Подробный гид
по достопримечательностям Тамбова

Знаковые и неизведанные места Тамбова


Если вы турист и решили посетить наш город, то у вас уже наверняка спланирован полный маршрут путешествия. Многие из тех, кто приезжают в различные города на экскурсию, отправляются к популярным и очевидным городским достопримечательностям, начиная от музеев и заканчивая различными памятниками и бюстами.

Но в этой статье мы  предлагаем несколько другое. Здесь будут представлены знаковые и не всеми изведанные места Тамбова, имеющие  особенную архитектуру и сохранившие колорит давно ушедших времен.


Дом инженера Василия Галкина

На юге Тамбова находится бывший дом инженера Василия Галкина. Хозяин  этого доходного дома служил старшим штатным контролёром первого окружного акцизного управления Тамбовской губернии. Двухэтажное строение в стиле модерн  было выполнено как сложный комплекс жилых зданий с сараями во дворе.

Все строение  выглядит как замкнутый треугольник, а с северной и южной стороны имеет сквозные арочные проезды.  Тамбовские краеведы о доме инженера Галкина пишут, что, если его рассматривать со стороны внутреннего дворика, то создаётся впечатление, что находишься не в Тамбове, а где-то на улицах западно-европейского города.


С внутреннего двора дом выглядит иначе. Если фасад его был выполнен в ассиметричной манере северного модерна, то тут фактуры уже сменились совсем иными материалами – большие поверхности из красного кирпича в сочетании со штукатуркой. Сам дом имеет несколько подъездов, один из которых вел в квартиры, которые раньше предназначались для различных квартирантов.


Если пройти в другую арку, более низкую, то можно увидеть бревенчатый  теремок, который и был непосредственным жилищем инженера Василия Галкина.  Дом двухэтажный, с асимметричной компоновкой. Над входной группой сохранился балкон. Окна мелкого членения и балконная дверь украшены разноцветными стёклами. Оригинальная столярка частично сохранена.  Уникальность дому придаёт необычная крыша.  Дом можно найти по адресу Августа Бебеля,  28.



Дом общественного деятеля Ивана Сатина

Нынешнее здание художественной школы № 1раньше принадлежало общественному городскому деятелю Ивану Сатину. Сатин был крупным тамбовским землевладельцем - ему принадлежали значительные земельные наделы в Тамбовском и Липецком уездах. Также он владел фабрикой по переработке шерсти.

Иван Сатин имел большую усадьбу, в которую входил жилой флигель хозяина и доходный дом, сдававшийся в наём не квартирами, а комнатами.


По словам тамбовских краеведов, дом Сатина - уникальное явление для Тамбова. Суть в том, что это одно из двух зданий в областном центре, построенных в формах так называемого неорусского стиля.

Неорусский стиль охватывает все губернии России накануне празднования 300-летия Дома Романовых. Повсюду появляются народные дома в формах владимиро-суздальской и новгородской архитектуры, больницы (в Тамбове есть ещё одно здание в этом стиле на территории областной больницы), музеи

И если посмотреть на дом Сатина, то можно увидеть в нём так называемый входной портал древнерусских храмов, который задаёт фасадное решение всего здания. Над входным порталом два декоративных выступа-башенки, крытые железом.  Сам портал выполнен в виде рустовки, имитирующей кладку порталов древнерусских церквей, а под башенками можно увидеть скромный узор в виде вертикальных каннелюр, напоминающий подкупольный барабан владимирских и суздальских храмов.

В доме были использованы высокие и узкие окна, скомпонованные по три в одну группу. До сегодняшнего дня даже сохранилась их оригинальная столярка. Боковые окна внизу – распашные, центральные – с одной створкой. Верхняя часть окон, как это было принято в модерне, трёхчастная. В центральной части устроена форточка. Под окнами второго этажа пространство покрыты имитацией природного камня. Дом был не только пионером неорусского стиля в нашем городе, но и во время его постройки  впервые в Тамбове  использовали стеклоблоки.


После революции дом был национализирован, судьба хозяина не известна. Дом Сатина располагается на пересечении бывших улиц Варваринской (ныне Советской) и Флотской (ныне Сергеева-Ценского).


Доходный дом приказчика Монякова

Дом Монякова – это двухэтажный комплекс зданий, находящийся на улице Носовской. Одно время этот дом был самым высоким в областном центре. Фасад его обращен к улице, и, по словам городских краеведов, он несёт на себе черты уходящей эпохи эклектики - полуциркульные окна второго этажа, полуколонны коринфского ордера, аканты в виде гипсовых листьев украшают барочные наличники и служат имитацией замкового камня. Над верхним карнизом есть галерея, которая во многих европейских языках называется галереей карликов.


Если взглянуть на здание с южно стороны, то можно заметить пристройку в виде арки. Пройдя в нее, попадаешь в  темную подворотню, а после во двор.


Во дворе дома находится фонтан из бетона, который в то время позволить себе могли далеко не все.  Вертикаль фонтана со следами от некой скульптурной композиции составлена из четырёх каменных опор, покрытых мелким туфом.


Возвращаясь к описанию дома, скажем о его дверях, которые выполнены в особой манере. Они имеют оригинальную столярку и  изгиб кованой ручки. Раньше они украшались стеклом с фацетом. Мелкое членение верхнего ряда оконных глазков поддерживается снизу изогнутой дугой, характерной для стиля модерн с его страстью к извилистым линиям.

Оказавшись в парадной  дома, стоит обратить внимание на лепнину потолка. Она гармонирует с трафаретным рисунком над крашеной масляной краской стеной. Гипсовые рамки нависают над нарисованным по штукатурке маслом пейзажем в виде причудливого полога, спускается вниз тремя лучами.

Здание находится на улице Носовской 8. Дом легко узнать, он окрашен в зеленый цвет, и имеете яркие признаки модерна. 

Дом с рыбьей чешуей

На Первомайской площади (бывшая Варваринская площадь) в южной части города Тамбова стоит интересное явление – Дом с чешуей. Еще его называют Рыбий дом.

Это дом-реклама, дом-образец. В истории архитектуры конца XIX – начала XX веков собственные дома архитекторов, как правило, служат целям привлечения клиентов.

Дом с чешуей представляет собой рекламу строительных материалов. Это дом управляющего кирпичным заводом. Тамбовские краеведы приходят к такому выводу на основании воспоминаний старожилов. Замысел хозяина дома – показать всю необычность нового строительного материала, разнообразие его форм и возможностей. Здесь более десятка разнообразных по форме кирпичей, которыми выделены цоколь, лопатки, фриз, наличники и поверхность фасада. Дом напоминает гигантскую рыбу. Кирпичи, похожие на рыбью чешую, делают дом узнаваемым, притягивают взгляды. 


Уникальность дома состоит в том, что его фасад отделан силикатным фигурным кирпичом. И силикатный, а тем более фигурный представляют собой технологический прорыв в строительстве и архитектуре России начал ХХ века.

Производство силикатного кирпича становится массовым и популярным на заре XX века. С конца XIX века учёные и инженеры работают над технологией его получения. Научно-технический прогресс и индустриализация, охватившие Европу, заставляют искать новые, надёжные материалы. Не случайно в это время начинается эра железобетона.

Огнестойкий бетон проникает в святые святых архитектуры – в храмоздательство: в 1910 году построена в Стрельнинском порту часовня Николая Чудотворца, отлитая из бетона. Симбирский архитектор Фёдор Ливчак, построивший в Тамбове прекрасное здание отделения государственных Крестьянского поземельного и Дворянского земельных банков на улице Дворянской, в начале второго десятилетия ХХ века направляет царю письмо, в котором извещает императора о том, что им создана система изготовления огнеупорных бетонных блоков и готова концепция строительства целых деревень, которые больше не будут гореть от "копеечной свечи".

В начале века строятся фабрики и мануфактуры, растут огромные склады, возводятся школы и больницы. При предприятиях возникают целые рабочие посёлки и городки с детскими садами. Возникает насущная потребность строить быстро и дёшево. Шведскому архитектору Ридину впервые приходит идея отливать из известково-песчанового раствора целые дома, Прохов создаёт штамп для изготовления отдельных стен, а немец Бернарди изготовил первые силикатные кирпичи, которые закаливаются естественным путем на воздухе.

Но все эти новшества остаются без особого внимания по различным причинам, в том числе и по причине длительности процесса. Средняя продолжительность процесса производства красного кирпича составляла 10-15 суток. И вот найдена технология, согласно которой через 12-14 часов из смеси песка (92 процента) и извести (8 процентов) получается полноценный кирпич.

5 октября 1880 года произошла революция в производстве кирпича, доктор Михаэлис получает в Берлине патент на производство "силикатных камней" с применением автоклава (аппарат для проведения различных процессов при нагреве и под давлением выше атмосферного). Но фигурный кирпич так и не получил широкого распространения. Национализированные после революции заводы выпускали в годы первых пятилеток строительные материалы не для дворцов и теремов богачей, а для заводов и домов пролетариев. О диковинных формах силикатного кирпича пришлось забыть.

В Доме с Чешуей - силикатный кирпич, формованный в традициях псевдорусского стиля. Псевдорусский стиль, который черпал вдохновение из образа русских деревянных теремов, приходит во второй половине XIX века и в Тамбов. "Иконами стиля" становится дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, Собор Василия Блаженного и старинные церкви Ярославля, в которых прекрасно сочетались кирпич и камень. Вероятно, что построенный на Варваринской площади, на которой раньше располагалась снесённая в советские годы Варваринская церковь с церковно-приходской школой, дом управляющего кирпичным заводом был построен из опытных образцов собственного тамбовского производства, а дом в данном случае служил своеобразной рекламой.

Это уникальный образец использования фигурного силикатного кирпича, редкого для России периода начала ХХ века. Стоит подчеркнуть связь архитектуры располагавшейся по соседству церкви и нового, более позднего по времени постройки дома, тактичность, с которой дом вписан в окружающее пространство, как бы перекликаясь с храмом наборными наличниками, фланкирующими оконные проемы. Это смесь псевдорусского стиля и модерна. Вероятно, что прообразом оформления окантовки окон с типичным для провинциального модерна надоконным карнизом с "ушами" были взяты мотивы, созданные ярославским архитектором Николаем Позднеевым для дома Игумнова в Москве на Большой Якиманке. Кирпичом "под рыбью чешую" оформлены плоскости стен между окнами. Окантовка окон и фриз выполнены из совсем другого по форме силикатного кирпича. Ещё одна форма кирпича использована в оформлении цоколя.

Входная дверь парадного подъезда выполнена в деревянной пристройке. Дом уникален оформлением фасада, и одновременно это типичная для Тамбова постройка начала ХХ века с боковыми и задним – дворовыми деревянными фасадами. Тамбовский архитектор и исследователь гражданской архитектуры конца XIX – начала XX веков Галина Леденёва в своей диссертации пишет, что дома в нашем городе этого периода "отличались богатством оформления главного фасада и отсутствием проработки его боковых и дворовых частей". Крыша, вероятно, претерпела конструкционные изменения. Кирпичная кладка в нескольких местах прорезана незначительными трещинами. Кирпич под воздействием влаги и холода частично потерял верхний слой (особенно на элементах окон и выступающих частях над фундаментом) и требует научной реставрации. 


Состояние дома удовлетворительное. Дом представляет собой ценный объект и с точки зрения архитектуры и, что значительно важнее, с точки зрения истории, развития научно-технической мысли и местного тамбовского предпринимательства. 

Дом с рыбьей чешуей находится по адресу: улица Первомайскя д. 16.


Башня заправки для паровозов

Водоемное здание или иначе водонапорная башня использовалась для заправки паровозов водой. Сами колонки находились ближе к путям, а вода устремлялась к ним под напором с высоты башни, куда заканчивалась с помощью насоса. Вода требовалась для создания пара: на одну лошадиную силу километра пути приходилось 8-12 литров. Такие башни стояли на каждой станции.

Тамбовская башня построена в стиле эклектики. Это обращение к нео-мавританском стилю, если судить по окнам. Откуда в башне окна, если там вода? Внутри башен располагались клепаные жестяные баки (один или два). А окна были нужны для того, чтобы баки можно было обслуживать не в кромешной темноте.

Прекрасный вид на водонапорную башню и железнодорожные пути открывается с Лермонтовского моста. 



Редакция ИА "Онлайн Тамбов" предоставила для вас подробный гид  по местам нашего города, которые действительно заслуживают внимания, однако в большинстве случаев остаются в тени. Надеемся, что этот материал не только поможет найти вам указные достопримечательности, но также лучше понять их историю и не упустить из виду особенности архитектуры. 


(по материалам краеведа Олега Карнаухова)

фото Анны Мартыновой




Возврат к списку