Туристический тамбов
ГОСТЬ НА ЛИНИИ
Михаил Семенов 04.04.2016

Михаил Семенов

«На культуре могут экономить только недалекие люди» - убежден историк, меценат и путешественник Михаил Семенов. 25 марта в областной картинной галерее открылась выставка «Керамика о людях, культурах, эпохах» из собрания коллекционера, и перед открытием мы побеседовали с ее создателем.

- Михаил Иванович, Вы часто организуете передвижные выставки в усадьбе Асеевых, в администрации города, в областной Думе, в краеведческом музее и других местах. Скажите, не было желания отдать государству что-то из собранной Вами старины, чтобы коллекции демонстрировались постоянно?

- Шесть лет назад меня настойчиво просили, чтобы я передал государству всю свою коллекцию, посвященную истории мордвы-мокши. Я отказался вовсе не потому, что хочу держать ее под спудом. Моя позиция: любая ценная вещь, если ее не видят люди, если она не обогащает их внутренний мир, бесполезна и мертва. Но в нашем городе, к сожалению, пока нет хорошего выставочного зала, вопрос только в этом. С группой неравнодушных людей, моих единомышленников, мы создали Тамбовское общество любителей краеведения, и вместе готовим такие выставки, организуем их в разных местах. Как только в городе появится достойный выставочный зал, я размещу в нем свое собрание на постоянной основе.


- Расскажите о коллекции керамики. Как долго Вы ее собирали?

- Однажды мне в руки попал интересный предмет. Мне он показался странным – это был не горшок, не чайник, а глиняный сосуд с двумя носиками. Потом я прочитал, что этот странный предмет - рукомой и, оказывается, он бытовал почти в каждой крестьянской семье XIX века. С этого артефакта и началось мое увлечение керамикой. Совсем недавно я был в Токио, и когда шел на паспортный контроль, обратил внимание, как страна себя позиционирует. Первое, что увидел – это фотографии, как работают японские мастера керамики. Да, в Японии собирают самую современную технику, электронику, но государство показывает, что главная ценность иная – это многовековые традиции и культура, в том числе и связанная с изготовлением керамики. Меня это заинтересовало, и я узнал, что еще с древности императоры запретили брать с мастеров керамики налоги, и благодаря этому японское искусство в изготовлении бытовых, ритуальных предметов, а также игрушек стремительно развивалось и достигло высот.



- Вы много путешествуете по миру. Интересно узнать, как люди относятся к России, что думают о нас?
- Любопытный вопрос. Первое, что называют иностранцы – это вовсе не матрешка, автомат Калашникова и даже не полет Гагарина в космос, всё это на задворках сознания. Называют имена Достоевского, Чехова, Толстого. Выходит, единственное по-настоящему ценное, что мы дали миру, что построили – это небоскреб под названием «Русская Культура». И у каждого народа, населяющего нашу страну, есть свой этаж в этом прекрасном здании. Наша культура – единственное, что не устаревает, что несет в себе мощный заряд, и он питает не только нас, но и другие народы мира. Поэтому когда сегодня культуру финансируют по остаточному принципу, когда о ней мало говорят и делают всё возможное, чтобы она стала уделом единиц, я могу сказать только одно: эту политику проводят недалекие люди.




- Керамика – значительная часть русской культуры?

- Безусловно. Я собирал эту коллекцию, не придерживаясь какого-то научного подхода, а просто смотрел на тот или иной предмет и думал, что хочу с ним жить. Смысл коллекционирования - в сохранении и передаче исторической информации, которая исходит от вещей. Вещи - это только своеобразные нарезки смыслов, которые нужно уловить и осознать. Когда я вижу какую-нибудь ценный предмет, моя первая мысль: «Я хочу, чтобы это вещь была у меня!» В буквальном смысле хочу видеть ее каждый день, и чтобы она во мне что-то меняла. Такие предметы насыщают душу, и ты сам становишься богаче. Не богаче в материальном смысле из-за того, что у тебя хранится старина, а потому, что ты можешь с ней общаться. Поэтому у каждого предмета есть своя история. Отдельную витрину занимает археологическая часть коллекции, там есть уникальные артефакты, например, фигурка богини времен трипольской культуры, ей около 5 тысяч лет. Есть также фигуры кобанской культуры, это бронзовый век, а также два горшка времен основания Тамбова и другие. О каждом предмете можно рассказывать много, поэтому мы подготовили информационные стенды, чтобы посетители выставки могли узнать подробности.



- В вашей коллекции много керамических игрушек. Это – отдельный вид искусства?

- Долгое время игрушка не выделялась в самостоятельный промысел, их изготовляли мастера гончарного дела в свободное время. Впрочем, даже к этому увлечению они относились с верой, с душой и очень серьезно. В зимнее время они изготавливали предметы культового назначения, различные свистульки для потехи детей. При этом в старину люди верили, что хорошая, звонкая свистулька может отогнать морозы и призвать весну. Так что вокруг керамических игрушек слагались сказочные истории, поверья, загадки. Игрушечный промысел полностью сформировался в XIX веке, но затем в ходе государственных перипетий, революций он фактически был потерян. Только сейчас он постепенно возрождается, и на ярмарках редко, но можно встретить керамические игрушки современных мастеров.


- На выставке представлена интересная рукописная книга Алексея Деньшина. Кто этот человек?
- Это художник и искусствовед из Вятки, он писал книгу в переломном 1917 году. Понимая, что в стране происходит страшная ломка, неизбежны война и голод, он всё равно составлял книгу, зарисовывал игрушки, чтобы сохранить о них память. В годы гражданской войны Деньшин готовит триста экземпляров этой книги – один, ручным способом! Триста раз он в цвете перерисовывал все-все игрушки, и вот одна из этих книг – сегодня на выставке. Теперь, много лет спустя только благодаря этому труду воссоздаются дореволюционные игрушки. Так что Алексею Деньшину стоит поклониться в ноги, это достойный пример человека созидающего, идущего против течения, он в годы забвения культуры работал на будущее. Кстати, в его книге немало размышлений, который актуальны и по сей день. В частности, он пишет, что на ярмарках и в магазинах подлинное искусство заменяют подделками, отечественные игрушки поглощаются зарубежным ширпотребом, и вместо уникальных работ – однотипные ангелочки из гипса за три копейки. Не то ли мы видим и сейчас?


- Такие подвижники по сути и сохранили русскую культуру?
- Конечно. Культура – это сфера деятельная, нельзя быть культурным, творческим человеком, и при этом ничего не делать. Как сказал великий филолог Юрий Лотман, культура – это избыточность. Если приглядеться к керамике, можно увидеть: какая внутри мастеров избыточность внутреннего мира, избыточность позитива и юмора, и весь этот фонтан души они вложили в предметы быта и игрушки! Я никогда не перестану удивляться еще одной парадигме. С одной стороны, керамика – хрупкий предмет, который легко разбить и потерять. Но при этом получается, что она – самый вечный исторический материал, ведь археологи, проводя раскопки по берегам рек, именно по кусочкам керамики судят о времени, эпохе и судьбах прошлых поколений. Думаю, после палки-копалки древний человек изобрел посуду, и с тех пор вкладывает в нее тепло рук, фантазию и сердце. На нашей выставке мы можете посмотреть и убедиться в этом сами.

Беседовал Лев Рощин

Фото: Михаил Карасев


Возврат к списку