Туристический тамбов
ОБЩЕСТВО
Полюбят ли дети родной город? 29.05.2009

Полюбят ли дети родной город?

   Задавшись целью разузнать, насколько современные мальчишки и девчонки знают историю родного города, я решила побеседовать с группой подростков, вполне обычных среднестатистических ребят из тамбовской средней общеобразовательной школы. Первым делом поинтересовалась их мнением: насколько значительным они считают исторический облик Тамбова. Вдруг кольнули слова одного парнишки: да и что уж в нашем городе такого, нет каких-то особых исторических мест и памятников, так, две большие улицы, несколько церквей да речка. Уцепившись за слова «исторические места и памятники», спросила ребят, что же они знают из истории родного города?
   Оказалось, вполне стандартный набор: год образования города-крепости, о казаках, сражавшихся с татаро-монгольским игом, да о Державине-губернаторе. Для школьников, когда я поправила их, стало открытием, что не губернатором был Гавриил Романович, а наместником. Закоренелая ошибка прошлых лет так и продолжает переселяться в головы все новых и новых поколений тамбовчан. Здесь вина учителей-историков очевидна. Уже, казалось бы, в школах введены уроки исторического краеведения, но незнание, в какой должности руководил Тамбовщиной Державин, очевидно. Из знаковых фамилий школьники еще вспомнили актера Рыбакова, спасибо, проводимому в Тамбове театральному фестивалю, и Ленина, — похоже, название площади помогло. Правда, кем был этот человек, и каковы его деяния, ребята представляют смутно.
   Один смышленый парень, стараясь показать свою эрудированность, стал перечислять фамилии знаменитостей по названиям улиц. Так и посыпалось: Чичканов, Чичерин, Карл Маркс, Август Бебель. Но кто такой Бебель, парень, естественно, ответить не смог. За моим пояснением, что это руководитель германской социал-демократической партии начала прошлого века, последовал резонный вопрос: а он, что, бывал в Тамбове, почему улица носит его имя?
   Последний мой вопрос и вовсе получил удивительный ответ. Школьники, оказывается, никогда не бывали на экскурсии по родному городу. Под конец учебного года родительский комитет их класса, обратившись в известную турфирму, попытался устроить обзорную экскурсию. В фирме ответили, что необходимо собрать группу в сорок человек, ибо таково количество мест в автобусе. Меньше экскурсантов — доля платы за экскурсию с человека сразу значительно возрастает. А она и так немалая, более двухсот рублей. Класс небольшой, и собрать желающих из других классов не удалось.
   Впрочем, ребята как-то и не расстроились. «Нудные эти экскурсии», — заключили они. К сожалению, подростки отчасти правы. Бывало, я и сама попадала в такую ситуацию, отправляясь с полным автобусом школьников в познавательное путешествие. Девчонки и мальчишки всю дорогу занимались своими делами, порой немилосердно шумели, а экскурсовод на переднем сидении мерно и нудно выдавал информацию: посмотрите налево, посмотрите направо. Универсальная экскурсия по городу для всех. А ребят потоком информации сегодня не удивить и не привлечь. Они и без того перегружены, так как с утра до вечера живут в мире информации. На днях мне попала в руки газета «Тамбовская правда» за 1965 год. Поразила программа телевидения. Один канал с передачами от пяти до десяти вечера. Разве сравнить с сегодняшними круглосуточными программами! Да плюс Интернет…
   Чтобы современные школьники запомнили тамбовские достопримечательности, необходимо увлечь их любопытными фактами, связанными с теми или иными историческими объектами. Пусть таких фактов будет немного, но пусть они будут яркими, запоминающимися. Следует иметь в виду, что в большом коллективе ребенку невозможно сосредоточиться на информации. Поэтому экскурсии необходимо проводить с малыми группами школьников. Но это невыгодно турфирмам. Остра и проблема с кадрами экскурсоводов. Талантливые и умеющие нестандартно преподнести материал люди в эту профессию сегодня практически не идут. Она не престижна, да и оплачивается крайне скудно. Поэтому часто экскурсоводами являются случайные люди, а не профессионалы.
   Практически забыта такая форма экскурсий, как пешеходные. Только в одной тамбовской туристической фирме мне ответили, что такая услуга возможна, экскурсовод проведет школьников, к примеру, по одному из трех существующих, но опять же привычных маршрутов в центре Тамбова. Пересев на автобусы, мы отдалили от себя город, историю которого все же эффективнее постигать в непосредственной близи от исторического объекта, а не за стеклом автобусного окна, которое так схоже с экраном телевизора. А на «экране» ребенку не почувствовать тепла родного Тамбова. Очень мне понравилась экскурсионная практика изучения истории в малых городах зарубежных стран, где учитель или экскурсовод водит ребятишек по одной из улиц и рассказывает о конкретных исторических достопримечательностях на ней. Объем информации не слишком большой, но занимательный, что, несомненно, делает историю ближе, «ощутимее».
   На наших же улицах стайку школьников с экскурсоводом вряд ли увидишь. В таком деле у нас в городе можно было бы объединиться историкам-учителям и студентам Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. Молодые люди, получающие специальность историков и музейщиков, несомненно, проходят экскурсионное дело, пишут курсовые и дипломные работы. Было бы неплохо, если бы они нашли интересные факты и разработали пешеходные экскурсии, касающиеся определенных улиц. И чтобы эти проекты были не только на бумаге, но и воплощались на практике. Глядишь, и школьники узнали бы поближе и полюбили родной город.
   Впрочем, такую же работу под силу сделать и старшеклассникам лицеев с гуманитарным направлением. Помнится, когда в Тамбове несколько лет назад проводился краеведческий конкурс, то в школе № 12 учитель истории вместе с учениками разработал довольно оригинальный краеведческий проект, связанный с историей улицы им. С. Сергеева-Ценского. Богатый этот исследовательский материал тогда получил призовое место и… осел в шкафу школьного кабинета. А ведь старшеклассники могли бы на его основе провести экскурсии для младших классов своей же собственной школы. И, бесспорно, малыши с удовольствием бы послушали старшего товарища-экскурсовода. Конечно, это, возможно, будет и непрофессиональный рассказ, но он непременно подкупит непосредственностью юного историка. Причем такие экскурсоводы вовсе не исключают профессионалов. От наличия в городе тех и других выигрывали бы и город, и подрастающее поколение.
   Но помимо «живых» экскурсоводов, желательно иметь в городе и указатели на зданиях и улицах, несущие историческую информацию. К тому же она интересна и полезна не только молодежи, но и вполне взрослым. Сколько раз меня спрашивали: а где расположен дом Шоршоровых или дом Носова, какая улица называлась Дворянской, а какая Гимназической? Несколько лет назад краевед Ю. Щукин поднимал вопрос о табличках, указывающих рядом с нынешними названиями улиц их старые наименования, и об указателях с краткой информацией на наиболее знаменитых тамбовских архитектурных достопримечательностях. Будучи в других городах, я видела осуществление подобного проекта. Даже мне, человеку стороннему, было приятно и интересно читать старые названия улиц и сведения о том или ином здании. В этот момент невольно мысленно возвращаешься в прошлое и понимаешь, что прошлое в этом городе почитают.
   Конечно, за последние несколько лет в Тамбове появилось немало памятных знаков и мемориальных досок. И все же сделанного явно недостаточно. Стены большинства архитектурных памятников пока молчаливы. Чтобы и приезжие, и коренные тамбовчане, особенно молодые, с пиететом относились к историческому прошлому города, необходимо, чтобы памятники «заговорили».

Маргарита Матюшина

Источник: "Тамбовская жизнь" от 29 мая 2009 года
Фото:www.stapravda.ru



Добавляя комментарий, вы подтверждаете, что ознакомились и согласны с правилами его размещения

Возврат к списку