Информационная безопасность

Информационная безопасность

27.04.2023

Основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности приведены в Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», который определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В настоящее время возникла потребность в новой системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.

В связи с чем, новые направления и задачи по обеспечению национальной безопасности были определены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №400[1].

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации является политико-правовым документом, основным положением которого является идея определения системы национальных интересов совокупностью основных интересов личности, общества и государства.

Значение данной Стратегии состоит в формировании системообразующих категорий национальной безопасности: национальных интересов, угроз национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, а также сил и средств ее обеспечения [2].

Информационная безопасность представляет собой защиту информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или целенаправленных воздействий естественного или искусственного характера, которые способны нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры.

Информационная безопасность является важной частью национальной безопасности, так как переплетается с другими видами безопасности [3]

Согласно пункту 57 Стратегии, достижение цели обеспечения информационной безопасности осуществляется путем реализации государственной политики, направленной на решение, в том числе на предотвращение деструктивного информационно-технического воздействия на российские информационные ресурсы, включая объекты критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий;  снижение до минимально возможного уровня количества утечек информации ограниченного доступа и персональных данных, а также уменьшение количества нарушений установленных российским законодательством требований по защите такой информации и персональных данных; обеспечение защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина при обработке персональных данных, в том числе с использованием информационных технологий; противодействие использованию информационной инфраструктуры Российской Федерации экстремистскими и террористическими организациями, специальными службами и пропагандистскими структурами иностранных государств для осуществления деструктивного информационного воздействия на граждан и общество [4].

В 2017 г. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. 2 203 была принята Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [5].

В данном документе уделяется внимание различным задачам, которые необходимо решить для создания полноценного информационного общества. Все эти задачи тесным образом связаны с национальными интересами, решение которых признается приоритетным на данном этапе как для государства, так и для всего общества и отдельно взятого человека.

Защита национальных интересов, равно как и безопасности государства, выходит на первый план, что обусловлено многими объективными факторами.

Так, специальная военная операция на Украине сильно обострила ситуацию с информационными атаками на российские компании, организации и государственные органы. Соответственно, и тема безопасности данных в киберпространстве стала предметом более пристального внимания государственных органов, как надзорных, исполнительных, так и законодательных.

Одним из направлений, такой безопасности стал контроль за персональными данными российских граждан. В частности, имеются предложения по введению уголовной ответственности за продажу украденных персональных данных, и ведется разработка соответствующего законопроекта.

Социальные сети очень часто используют сторонники экстремисткой деятельности для ведения пропаганды среди различных слоев населения и вовлечения их в экстремистские и террористические организации.

Подобная информация способна не только в значительной степени затронуть права и свободы отдельных граждан, но и ослабить внутриполитическую и социальную обстановку в государстве, создав условия для силового изменения основ конституционного строя, нарушения единства и территориальной целостности Российской Федерации.

В настоящее время участились кибератаки на государственные органы и организации с целью распространения информации о совершении террористических актов.

Таким образом, в свете развития информационных технологий информационная безопасность способствует, в том числе и профилактике распространения экстремистской деятельности и, как следствие терроризма.

Вышеизложенное позволяет вывод, что современные цифровые технологии оказывают большое влияние на систему безопасности государства, и обеспечить национальные интересы не представляется возможным без обеспечения эффективного правового регулирования отношений в сфере национальной безопасности.




[1] Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №400 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/3.


[2] Филатова И.В. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации как приоритетное направление развития национальной экономики // Миграционное право. 2016. N 3. С. 37 - 39; Беляев В.П., Чапчиков С.Ю. Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления // Актуальные проблемы российского права. 2018. N 9. С. 31 - 41.


[3] Лось Л.В. Информационная безопасность в системе национальной безопасности российской Федерации // Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 3А. С. 159-170.


[4] Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 №400 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/3.


[5] Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102431687.

 



Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA