Туристический тамбов
ГОСТЬ НА ЛИНИИ
Елена Соболева-Сиссак 02.10.2015

Елена Соболева-Сиссак

Интервью с Еленой Соболевой-Сиссак – вице-президентом Ассоциации «Тайга-Европа», представителем французской делегации-участницы Международной Покровской ярмарки в 2014, 2013 году.

 

 - Елена, ваша делегация два года подряд участвует в Покровской ярмарке, какие ваши впечатления от этого праздника?
-

Мы счастливы участвовать в этом празднике. Сердце радуется видеть, как вы преуспели в организации Покровской ярмарки. Когда в 2008 г. мы организовывали сотрудничество Между Тамбовской областью и Министерством сельского хозяйства Франции по устойчивому развитию сельских территорий, мы мечтали, чтобы на Тамбовской земле появились подобные ярмарки, рынки местных продуктов. Каждый год здесь собирается все больше малых производителей, предприятий, сельчан, приятно видеть счастливые лица людей всех возрастов, эту искренность, доброту, которую излучают и гости, и участники. Видно, что все делается с огромным удовольствием и радостью. Вам удалось на этой ярмарке показать не только материальные достижения, но и российскую самобытность, оригинальность, которую необходимо сохранять, развивать и продвигать. Показать, что русский народ добрый, открытый, и что нам есть что дать всему миру. Это очень-очень важно. Очень надеемся, что будут приезжать европейцы, потому что ваша ярмарка стоит того, чтобы «звучать» на международном уровне.

Атмосфера Покровской ярмарки показывает, что мы можем избавиться от пессимистичных разговоров о селе, что несмотря на проблемы и трудности, мы можем двигаться в сторону позитивного сценария развития деревни, ярмарке удалось сделать видимым, зримым и очевидным потенциал сельской Тамбовщины – и человеческий, и культурный, и производительный. И ещё гастрономический! У вас очень вкусная ярмарка!


- В чем заключается ваше сотрудничество с Тамбовской областью?
- Наша ассоциация Тайга-Европа дружит с Тамбовщиной с 2007 года, сотрудничаем в области устойчивого развития сельских территорий, культуры, сельского туризма. С 2008 г. мы провели с десяток взаимных визитов по сельским территориям, осмысливали французский и российский опыт, начали обмен студентами профессиональной и высшей школы.

- Какие из ваших идей и предложений уже воплотились?
-

Некоторые наработки французского опыта нашли творческое отражение в программах развития Тамбовской области, и в том числе в Покровской ярмарке.

Ярмарка показывает, что растет популярность ремесел, все пропитано духом самобытности, искренности, радости. Тамбовчане понимают, как важно сохранять традиции, ведь они являются одним из важных факторов для диверсификации, для рождения инноваций: обладание уникальными умениями и навыками, система их передачи последующим поколениям – в основе изобретательства и оригинальных технологий –и социальных в том числе.

Несколько лет назад двое французских студентов из АгроПариТек проходили дипломную практику 6 месяцев при Мичуринском аграрном университете, изучали Уваровский район и написали замечательную дипломную работу, а сейчас мой студент из Орлеанского университета будет продолжать стажировку при Тамбовском университете.

Видны позитивные перемены.

Появилось внимание к сельской гастрономии. В этом плане мы активно сотрудничаем с Экологическим центром ТГУ. И я с радостью узнала, что Державинский университет провел гастрономический конкурс и выпускает книгу рецептов тамбовской кухни. Это очень популярное и перспективное направление туризма. К примеру, в небольшой провинции Лимузен таких книг уже издано больше ста, есть региональная телепередача, которую ведет местный знаменитый повар-кулинар, и она очень популярна во всей Франции. Я надеюсь, что также и даже лучше будет и у вас.


Идея гостевых домов. Это конечно, глобально не наша идея, но мы работали в плане ее реализации. Продвижение сельского туризма, организация рынков местной продукции, расширение доступа на рынок для малых производителей, углубление переработки местного сырья - обмены опытом шли именно в этих направлениях, и я рада, что уже есть подвижки. Мы поддерживаем международную сеть гостевых домов "Крестьянское гостеприимство", которая распространилась уже на пару десятков стран. Инициатива идёт из Франции, сайт пока только французском языке, в России уже три гостевых дома вступили в сеть - в Калужской, Московской, Ярославской областях, есть кандидаты на Алтае и в Бурятии.

Один из основных результатов - недавнее создание по примеру Франции Ассоциации Самых Красивых Деревень России, которая войдёт в Ассоциацию Самых красивых деревень Земли. Тамбовская область провела конкурс во время ярмарки - мы в самом начале пути. Тамбовщина – крестьянский край богата самобытными селами, но работа предстоит большая. Энтузиазм тамбовских кандидатов показывает, что должно получиться.


- А чего нам больше всего не хватает? Сельский туризм, допустим, нельзя развивать без дорог…
- Совершенствовать, конечно, есть что. Чтобы развивать сельский туризм, нужно поднимать качество жизни на селе. Развивать местные предприятия, гастрономию, поддерживать малые хозяйства. Когда тамбовское село сможет показать приезжающим туристам качество жизни, умение жить в красоте и гармонии с окружающей природой, предложит качество приема гостей, тогда поток туристов значительно увеличится. Сейчас это, конечно, только начало, мы в начале пути, путь может оказаться долгим, но в России, если что-то поняли, что-то схватили, то потом идут быстро.

- А что, по-вашему, особенно важно при продвижении сельского туризма?
- Есть два важных момента. Во-первых, должен быть так называемый партисипативный подход – то есть это участие всех во всем, опора на общественное мнение. Другими словами, в реализации любых проектов должно широко участвовать общество, местные жители. И еще важно сохранить и даже сделать акцент на вернокулярное наследие – преемственность, сохранение в живом, естественном виде исторически сложившейся среды, пейзажей, всего, что является нашей малой родиной: колодцы, амбары, добротный сельский дом, мостик через речку,... т.е местный природно-культурный пейзаж.... Это элементарное самоуважение, почему нам часто его не хватает?



- Как вы считаете, интерес к сельскому туризму вырос?
- Вырос! Он растет бешеными темпами. Потому что в современной жизни люди уже настолько пресытились городами, которые обезличивают все и всех, устали от бешеного ритма. И люди понимают, что жизнь в малых городах или на селе она намного человечнее. Поэтому сейчас набирает популярность обратное движение в село. Таких людей еще называют «новые сельчане» - на смену урбанизации идёт "рурбанизация". И эта тенденция не только в России. Я сама 15 лет живу в деревне в провинции Лимузен. В моей деревне 10 лет назад было 900 жителей, а сегодня уже – 1300. Приехали горожане: и пенсионеры, и молодежь, и молодые семьи, впервые открыли коммунальные ясли, театральный фестиваль...

- А у нас вы что-нибудь почерпнули?
- Конечно. Во-первых, умение работать, невероятную изобретательность, мгновенную реакцию, если нужно решить проблему, и малыми средствами сделать многое, как говорят: из ничего сделать конфетку. И, самое главное - никогда не сдаваться. И ещё – у нас самые лучшие музеи и самые лучшие энтузиасты и краеведы! Во Франции нет такого разнообразия музеев – от сельских школьных до государственных. Французы очень сильно удивляются: богатства в России огромные, особенно на селе, а потенциал еще больше. Его нужно научиться задействовать, ведь в Европе ресурсы уже практически исчерпаны.


Возврат к списку