– Не ошибусь, если скажу, что ее фундаментом для всей современной России и нашей области в частности стал запрособщества, потребность в демократизации государственной политики. Людям было нужно участвовать в управлении государством, и не формально, а по-настоящему, через реальных представителей либо референдумы.
А система избирательных комиссий формировалась в ходе уже заявленных избирательной и референдумной кампаний. В октябре 1993 года на Тамбовщине были созданы две окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы. В декабре того же года была сформирована избирательная комиссия Тамбовской области для проведения выборов депутатов Тамбовской областной Думы первого созыва.
Сегодня трудно представить себе, сколько сил и напряжения требовалось от руководителей и членов этих комиссий для должного исполнения своих полномочий. По сути, эти люди были вестниками демократии, которые первыми видели волю избирателей и нарабатывали правила организации выборов в России, давно забывшей истинное народовластие. Каждый из организаторов тех выборов заслуживает глубокого уважения и подтверждения правоты их действий.
|
– Развитие избирательной системы региона неразрывно связано с развитием избирательной системы России.1993 год стал временем начала поисков оптимальной системы управления избирательным процессом в нашей стране.Следует отметить профессионализацию корпуса избирательных комиссий России. Знаковым здесь был 1995 год, когда иЦентральная избирательная комиссия, и комиссии субъектов стали действовать на постоянной основе. Для Тамбовской области комиссия 1995–1999 годов получила уже опытного председателя и состав, которые обеспечивали организацию выборов в органы государственной власти.
Очередным этапом эволюции избирательной системы страны стало внедрение Государственной автоматизированнойсистемы «Выборы» в 1996 году, которая была создана как крупнейшая информационная база со специальными возможностями. Причем с тех пор каждый год возможности и функционал системы расширяются.
Определенным этапом в развитии системы стало внедрение средств автоматического подсчета голосов – КОИБ(комплекс обработки избирательных бюллетеней) и КЭГ (комплекс для электронного голосования). Серийно комплексы обработки избирательных бюллетеней вышли в 2010 году, в Тамбовскую область было поставлено 57 комплексов, которые использовались на всех видах выборов при финансовой возможности. Впоследствии эти комплексы были переданы в другой регион.
В нынешнем году Тамбовская область получила 66 КОИБов нового образца. КЭГи в Тамбовской области не использовались.
Говоря о технических новациях, следует сказать о внедрении и использовании технологии изготовления протокола участковой избирательной комиссии с использованием машиночитаемого QR-кода. Она получила свое развитие у нас в регионевесной 2017 года, и теперь независимо от уровня и вида выборов участковые комиссии успешно ее используют.
Следует сказать о том, что если большинство нормативных и технических изменений в основном оказывало влияние на обеспечение работы избирательной системы, то реализация проекта «Мобильный избиратель» в значительной степени сделала удобным избирательный процесс для тех, кто приходит на избирательные участки, чтобы проголосовать. Масштабно этот проект был реализован на выборах Президента России весной нынешнего года и открыл перспективы для других избирательных кампаний.
|
– В продолжение предыдущего вопроса: как Вы считаете, оказывает ли человеческий фактор влияние на процессы, происходившие и происходящие в избирательной системе? В частности, насколько велико влияние людей, которые работали в ней на протяжении двадцати пяти лет, на формирование и развитие самой системы? В этой связи расскажите поподробней о предыдущих руководителях и прежних составах избирательной комиссии Тамбовской области. Какое влияние, по Вашему мнению, они оказали на создание избирательной системы региона?
|
– Конечно, избирательная система – это не ящик для голосования и не бюллетень, это в первую очередь люди, организующие выборы, и люди, участвующие в них. Если рождение новой избирательной системы – это запрос общества, то люди,ее организующие, – это своего рода ответ обществу на его потребность. У каждого времени свои герои, и эти герои в своюочередь создают время. Когда эти самые герои идут не туда, то общество их поправляет. Люди во главе избирательной системы – это всегда вопрос доверия. Какие бы ни происходили технические революции в избирательном процессе, доверяют, в конце концов, человеку, а не железке.
Почти всех прежних руководителей избирательной комиссии Тамбовской области я знаю лично. Правда, практически не был знаком с Евгением Константиновичем Хроминым, который возглавлял комиссию с апреля по октябрь 2003 года и безвременно ушел из жизни.
Каждый из руководителей внес значительный вклад в становление и развитие избирательной системы региона.
Николай Иванович Воробьев – ее отец-создатель, классик избирательного права. На годы его работы пришлось становление избирательной системы региона, и тот облик, который сейчас у нее есть, формировался в то время при личном участии Николая Ивановича. Следует отметить, что первый председатель дольше остальных служил избирательной системе в качестве руководителя.
Александр Александрович Сазонов, на мой взгляд, выстроил систему взаимоотношений внутри огромного профессионального сообщества организаторов выборов, во многом определил практику рассмотрения комиссией различных вопросов.
Алексей Сергеевич Пучнин, как мне кажется, вывел избирательную систему региона на качественно другой, более высокий публичный уровень, инициировал проведение ежегодных Чичеринских конференций, которые стали традицией для всех организаторов выборов страны и событием для Тамбовской области.
Обозначить кратко достижения моих коллег достаточно сложно, каждый из них заслуживает отдельных монографий. Скажу с абсолютной уверенностью, что без этих людей система была бы менее эффективной, а своей задачей считаю приумножение всего хорошего и продолжение борьбы с негативными явлениями, нарушающими избирательные права граждан.
|