Туристический тамбов
ГОСТЬ НА ЛИНИИ
Арсен Габуев 19.07.2016

Арсен Габуев

Взаимоотношения с застройщиками, которые не выполняют свои обязательства, отсутствие инфраструктуры в новых микрорайонах Тамбова, планы по ремонту и строительству дорог – о профессиональных задачах и немного о личной жизни рассказал вице-губернатор Арсен Габуев.

Арсен Таймуразович, какие первоочередные задачи вы ставите перед собой на посту вице-губернатора? Какие самые острые проблемы, требующие незамедлительного решения, вы можете назвать?

- Желательно вопросы распределить по отраслям. Начнем с транспортных проблем которые ставят перед нами жители области и областного центра. Есть несколько интересных крупномасштабных проектов, в частности, будущее тамбовского аэропорта. Сейчас мы работаем над тем, чтобы аэропорт "Тамбов" получил статус международного с увеличением пассажиропотока с 20 тысяч до 150 тысяч человек в год. Первоочередная задача - наметить стратегию развития аэропорта "Тамбов". Планируется, что к концу этого года стратегия будет готова. Следующий этап - создать условия для приема таких самолетов как Боинг-737, Аэробус-А 320 за счет реконструкции взлетно-посадочной полосы.

В принципе, в будущем возможен прямой рейс в тот же Пекин, например. Почему нет? При желании и усилиях, принимая не совсем ординарные решения, можно добиться того, чего не добиваются другие. Индия, Китай, Ближний восток - Россия для этих стран очень популярна как туристический объект. В тамбовских вузах учатся иностранные студенты. У Тамбова есть своя привлекательность. К тому же мы должны понимать, что жители нашего региона хотят летать на юг - в курортные зоны не только нашей страны - летать на Кипр, в Грецию, Турцию и так далее.

Благодаря последовательности решений губернатора, наш аэропорт вошел в федеральную программу развития транспортной системы России, в соответствии с которой реконструкция аэропортового комплекса "Донское" (г. Тамбов) намечена на 2020 год. В соответствии с программой, в 2018 году будет осуществлено проектирование, а в 2020 в году - реконструкция. Общий объем финансирования составит 2 млрд 976,8 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 2 млрд 129,6 млн рублей, регионального бюджета - 255,3 млн рублей и внебюджетных источников - 591,9 млн рублей.

Второй интересный проект связан с пригородным транспортом. Прорабатывая вариант пригородных перевозок, мы пришли к одной замечательно идее, пригородным поездом соединить юг и север города. Люди, которые хотят попасть из Бокино в Радужное, смогут это сделать на пригородном поезде. Поезда будут курсировать по маршруту "мкр.Радужный - с.Бокино" по уже существующим ж/д-путям. Маршрут будут обслуживать те же самые пригородные поезда. На их пути следования будут дополнительно сооружены четыре остановки (одна из которых на улице Авиационной) с благоустройством прилегающей территории и местом для автостоянки.

Устройство остановочных павильонов и благоустройство прилегающей территории будет сделано за счет инвесторов.



- Проблема тамбовских застройщиков - невыполнение в срок обязательств, обманутые дольщики, нарушение сроков строительства. Какие механизмы воздействия на строительный бизнес сегодня есть у власти?

- На сегодняшний момент на территории области с привлечением средств граждан 42 застройщика осуществляют строительство 74 многоквартирных жилых домов (всего заключено 3854 договоров участия в долевом строительстве из 8876 возможных, т.е. реализовано только 43 %).

В 1 полугодии 2016 года с привлечением средств граждан построены и введены в эксплуатацию 13 многоквартирных жилых домов (946 квартир).

С целью решения существующих на сегодняшний день проблем в сфере долевого строительства в области наработаны мероприятия по достройке брошенных недостроенных объектов, на законодательном уровне предусмотрены преференции застройщикам, взявшим на себя обязательства по достройке объектов жилья обманутых дольщиков, а также меры поддержки дольщикам, перед которыми застройщики не исполнили в установленные сроки принятые на себя обязательства по передаче им квартир.

В 2015 году достроены и введены в эксплуатацию два проблемных жилых дома (в г.Тамбове по ул.Северо-Западная/Агапкина 16/4, в г.Мичуринске по ул.Федеративной 46). Дольщикам была оказана помощь в виде выполнения на объектах подрядных работ в счет будущих платежей (на сумму более 26 млн. руб.), работы по подведению внешних инженерных коммуникаций и благоустройство прилегающих к объектам территорий выполнены за счет средств муниципалитетов, отдельным категориям граждан (многодетные семьи, дети-сироты, участники ВОВ) на достройку объекта из областного бюджета была выделена единовременная денежная выплата (в размере 1,2 млн.руб.).

Деятельность застройщиков, оказавшихся в зоне риска, на объектах которых в 2015 году строительство приостанавливалось, либо велось медленными темпами, взята на особый контроль, принимаются меры, направленные на предотвращение появления новых обманутых дольщиков.

С проблемой отсутствия источников финансирования на достройку подобных объектов столкнулась не только Тамбовская область, на федеральном уровне прорабатывается вопрос о создании единого санатора - органа, который будет входить в процедуру банкротств, забирая на себя активы застройщика, привлекавшего средства граждан, и завершать строительство. Минстрой России рассматривает возможность полного отказа от схемы долевого строительства, а в качестве переходного периода планируется прохождение финансирования строительства через спецсчет в банке и под банковскую гарантию.

Практика применения закона о долевом строительстве показывает, что административных мер недостаточно для предупреждения и пресечения нарушений застройщиками требований Закона. При этом ответственность застройщиков за перенос сроков строительства многоквартирных жилых домов действующим законодательством даже не предусмотрена.

В декабре 2015 года вступили в силу нормы закона о банкротстве, которыми установлен приоритет требований граждан - участников долевого строительства к застройщику в рамках процедуры банкротства перед удовлетворением требований иных кредиторов. Ужесточены требования к наличию собственных средств и размеру уставного капитала страховых организаций, заключающих договоры страхования гражданской ответственности застройщика, но это не дало в полном объеме желаемого результата.

Озвученный Президентом РФ Владимиром Путиным 17 мая 2016г. на заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросу «О развитии строительного комплекса и совершенствовании градостроительной деятельности в Российской Федерации» механизм обеспечения прав граждан в жилищном строительстве в формате создания государственного компенсационного фонда долевого строительства, по мнению главы Минстроя России Михаила Меня, безусловно, позволит эффективно решать проблему обманутых дольщиков, а также, на следующем этапе, может стать финансовым инструментом проектного финансирования в жилищном строительстве через уполномоченный банк.

В настоящее время Государственной Думой принят в первом чтении Правительственный законопроект, ключевыми аспектами которого является установление требований к финансовой устойчивости застройщиков, а также механизмов контроля использования средств дольщиков. Идет работа по подготовке к рассмотрению законопроекта во втором чтении, с участием субъектов РФ с правом законодательной инициативы.


- Большой поток жалоб идет от населения новых микрорайонов Тамбова и Тамбовского района на благоустройство и инфраструктуру. Строительство завершается, а прилегающие территории абсолютно не оборудованы. В частности, есть проблемы в поселке Солнечный. Отсутствие уличного освещения, тротуаров и т.п. В администрации Тамбовского района, к которой относится данная территория, поясняют, что они не уполномочены решать данные вопросы, так как данные объекты им не были переданы на баланс от области. Когда передача эта осуществится, и как будут решаться вышеуказанные проблемы?

- Передача в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры, построенных в рамках областной адресной инвестиционной программы за счет средств областного бюджета, осуществляется комитетом по управлению имуществом области после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, регистрации в областную собственность и передачи объекта в казну области.

         В микрорайоне «Солнечный» Тамбовского района строительство объектов водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и автодорог велось в 2010-2011 годах. После завершения строительства все объекты инженерной инфраструктуры, кроме автодорог и уличного освещения, в 2015 году переданы в муниципальную собственность Комсомольского сельсовета.    Автодороги не были переданы по причине отказа администрации Тамбовского района в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с тем, что к моменту их оформления в собственность тротуары частично были разрушены при строительстве жилья частного сектора. Вопрос восполнения порушенных тротуаров до настоящего времени находится на рассмотрении генподрядчика ООО «Звезда-2».

Уличное освещение выполнено. Имеется свидетельство о государственной регистрации. Документы переданы в комитет по управлению имуществом области. Причина отказа — отсутствие у администрации Комсомольского сельсовета средств, необходимых для содержания и эксплуатации уличного освещения.

Кроме того, на дополнительных участках, выделенных для жилищного строительства в микрорайоне «Солнечный», в 2013-2014 годах ООО «РНК-Строй» велось строительство сетей водо-, электро-, газоснабжения и водоотведения, которые в июне 2016 года прошли государственную регистрацию, и в настоящее время готовятся документы для их передачи в казну области и муниципальную собственность.

В микрорайоне «Уютный» канализационный коллектор и сети электроснабжения переданы в муниципальную собственность г.Тамбова в 2014 году. В настоящее время КПТО «Капиталстрой» ведется работа по подготовке необходимых документов для ввода объектов инженерной инфраструктуры в эксплуатацию и регистрацию в областную собственность.

Аналогичная работа проводится по регистрации и передаче в собственность сетей водоснабжения и водоотведения в микрорайоне «Майский» Тамбовского района.


- На одной из недавних планерок глава региона сказал о том, что необходимо пересмотреть подход к ремонту дорог. «Использовать новые подходы и внедрять новые технологии и материалы для уменьшения стоимости строительства дорог», - такую мысль высказал Александр Никитин. Как будет осуществляться такой подход на практике?

- Дороги - одна из главных по значимости для области задач и сложнейшая по его решению. Большинство дорог не соответствуют требованиям сегодняшнего дня по техническим параметрам. Межремонтные сроки увеличены в 3-4 раза по времени эксплуатируемые не приведены в нормативное состояние, они представляют особую опасность участникам движения на них, особенно при пассажироперевозках. Несколько десятков населенных пунктов не связаны с дорогами общего назначения. Решение всех этих перечисленных проблем требует больших финансовых вложений, которых в области катастрофически не хватает.

Поэтому губернатор ставит задачу конкретную – правильно распределить все имеющиеся средства областного дорожного фонда привлечь дополнительно денег в виде субвенции на ремонт и строительство сельских дорог, субсидии на реконструкцию опорной дорожной сети. Грамотно, профессионально определить последовательность их решения в рамках существующего финансирования.

Одним из способов снижения стоимости ремонта дорог является устройство дорожных одежд простейшего и переходного типа с покрытием из щебня, по способу заклинки без применения или с применением вяжущего материала на автодорогах и улицах в поселениях, не имеющих твердого покрытия. Снижение затрат достигается за счет отсутствия дорогостоящего асфальтобетонного покрытия. К примеру, стоимость строительства 1 км автодороги с облегченным типом покрытия 3 893,3 тыс. рублей, аналогичная конструкция с устройством асфальтобетонного покрытия обходится в 7 527,3 тыс. рублей, т.е. почти в два раза дороже. Без учета переноса построенных коммуникаций ( газопровод, электричество, вода).

Другим способом снижения стоимости ремонтных работ является использование способа холодной регенерации, который заключается в измельчении существующего покрытия (в некоторых случаях с захватом части основания) и введении в образовавшийся асфальтобетонный грануляр необходимых добавок, смешение компонентов без нагрева с получением однородной гранулобетонной смеси, распределение ее в виде однородной смеси и уплотнения. Средняя стоимость 1 км ремонта автодороги с такой технологией составляет 5 300 тыс. рублей (без учета стоимости переноса газовых, электрических и водопроводных сетей).

Важной проблемой дорожной отрасли региона является отсутствие разработанных каменных месторождений на территории области. В настоящее время щебень, используемый для дорожной деятельности в Тамбовской области, завозится из соседних регионов (Липецк, Воронеж), что приводит к значительному удорожанию конечной стоимости дорожно-строительных работ за счет транспортных издержек ( увеличение стоимости жд тарифа).

На основании информации, представленной управлением по охране окружающей среды и природопользованию области выявлены потенциальные месторождения природных материалов на территории Тамбовской области:

1.       Три месторождения опоковидных алевритов

        В настоящее время прорабатывается вопрос пригодности (с учетом действующих ГОСТ и СНиП) применения данного   природного   материала для строительства автомобильных дорог 5 технической категории с покрытием переходного типа.

2.       Шесть месторождений известняков и доломитов.

         Учитывая, что все геолого – разведочные работы проводились в 60-80 годы прошлого века с целью разведки и добычи известняков для производства цемента, извести и известняковой муки, то     для определения возможности применения природных материалов указанных месторождений в дорожном строительстве, требуется доразведка с утверждением запасов и уточнением прочностных характеристик материалов.   Совместно с управлением         по охране окружающей среды и природопользованию, прорабатывается вопрос проведения доразведки, а так же возможность    привлечения потенциальных инвесторов для дальнейшей разработки месторождений.

Ремонт каких дорог региона произойдет в этом году? Куда направят средства федерального и регионального бюджета?

-   В 2016 году, изначально, объем Дорожного фонда был определен в размере 2,8 млрд. рублей.

          В рамках государственной программы в 2016 году было запланировано ввести в эксплуатацию после строительства, реконструкции, кап. ремонта и ремонта 98,7 км автодорог и 416,2 пог. м. искусственных сооружении.

           По результатам проведенной масштабной работы, активного участия области в Государственной программе РФ «Развитие транспортной системы» и Федеральной целевой программы «Развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» на сегодняшний момент расходы по государственной программе в части дорожного хозяйства увеличены:

- за счет федерального бюджета на 808,0 млн. рублей

- за счет областного бюджета на 700,0 млн. рублей

и составят порядка 4,3 млрд. рублей, а именно:

1. Строительство и реконструкция автомобильных дорог – всего -677,620 млн. рублей, в том числе:

-регионального значения - 180 ,475 млн. рублей

-муниципального значения – 497,145 млн. рублей.

2. Капитальный ремонт, ремонт существующей сети дорог - всего -1 953,691 млн. рублей , в том числе:

-регионального значения – 664,170 млн. рублей, из них 300,0 млн. рублей межбюджетные трансферты из федерального бюджета;

-муниципального значения – 1 289,521 млн. рублей, из них 211,704 млн. рублей межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

3. Содержание автодорог области - всего -958,081 млн. рублей , в том числе:

-регионального значения – 742,244 млн. рублей

-муниципального значения – 215,837 млн. рублей.

5. Строительство и реконструкция автодорог в рамках целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года» всего -365,943 млн. рублей , в том числе:

-за счет субсидий из федерального бюджета – 162,247 млн.

-за счет средств дорожного фонда области – 203,696 млн. рублей.

6. Мероприятия по повышению безопасности движения – 64,9 млн. рублей , в том числе:

- строительство и реконструкция – 56,0 млн. рублей

-ремонт – 8,9 млн. рублей.

     В соответствии с этим планируется увеличение общего показателя по вводу в эксплуатацию на конец года в 3   раза - 282,5км/416,2пог. м. к запланированным и в 1,6 раз по сравнению с 2015 годом (175,0 км/237,0 пог.м)


- Какие качества вы цените в человеке при подборе кадров в свою команду?

-  Основное качество в людях - это преданность общему делу, профессионализм и работоспособность. Стараюсь окружать себя людьми, которые готовы за идею отдавать себя полностью. У команды руководителя области есть идея - создать самый благополучный регион. Это не одномоментно произойдет, мы это понимаем, это кропотливая целенаправленная, последовательная работа нескольких лет. Хочется быть активным участником этой идеи.


 - Расскажите о своей семье и о том, чем занимаетесь вне рабочего кабинета?

- У меня трое детей. Дочка и два сына, младшему — два года. Многодетный отец, но не настолько, насколько бы хотелось еще. Из увлечений - рысистые бега. С детства люблю лошадей, это моя отдушина. В деревне Хоботово у бабушки с дедушкой, где я вырос в Первомайском районе, мы целыми днями верхом катались на лошадях. Потом в более осознанном возрасте серьезно увлекся рысистами бегами. Как болельщик. Меня интересуют выдающиеся лошади, как в нашей стране, так и за границей - Америке, Швеции - это страны, где очень развита беговая индустрия, там лучшие представители рысистой породы - русской, французской, американской, интересуюсь нашей орловской рысистой породой.

Считаю, что у нас в регионе должен развиваться конный спорт, всё для этого есть. Ипподром - это место, где люди могут прийти, покататься, отдохнуть, просто провести время с животными.

Я люблю тамбовский ипподром и очень рад, что ведется работа по реализации проекта его реконструкции по программе «Газпром-детям»: будет детско-юношеская школа верховой езды.

Если в выходной день удается отдохнуть, то провожу это время с детьми на ипподроме. Дочка занимается конкуром — от меня передалась любовь к лошадям. Мне хочется воспитывать своих детей так, как меня воспитали мои родители. Отец всегда был для меня примером. Мама - заслуженный учитель России, всю жизнь работала учителем начальных классов, посвятила себя воспитанию детей. Сейчас занимается внуками. В 4 года все внуки уже читают, считают.

Беседовала Светлана Соловьева

Возврат к списку