Туристический тамбов
ГОСТЬ НА ЛИНИИ
Юрий Пахомов 08.02.2016

Юрий Пахомов

Режиссер Юрий Пахомов приехал в Тамбов из Нового Уренгоя, чтобы поставить в Тамбовском драматическом театре историю любви — спектакль «Когда не говорят прости». 

Накануне премьеры с режиссером встретился корреспондент ИА «Онлайн Тамбов.ру» и узнал, за что польский режиссер Занусси лично вправил ему мозги, считает ли Пахомов себя учеником Виктюка, в каком фильме снялась дочь Полина и почему не сложились отношения с руководством томского департамента культуры.


Вы закончили высшие режиссерские курсы Романа Виктюка. Считаете ли Вы себя учеником Виктюка?

-Конечно. Роман Григорьевич Виктюк — большой, серьезный режиссер. Человек, который замечательно владеет формой, в то же время чуток и внятен в психологическом рисунке роли. У него одно с другим сочетается. Он делает это лучше других. Наверное, благодаря этому, он и есть Роман Виктюк.

    

 Для Вас форма столь же важна?

-Я как раз не гонюсь за формой. Форма мне нужна для того, чтобы подчеркнуть суть, сам принцип внутри. Форма не ради формы. Есть форма, и в ней может быть всё, что угодно. Но если внутри нет актёра, то всё шоу становится пустым. Я пытаюсь понять, для чего они, актёры, выходят на площадку, что они там делают, что они хотят друг от друга. Думаю, в этом моя доминанта.


Еще один великий человек, с которым вам удалось повстречаться, и у кого поучиться, это польский режиссер Кшиштоф Занусси. Расскажите о том времени.

Кшиштоф Занусси - это человек, который болеет за свою родину. Он очень самоотверженный, готов тратить свои собственные деньги, чтобы помочь понять людям профессию и делает это абсолютно искренне. Когда я в составе группы молодых актеров и режиссеров проходил у него стажировку, произошел случай, который я запомнил на всю жизнь. Занусси вправил мне мозги одной фразой. Это произошло в день рождения Кшиштафта Занусси. Вместе с актером Даниэлем Ольбрыхским мы чуть больше выпили, пошли гулять. Даниэль рассказывал про встречу с Высоцким... И тут нас заметил Занусси.

«Вы почему в таком состоянии?». - спросил он. И на мой ответ, мол, с Даниэлем отмечаем, Занусси отрезал: «Понимаете Даниэль Ольбрыхский это уже Даниэль Ольбрыхский -он уже может себе это позволить. А вы кто?».

Не тем занимаетесь, молодые люди, вы сначала сделайте дело — вот, что он имел в виду. Я запомнил эту фразу на всю жизнь. Тогда я понял, такую, казалось бы, простую вещь: прежде надо чего-то достичь.


Правда, что из Томска, где проработали главным режиссером драматического театра больше десяти лет, Вы уехали с обидой? 

- Было такое. Мое увольнение стало для меня неожиданностью. Но потом я понял, что это здорово и замечательно, что так сложилось.

А история была такая: я был на постановке и вернулся в театр на 10 дней позже. И хотя руководство театра я предупредил, что задержусь, по причине того, что не были готовы декорации, но когда я вернулся, мне поставили прогул. С директором театра трений не было. Но был в то время Андрей Александрович Кузичкин - начальник департамента по культуре и туризму администрации Томска, который у нас был известным артистом, играл в разных театрах. Есть такой театр «Интим» и там он играл, и в ТЮЗе играл. И стал активно мне намекать, что пора бы уже и в драме сыграть, на что я сказал: пока я главный режиссер, тому не бывать.

Потому что я не хотел, чтобы мои коллеги показывали на меня пальцем. Это неприлично, когда вы выводите на сцену непрофессионального актера. Можно конечно, но тогда и использовать его нужно в том качестве, в котором это оправдано в спектакле. Но брать на ведущую роль начальника департамента культуры исключительно из-за того, что он начальник департамента по культуре, я считаю, что это пошло.

Я предполагаю, что этот человек вел активные беседы с моим директором из-за чего в конечном счете, я был вынужден покинуть Томск.

(Прим редакции.: По информации СМИ экс-начальник департамента культуры Томской области Андрей Кузичкин в 2013 году был осужден за присвоение спонсорской помощи при организации паломнической поездки представителей разных конфессий в Израиль. По версии следствия, около 100 тысяч рублей, предоставленных спонсорами на оплату поездки для паломников, Кузичкин потратил на оплату своей поездки и путешествия членов своей семьи. Иммигрировал в Эстонию, заявив, что уголовное дело в отношении него было спецоперацией ФСБ, а причиной «гонений» стал отказ от преследования религиозных меньшинств и ЛГБТ-сообщества. В настоящее время преподает в Таллинской школе языков).


Потом был Ивановский театр, сейчас уже третий сезон вы руководите труппой в Новом Уренгое. Везде в должности главного режиссера. В тамбовском драмтеатре, кстати, уже много лет нет главного режиссера. По тамбовской труппе театра заметно его отсутствие?

-Сейчас сложно определить, мало времени мы работаем вместе. Могу сказать, что актеры все в рабочей форме. Если бы я ставил здесь несколько спектаклей, можно было бы понять. А вообще в театре отсутствие главного режиссера дает о себя знать. Влияет не столько даже на труппу, сколько на репертуарную политику. Как правило, главный режиссер ставит программные вещи, а еще приглашает других режиссеров. Это такая рутинная работа, мало имеет отношение к творчеству, но работа главного режиссера существенная. Нужно понять, кого пригласить, какую пьесу сейчас ставить. Где в какой пьесе, кого занять, кто из артистов простаивает...

Я счастлив, что приехал в Тамбов. Летом еще предстоит работа в Витебске. Всегда встреча с новым коллективом дает режиссеру колоссальный энергетический подъем. В своем коллективе начинает замыливаться глаз, а когда ты выезжаешь, то это такой серьезный, мощный, подпитывающий, режиссерский опыт очередной. Доказательство самому себе, что ты имеешь право в этой профессии существовать.

Эфрос говорил: театр как армия — каждый год должен модернизироваться. На Ваш взгляд, как театр изменился, какие новации, в каком направлении движется?

Сегодня пытаются вымыть понятие «человеческий дух». Режиссер Богомолов, например, модный сейчас режиссер. Я видел его работы, Карамазовых, например, и у меня сложилось впечатление, что ему артист не нужен совсем. Хотите этого — вот вам, желаете того — пожалуйста, получите! Я считаю, это провокация, эпатаж. Целующиеся менты - это из этой же серии. Бесконечная провокация. Переворачивается то, что считается в голове человека доблестью, как вдруг из этой доблести наоборот делают знак минус. Такие перевертыши чем искуснее сделаны, тем страшнее. Я не говорю о том, как это сделано. Я говорю о философии — ради чего всё это?

Что касается новаций, то это технические находки, которые как правило, могут позволить себе театры Москвы и Петербурга. Сейчас любой спектакль становится подобием шоу. Драматический театр движется в этом направлении. Думаю, он стал заигрывать со зрителем и перестал говорить на трогательные, серьезные темы.


Современное искусство - это плохо?

-Искусство может быть разное, и отношение должно быть к нему разное. У человека должна быть альтернатива. Но прежде человека нужно образовывать. Образовательный ценз упал. Когда слышат: Горький «На дне», уже не все знают, кто такой Горький. Современное искусство сегодня во многом ложное. Думаю так. Потому что оно рассчитано на людей, у которых нет достаточной образовательной базы, на тех, кто не может сопоставить Черный квадрат Малевича с Брейгелем или Кустодиевым, не отличают искусство постмодернизма, соцреализма.

Современное искусство, мне кажется, больше «пиаристое». Слон хоботом рисует холсты, это называют искусством и продают за миллионы.

Рембрандт - вот это во мне вызывает восхищение! 

В Тамбове вы ставите спектакль с названием "Когда не говорят прости".. У вас есть ответ на это вопрос? 

- Когда между людьми существует любовь, тогда они могут прощать друг друга.


Что для Вас любовь?

- Точно не "Дом-2". Сейчас говорят, что есть любовь между женщиной и женщиной, и что между мужчиной и мужчиной это тоже любовь. Может быть. Но я отношусь к этому как к извращению. Любовь - это большая чувственная категория. Любовь - это когда ты не ищешь выгоды. Любовь - это всегда жертвенность. 

Спектакль о жертвенности?

- Спектакль о том, как мы, встречаясь в этой жизни, идем рука об руку друг с другом, поддерживая друг друга. Сегодня, я считаю, нам не хватает этого. Мы очень тоскуем по настоящему чувству. Люди всё больше ищут партнеров. Отношения всё больше поставлены на какую-то коммерческую основу и любовь тоже. В этом оформлении можно играть разные истории. Оно вневременное. Оно металлическо-жесткое, как мир, в котором мы существуем — городской, холодный, отталкивающий, поглощающий. В этом холоде нужно выжить и найти близкого тебе человека. Это очень сложно. Метталические рамки. Это еще и двери. Внутри оргстекло. В каждой рамке - двери из оргстекла, которые крутятся вокруг своей оси. Огромный железный витиеватый столб и стулья. Столб как древо жизни, как дерево, с которого вкусили яблоко Адам и Ева. Массу всевозможных метафор мы вкладывали с художником в это древо. В спектакле звучит вокал Мирей Матье и современная электронная музыка. Потому что любовь - константа для всех времен. Оформление спектакля металлически жесткое, как мир в котором мы существуем - отталкивающий, поглощающий, холодный. Это город. Люди здесь постоянно напряжены, спешат на работу и с работы, нужно выжить. Это очень сложно. В ледяном пространстве двое находят друг друга - в этом и есть контрапункт. Это любовь молодых. Любовь с большой буквы — то, чего так не хватает сейчас


Вы следите за тем что происходит в других театрах? Что ставят? Какие работы могли бы выделить?

Катарсис я испытал в театре «Современник» на спектакле «Крутой маршрут». Когда бываю в Москве, покупаю видеозаписи спектаклей. То, что из последнего посмотрел - это Додин в малом драматическом театре поставил «Бесы» - удивительный спектакль! Мне очень понравился спектакль «Бег» во МХАТе...

Я знаю, что ваша дочь имеет отношение к театру. Это так? 

Моя дочь Полина Пахомова - актриса. С сентября 2015 года она работает в театре «Современник», недавно ее ввели в спектакль «Три сестры» на роль Ирины. Есть работы в кино. В к\ф «Битва за Севастополь» дочка сыграла подружку главной героини. Сейчас работает над главной ролью в спектакле режиссера из МХАТа Марины Брусникиной. 

Меня радует, что она способный человек. Я был против, чтобы она шла в профессию. Потому что актерская профессия очень зависимая — от режиссера, от театра, от мужчины, с которым живешь. Много изломов, которые не позволяют раскрыться. Я счастлив, что у нее получается и есть определенные успехи.


Могли бы Вы выделить свои спектакли, которые стали для знаковыми?

Спектакль Мрожека "Эмигранты". Это был мой первый спектакль на профессиональной сцене и ценнейший опыт. В 2005 я выпустил «Ричарда Третьего» по Шекспиру. В работе над этим спектаклем я для себя открыл новые режиссерские ходы. Сама драматургия меня подтолкнула. Надеюсь, будет работа, которая вновь поможет мне что-то открыть для себя, ведь наша профессия это всегда движение вперед!


Беседовала Светлана Соловьёва 





Для справки:

Заслуженный деятель искусств РФ Юрий Алексеевич Пахомов после окончания ГИТИСа (мастерская Э. Быстрицкой и А. Бурдонского) закончил Высшие режиссерские курсы Романа Виктюка, стажировался в Варшаве (Польша) у режиссера Кшиштофа Занусси. Свою творческую деятельность Юрий Алексеевич начал во Львове, где в течение нескольких лет работал главным режиссером Львовского театра Советской армии. Затем семь лет работал главным режиссером Томского областного театра юного зрителя, а потом в течение 10 лет – главным режиссером Томского драматического театра. Сейчас Ю.А. Пахомов – главный режиссер Театра «Северная сцена» (г. Новый Уренгой). Ставил спектакли в Минске, Киеве, Ганновере (Германия), Оттенсхайме (Австрия), Гродно, Витебске, Кемерово, Новосибирске, Барнауле и др.

На его счету более 70 постановок, среди которых – «На дне» (М. Горький), «Ричард III» (У. Шекспир), «Банкрот» (А. Островский), «Зима» (Е. Гришковец»), "Божьи коровки возвращаются на землю" (В. Сигарев), «Он, она, окно, покойник» (Р. Куни).

Спектакли, поставленные Юрием Пахомовым, принимали участие в фестивалях – «Золотой лев» (г. Львов), «Субботица» (Сербия), Международном театральном фестивале современной драматургии имени Александра Вампилова (г. Иркутск), «Ново–Сибирский транзит» (г. Новосибирск), Международном фестивале «Белгородская забава» (г. Белгород), Международном театральном фестивале-конкурсе «Золотой Конек» (г. Тюмень), Международном театральном фестивале «Белая Вежа» (г. Брест) и др.


Возврат к списку