Туристический тамбов
ГОСТЬ НА ЛИНИИ
Виталий Чарыков 14.12.2015

Виталий Чарыков

Тема развития рынка газомоторного топлива в последнее время звучит всё чаще. Недавно ей посвятили «круглый стол» в областной Торгово-промышленной палате. Актуальность перехода на альтернативные источники очевидна: цена на 95-й бензин уже выше 36 рублей, и неудивительно, если в будущем году она вырастет. Вместе с тем пора задуматься и об экологической ситуации. Будут ли в регионе созданы условия, чтобы все желающие могли переоборудовать автомобиль на газ? Этот и другие вопросы мы адресуем начальнику областного управления транспорта Виталию Чарыкову.

- Виталий Васильевич, как решается вопрос с созданием газозаправочных станций в Тамбовской области?
- До недавнего времени в регионе не было ни одной газомоторной заправки. Мы оказались в патовой ситуации. Чтобы заинтересовать перевозчиков и частных лиц переоборудовать машины на природный газ, нужны заправки, но инвесторы, готовые их строить, требовали наличия подвижного состава. Наконец, когда в сентябре открылась первая заправочная станция, мы сдвинулись с мертвой точки. Актуальность перехода на газ очевидна: в автотранспортных предприятиях региона расходы на топливо составляют 50 % от всех затрат. Переход на газ снижает их в два с половиной раза. По этому пути пошли Пакистан, Индия, Аргентина и Бразилия, Германия и Италия, многие другие страны, а в СНГ – Армения. К примеру, в Ереване и окрестностях столицы уже 400 газомоторных заправок. У нас же в Тамбове пока одна, и у соседей положение не лучше, одна – в Липецке, и три в Воронеже.

- Как решить эту задачу?
- Областное управление транспорта разработало концепцию, выделив три направления. Первое - развитие сети газомоторных автозаправок. При этом не обязательно строить большие, со сложной инфраструктурой, есть вариант и мини-заправок. В странах Европы всё большей популярностью пользуются даже индивидуальные заправки, которые подключаются от обычной газовой трубы частного владения. Представьте, вы приехали домой, поставили машину в гараж, и тут же ее заправляете. Конечно, для этого необходимо выполнение требований безопасности, разрешение, но вариант сам по себе интересен. Стоить такой мини-комплекс будет порядка 300 тысяч рублей. Если же говорить в целом, то планируется строительство еще десяти заправок – четыре в областном центре, две в Тамбовском районе, и по одной в городах Рассказово, Моршанск, Котовск и Мичуринск. Много это или мало – покажет спрос, а в перспективе увеличение их числа до двадцати пяти. Вторая задача связана с приобретением автобусов, дорожно-транспортной техники, служебного транспорта, работающих на газе. Иными словами, госструктуры на своем примере покажут выгоду.

- А это выгодно?
- По нашим подсчетам, если перевести транспорт администрации области на газ, то ежегодная экономия бюджетных средств составит 21 миллион 161 тысячу рублей. Соответственно, первый год будет весьма затратным, он связан с переоборудованием, но примерно за полтора года всё окупится. Приведу пример с легковым автомобилем. Специалисты посчитали, что при 10 тысячах пробега в год срок, за который оправдаются вложения - 2,5 года, при 30 - 0,8 года, а при 50 тысячах – от 2 до 5 месяцев. Именно поэтому в том же Ереване большинство таксистов давно перешли на газ, в короткие сроки снизив затраты и увеличив прибыль. Если же взять средние показатели, то благодаря газовому оборудованию обычный автомобилист экономит в год около 50 тысяч рублей, а водитель грузового транспорта – порядка 260 тысяч. Третья задача, которую мы выделяем – создание сервисных центров, которые занимались бы переоборудованием автомобилей и дальнейшим техническим обслуживанием. Это выгодно, очень выгодно. Речь идет о долгосрочном экономическом эффекте. Стоимость 1 кубометра газа – 14 рублей, это несопоставимо с ценами на бензин.

- Но важно не забывать еще об одном показателе – экологическом. Поможет ли природе? Насколько газомоторное топливо безопасно?
- Не так давно мы обратились в управление окружающей среды и природопользования Тамбовской области, попросив представить актуальные данные. Так вот, чтобы понять масштаб экологической катастрофы, которую наносит автотранспорт, достаточно сказать, что 80 % всех выбросов в регионе – это загрязнение от машин. В среднем за год автомобиль сжигает 30 тонн воздуха, что соответствует потребности в кислороде 50 человек. Метан не токсичен, не канцерогенен. Поэтому применение газомоторного топлива положительно скажется на экологии и на здоровье людей. Природный газ является самым безопасным из горючих веществ. За счет того, что газ находится в баллонах под давлением, исключается возможность попадания в них воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом все время присутствует смесь их паров с воздухом. Газовые баллоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются в наименее уязвимые места автомобиля. В случае пожара баллоны, наполненные метаном, не взрываются, а газ стравливается через специальные вставки и выгорает. Применение метана – одна из прорывных идей. Конечно, одномоментно все автомобили на газ не переоборудовать, поэтому нужны стимулирующие меры. Еще в сентябре в регион поступили 18 автобусов, работающих на газомоторном топливе. Общая стоимость покупки составила 249 млн рублей, большую часть покрыли средства федеральной программы. Тамбовская область — первый, «пилотный» регион, где опробовали такой транспорт.

- Неужели у газа нет минусов?
- Конечно, недостатки существуют. Во-первых, вес баллонов и громоздкие габариты, «съедающие» значительную часть багажного отделения. Именно это один из факторов, почему установка метановой системы пока еще не пользуется большим спросом. Она более целесообразна для больших автомобилей, коммерческой техники или внедорожников. Во-вторых, сеть газозаправочных станций в области пока еще недостаточно развита по сравнению с бензиновыми, поэтому поездку на заправку нужно планировать заранее. Но это не критично, так как в любой момент можно переключить двигатель на бензиновый режим работы.

И всё же время – на стороне технологий. Скоро приступят к выпуску отечественного автомобиля, работающего на метане. Может быть, создание относительно недорогой машины повысит спрос, а появление газомоторных заправок как альтернативного конкурента бензину вполне отразится на рынке топлива, в том числе и на ценах.

Беседовал Сергей Доровских

Возврат к списку