится, причем вне зависимости, частная эта школа или государственная, но еще и бесплатно питается от 0 до 24 лет на протяжении всего образовательного этапа.

Есть недостатки в финском образовании, но превалируют достоинства.

Я видел школу в Новосибирске и Казани, где администрация за счет внебюджетных средств, платных услуг, за счет фонда школы отправляет учителей на стажировку
за границу на два-три месяца. Такие курсы стоят порядка 200 тысяч рублей на одного учителя. Каждый год три молодых педагога так стажируются. Это здорово, но очень затратно. У нас пока таких денег нет и не предвидится, к сожалению.

Многие идут по принципу создания фонда школы - это счет, куда каждый родитель ежемесячно перечисляет по 1000-1500 р., на что мы, кстати, никогда не идем. Мы очень демократичны. К слову сказать, учиться в лицее дешевле, чем в любой другой школе Тамбова.

У нас много предметных кружков - математика, русский, английский, физика в старших классах. 1 сентября вывешивается список кружков - 15 печатных страниц! Это бесплатные кружки.

В то же время есть платные услуги, и родители готовы платить. Из 1000 учеников почти 800 человек пользуются этими платными услугами. Еще около 300 человек из других школ ходят к нам на платные занятия. Это и подготовка к поступлению в лицей, и такие предметы как "введение в решение нестандартных задач нестандартными методами", "логика".

Есть клубы, есть своя видеостудия, студия журналистики, где учатся верстать, фотографировать, нанолаборатория, клуб интеллектуальных игр и многое другое.

А что с учебниками? Они есть или родители покупают?
Геннадий Любич:  В лицее проблем с учебниками нет. Мы покупаем книжки на 300 тысяч рублей в год, используя внебюджетное финансирование. В этом году мы получили бесплатные учебники для пятых классов на 140 человек, а набрали 160, и сейчас у меня вопрос, где взять еще 20 учебников, и, поверьте, мы решим этот вопрос.

Ученики 14-го лицея получают абсолютно все учебники, кроме английского языка, только потому, что учебник английского языка для нас - это как рабочая тетрадь, он весь исписан и просто не годится для дальнейшей работы. Все остальные учебники переходят по наследству из класса в класс.

Кроме того, я думаю, что те директора, которые ссылаются на новую программу и призывают родителей каждый год покупать новые учебники, лукавят. Если учебник был признан один год рекомендованным Министерством образования, то, если даже на следующий год он в список не попал, по положению, им можно пользоваться ближайшие пять лет спокойно. Он абсолютно действителен.

Ничего страшного не будет, если дети увидят в учебнике не совсем актуальную информацию, потому что есть учитель, есть родители, которые скажут - подрисуй ручкой, поставь границу на перешейке и там, где сейчас Крым, напиши "РФ". Это можно сделать просто ручкой. Бросаться менять учебник из-за одной буквы, тратить на это 400 рублей, а то и больше, смысла нет. В школах много карт, на которых Крым еще за пределами РФ. Можно взять ручку и подписать, подрисовать - ничего страшного в этом нет.



Ваше отношение к репетиторству?
Геннадий Любич: Понятно, что не все могут учиться в 14-м лицее, потому что у нас, объективно, очень тяжело. Наши нагрузки - это 40 часов в неделю. Мой сын закончил 14-й лицей, а потом МГУ с красным дипломом, дочь сейчас учится в восьмом классе здесь же. Все это на моих глазах происходит - нагрузка колоссальная! Жалко. А что поделать?

В лицее учатся дети, которые, кроме всего прочего, успевают еще ходить в музыкальную, танцевальную, художественную школу, профессионально занимаются спортом.

Но вот если ребенок не тянет - с "двойки" на "тройку" переваливается, то в таких случаях я говорю родителям: "Поберегите ребенка!" Он может быть великолепным архитектором, музыкантом, художником, шеф-поваром... есть области, в которых 14-й лицей не очень специалист. Ребенок не будет физиком-ядерщиком. Зачем ему эти 40 часов? Выберите другую школу - каждая хороша по-своему.

Но вернуться в свою родную школу, откуда ты когда-то ушел - это для некоторых родителей и детей считается позором. "Ты не потянул в лицее, значит какой-то недоразвитый" - почему-то такой внутренний комплекс, общественное мнение. На самом деле это не так! Ребенок спокойно справится с математикой в пять часов, но не справляется с математикой с нагрузкой в  десять часов.

Когда родители говорят, "мы будем брать репетиторов, но останемся в 14-м лицее", я категорически против такого подхода. Когда репетиторство идет только ради того, чтобы остаться в образовательном учреждении элитного типа, это наркотик. Это равнозначно человеку, который в спорте без допинга не может показать достойных результатов. Мы с допингом должны бороться. Допингом должно служить совершенно другое - это эйфория от счастья, что у тебя получается, и вы с учителем работаете на одной волне, делаете одно общее дело. 

Как много учеников не выдерживают нагрузки? Сколько отчислений?
Геннадий ЛюбичВ прошлом учебном году лицей покинули 20 человек. Это два процента от всех учеников. Такое значение фактически из года в год остается неизменным.


Что вы думаете о новом профессиональном стандарте, который сейчас активно обсуждается. Должна ли зарплата учителя зависеть от его квалификационных способностей, обязательного знания иностранного языка?
Геннадий Любич: Иностранный язык сейчас - это краеугольный камень. Когда мы говорим о переходе школы на новые профессиональные стандарты и новые образовательные стандарты, то могу сказать одно: лицей №14 изначально строился по федеральным государственным стандартам, которые придумали через 20 лет. Стандарт учителя с самого начала был такой, который придумали у нас в стране только сейчас. У нас сразу было заложено владение компьютерными технологиями. У нас не работающих на компьютере, не владеющих информационными технологиями учителей нет. Наши учителя записывают свои видеолекции, выкладывают их в сети интернет, у каждого есть свои сайты.

Работа лицея с самого начала построена так, что все дети, независимо от направления, должны знать английский язык. У нас английский язык, по сравнению с простой школой, значительно увеличен по количеству часов. Так было стабильно во все годы. 

Наш преподаватель Виктор Сергеевич Козадаев разработал целую программу "Математика на английском". Валерий Владимирович Бирюков (в этом году, увы, уходит на пенсию) вел физику на английском языке, много лет преподавал физику в странах Африки. Наши учителя английского языка сделали очень интересные курсы: разбор англоязычной литературы.

Выясняется, что новое для других школ, мы уже делаем много лет: рейтинговая система ученика в классе есть, внеурочная деятельность есть и так далее.

Если говорить в целом по стране, то вопрос в следующем: где мы найдем преподавателей, которые не вели бы английский язык, но знали его практически как родной - преподаватели математики, химии, биологии, физики?

Когда мы берем учителей нового поколения, то надеемся на то, что английский у них в запасе есть. Но если бы в институте их учили с использованием иностранного языка. Если бы у них была математика на английском, физика на английском и так далее, тогда они могли бы прийти и так же на английском языке преподавать детям - часть уроков, элективных курсов, кружков, чтобы дети знали терминологию.

Сейчас у нас в стране учителя знают английский на уровне "как мне пройти на эту улицу?", "который час?" - этого достаточно, чтобы за границей поговорить с человеком, но не о своих профессиональных навыках. Давайте будем объективны - преподавать свой предмет на английском они не могут. Здесь важны усилия и 14-го лицея, и институтов, которые в дальнейшем будут готовить англоговорящих учителей.


Кто работает в лицее? Проблема кадров для вас актуальна?
Геннадий ЛюбичСреди 80 учителей - 20 это наши выпускники. Еще два десятка человек, которые пришли вместе с Алексеем Михайловичем - те, кого он взял в первые три года работы лицея. За последние 5 лет мы приняли на работу 25 человек - конечно, среди них были зрелые учителя, которые просто не могли быть нашими выпускниками, но есть и молодежь, которая недавно закончила университеты - тамбовские, московские вузы.

Этим летом у нас случилась трагедия - после двухлетней болезни умерла завуч лицея Калягина Ольга Юрьевна - это наша выпускница второго года. Кто-то приходит, кто-то уходит. Коллектив органически меняется.

Всегда получалось, что лицей очень молодой. Когда я сюда пришел, мне было 25 лет. И средний возраст преподавателей в лицее был 30 лет. Так вот, я расту, и средний возраст преподавателей лицея растет вместе со мной. Сейчас средний возраст преподавателей - 46 лет. Мы стареем быстрее, чем приходит молодежь. Когда я говорю "молодой преподаватель", это значит ему где-то 32 года - он уже 10 лет как институт закончил. Он молодой по сравнению с корифеями.

Вакансий нет, но проблемы есть.

Вопрос, который давно не дает покоя: когда в 14-м лицее будет начальная школа?
Геннадий Любич:  Начальной школе быть! Надеемся, что очень скоро. Есть недостроенное двухэтажное здание в Ласках, находится в пяти минутах ходьбы от лицея. Недостройка стоит там много лет. Мы работаем над тем, чтобы со следующего года это здание функционировало. Если всё получится, найдутся деньги, и поступят бюджетные ассигнования, то к 1 сентября следующего года ремонт закончится, и там мы откроем начальную школу. Это будет второй корпус нашего лицея.

Я не считаю себя специалистом по начальной школе, потому что никогда в ней не работал, но перспектива ее создать меня не пугает, а, наоборот, радует. Чем раньше ребенок научится работать, выполнять домашнее задание, тем лучше. Русский язык и математика - это то, на что мы обратим свое внимание в первую очередь и, конечно, английский язык. Зачастую в первом классе дети еще не умеют писать на русском, когда приходит учитель английского языка и показывает им, как писать английские буквы. Я считаю, это кощунство. Вначале ребенок учится разговаривать. Научите ребенка слушать, научите говорить, а после этого читать, а после этого и писать - так, как это происходит с родным языком. Сначала мы разговариваем, обогащаем словарный запас, всё остальное потом, а не наоборот.

А пока самые младшие у нас это 5-е классы. В этом году мы набрали 160 пятиклашек.



Беседовала корреспондент Светлана Соловьёва

Возврат к списку