Дисциплинарная ответственность служащих за коррупционные правонарушения

02.08.2018

Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены ограничения для служащих и иных лиц, к числу основных из которых следует отнести представление справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своих супруг (супруги) и несовершеннолетних детей, уведомление об обращении в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, предотвращение и урегулирование конфликта интересов и др.

За несоблюдение таких ограничений предусмотрена дисциплинарная ответственность.

В науке и практике взыскания за коррупционные правонарушения делятся на две группы: связанные с прекращением трудовых (служебных) отношений (увольнение) и иные (замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии).

Виды наказаний регламентированы специальными статьями нормативно-правовых актов о порядке прохождения того или иного вида службы.

Самым серьезным из них является увольнение в связи с утратой доверия, под которым следует понимать последствия противоправного поведения, действий (бездействия) лица, порождающие у руководителя сомнения в его добросовестности, искренности мотивов поступков, способности эффективно исполнять обязанности (непринятие мер по предотвращению конфликта интересов; непредставления справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и т.д.).

Информация о применении к лицу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежит включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.

При увольнении чиновника по соответствующему основанию, равно как и при привлечении к иным видам дисциплинарной ответственности, должны учитываться характер совершенного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение других ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения должностных обязанностей.

Между тем, законодатель допускает ситуации, в которых лицо будет нести ответственность за действия, совершенные не им самим (например, открытие супругом (супругой) счета в иностранном банке, представление ими неполных сведений о полученном доходе служащему и др.), не указав в перечне обстоятельств, подлежащих учету при применении взысканий за коррупционные правонарушения (ч. 2 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), степень вины гражданского служащего.

Представитель нанимателя вправе привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности только на основании доклада о результатах проверки, проведенной в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (далее – «Положение») и иными правовыми актами, изданными в во исполнением настоящего Указа, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

Срок давности привлечения к ответственности отличается от общего, предусмотренного трудовым законодательством, и определяется одновременно двумя критериями.

Во-первых, временем со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (не позднее одного месяца, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Во-вторых, временем совершения проступка: отчетный год и два года, предшествующие отчетному периоду (при представлении недостоверных справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) либо три года, предшествующие поступлению информации об иных нарушениях, явившейся основанием для соответствующей проверки (п.п. «а», «в» п. 1 Положения).

Несмотря на достаточно подробную регламентацию вопросов дисциплинарной ответственности, действующее законодательство, на наш взгляд, нуждается в дальнейшем совершенствовании с целью повышения эффективности противодействия коррупции в сфере публичного управления.

Так, с учетом основных направлений борьбы с коррупционными проявлениями, предусматривающими недопустимость конфликта «частных» и «публичных» интересов, представляется целесообразным внесение в правовые акты в области противодействия коррупции изменений в части исключения обязанности служащих, лиц замещающих государственные, муниципальные должности и иных лиц представлять справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) в случае, если они подают соответствующие справки по месту трудовой (служебной) деятельности.

Ч.3 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ определено, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания в отпуске и в период отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее сроков, указанных в пункте 8.1 части 1 настоящей статьи, а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Таким образом, если в названные временные промежутки служащим будет подано заявление об увольнении по собственному желанию, либо срок принятия решения по такому заявлению будет истекать в названные периоды, то применение меры дисциплинарного воздействия за коррупционные проступки в виде увольнения в связи с утратой доверия недопустимо, в связи с чем, анализируемая норма также подлежит изменению.


Прокуратура Тамбовской области

Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA