Гость на линии

Андрей Офицеров

14.11.2018
7537

История становления и развития современной избирательной системы России началась в 1993 году, когда президент Борис Ельцин подписал ряд указов, в соответствии с которыми путем выборов были сформированы все представительные органы – Федеральное Собрание Российской Федерации, органызаконодательной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

За прошедшие с тех пор двадцать пять лет изменилось очень многое в избирательном законодательстве: ушла в прошлое графа «против всех», отменен порог явки на выборах всех уровней, избирательные округа образуются сроком на десять лет, участковые избирательные комиссии формируются на пять лет, определен единый день голосования и так далее. Произошло серьезное переоснащение избирательных участков: появились удобные для избирателей кабины, современные прозрачные ящики для голосования, в день голосования на избирательных участках используются КОИБы и камеры видеонаблюдения.

Многое, что есть сегодня в избирательной системе, появилось благодаря тому, с какой увлеченностью и одержимостью работали все это время энтузиасты избирательной системы – члены избирательных комиссий всех уровней.

О том, какие изменения претерпела избирательная система ИА "Онлайн Тамбов.ру" рассказал председатель Избирательной комиссии Тамбовской области Андрей Офицеров.

- Андрей Сергеевич, двадцать пять лет назад начиналось строительство избирательной системы на современном этапе развития России. Как происходили эти процессы в нашей области? Что стало основой, фундаментом для построения новой избирательной системы в регионе?

– Не ошибусь, если скажу, что ее фундаментом для всей современной России и нашей области в частности стал запрособщества, потребность в демократизации государственной политики. Людям было нужно участвовать в управлении государством, и не формально, а по-настоящему, через реальных представителей либо референдумы.

А система избирательных комиссий формировалась в ходе уже заявленных избирательной и референдумной кампаний. В октябре 1993 года на Тамбовщине были созданы две окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы. В декабре того же года была сформирована избирательная комиссия Тамбовской области для проведения выборов депутатов Тамбовской областной Думы первого созыва.

Сегодня трудно представить себе, сколько сил и напряжения требовалось от руководителей и членов этих комиссий для должного исполнения своих полномочий. По сути, эти люди были вестниками демократии, которые первыми видели волю избирателей и нарабатывали правила организации выборов в России, давно забывшей истинное народовластие. Каждый из организаторов тех выборов заслуживает глубокого уважения и подтверждения правоты их действий.

 – Какие основные этапы развития избирательной системы нашей области за последние двадцать пять лет Вы бы выделили? Что стало отличительными чертами каждого из них? Что, на Ваш взгляд, оказало решающее влияние на формирование избирательной системы региона на этих этапах?

– Развитие избирательной системы региона неразрывно связано с развитием избирательной системы России.1993 год стал временем начала поисков оптимальной системы управления избирательным процессом в нашей стране.Следует отметить профессионализацию корпуса избирательных комиссий России. Знаковым здесь был 1995 год, когда иЦентральная избирательная комиссия, и комиссии субъектов стали действовать на постоянной основе. Для Тамбовской области комиссия 1995–1999 годов получила уже опытного председателя и состав, которые обеспечивали организацию выборов в органы государственной власти.

Очередным этапом эволюции избирательной системы страны стало внедрение Государственной автоматизированнойсистемы «Выборы» в 1996 году, которая была создана как крупнейшая информационная база со специальными возможностями. Причем с тех пор каждый год возможности и функционал системы расширяются.

Определенным этапом в развитии системы стало внедрение средств автоматического подсчета голосов – КОИБ(комплекс обработки избирательных бюллетеней) и КЭГ (комплекс для электронного голосования). Серийно комплексы обработки избирательных бюллетеней вышли в 2010 году, в Тамбовскую область было поставлено 57 комплексов, которые использовались на всех видах выборов при финансовой возможности. Впоследствии эти комплексы были переданы в другой регион.

В нынешнем году Тамбовская область получила 66 КОИБов нового образца. КЭГи в Тамбовской области не использовались.

Говоря о технических новациях, следует сказать о внедрении и использовании технологии изготовления протокола участковой избирательной комиссии с использованием машиночитаемого QR-кода. Она получила свое развитие у нас в регионевесной 2017 года, и теперь независимо от уровня и вида выборов участковые комиссии успешно ее используют.

Следует сказать о том, что если большинство нормативных и технических изменений в основном оказывало влияние на обеспечение работы избирательной системы, то реализация проекта «Мобильный избиратель» в значительной степени сделала удобным избирательный процесс для тех, кто приходит на избирательные участки, чтобы проголосовать. Масштабно этот проект был реализован на выборах Президента России весной нынешнего года и открыл перспективы для других избирательных кампаний.

 – В продолжение предыдущего вопроса: как Вы считаете, оказывает ли человеческий фактор влияние на процессы, происходившие и происходящие в избирательной системе? В частности, насколько велико влияние людей, которые работали в ней на протяжении двадцати пяти лет, на формирование и развитие самой системы? В этой связи расскажите поподробней о предыдущих руководителях и прежних составах избирательной комиссии Тамбовской области. Какое влияние, по Вашему мнению, они оказали на создание избирательной системы региона?

– Конечно, избирательная система – это не ящик для голосования и не бюллетень, это в первую очередь люди, организующие выборы, и люди, участвующие в них. Если рождение новой избирательной системы – это запрос общества, то люди,ее организующие, – это своего рода ответ обществу на его потребность. У каждого времени свои герои, и эти герои в своюочередь создают время. Когда эти самые герои идут не туда, то общество их поправляет. Люди во главе избирательной системы – это всегда вопрос доверия. Какие бы ни происходили технические революции в избирательном процессе, доверяют, в конце концов, человеку, а не железке.

Почти всех прежних руководителей избирательной комиссии Тамбовской области я знаю лично. Правда, практически не был знаком с Евгением Константиновичем Хроминым, который возглавлял комиссию с апреля по октябрь 2003 года и безвременно ушел из жизни.

Каждый из руководителей внес значительный вклад в становление и развитие избирательной системы региона.

Николай Иванович Воробьев – ее отец-создатель, классик избирательного права. На годы его работы пришлось становление избирательной системы региона, и тот облик, который сейчас у нее есть, формировался в то время при личном участии Николая Ивановича. Следует отметить, что первый председатель дольше остальных служил избирательной системе в качестве руководителя.

Александр Александрович Сазонов, на мой взгляд, выстроил систему взаимоотношений внутри огромного профессионального сообщества организаторов выборов, во многом определил практику рассмотрения комиссией различных вопросов.

Алексей Сергеевич Пучнин, как мне кажется, вывел избирательную систему региона на качественно другой, более высокий публичный уровень, инициировал проведение ежегодных Чичеринских конференций, которые стали традицией для всех организаторов выборов страны и событием для Тамбовской области.

Обозначить кратко достижения моих коллег достаточно сложно, каждый из них заслуживает отдельных монографий. Скажу с абсолютной уверенностью, что без этих людей система была бы менее эффективной, а своей задачей считаю приумножение всего хорошего и продолжение борьбы с негативными явлениями, нарушающими избирательные права граждан.

 – Насколько за прошедшие четверть века качественно изменились составы участковых избирательных комиссий? Ведь они, как известно, – основа избирательной системы.

– Действительно, участковые избирательные комиссии – это базис избирательной системы. Их члены – по большей части добровольцы, выполняющие государственную функцию по подсчету голосов избирателей. Качественное изменение составов комиссий, конечно, происходит, и это постоянный процесс. В начале деятельности избирательной системы новой России подавляющая часть членов участковых комиссий при работе на участках интуитивно руководствовалась советским опытом проведения выборов. Это не плохо и не хорошо – это факт. Сегодня мы видим в комиссиях людей профессиональных, закаленных динамичными изменениями избирательного закона и лично ответственных за доверенное государством дело.

Сейчас комиссии работают на постоянной основе в течение пяти лет, и мы используем все возможности для повышения профессиональных качеств и моральной устойчивости их членов. После каждого дня голосования я с большим удовольствием благодарю членов участковых комиссий за тот нелегкий труд, который они с такой ответственностью выполняют.

 – В продолжение темы изменений: как за двадцать пять лет трансформировалась процедура выборов? Какие из прошедших за это время изменений, на Ваш взгляд, стали признаками «взросления» избирательной системы, совершенствования избирательного права?

– Трансформация избирательного процесса происходила непрерывно. Как уже отмечалось, избирательное законодательство – живой организм, очень чувствительный к потребностям общества. Процедура выборов прошла значительную огранку со времен «разгула демократии» до нынешней цивилизованной политической конкуренции.

Работа над образом избирательной системы продолжается. В нынешнем году на федеральных выборах были отменены открепительные удостоверения и повсеместное досрочное голосование, им на смену пришел проект «Мобильный избиратель». Думаю, двадцать лет назад само это словосочетание казалось бы непонятным, а сегодня миллионы жителей нашей страны пользуются новыми возможностями голосования по месту нахождения. Еще через десять лет система организует новые возможности для избирателей и значительно облегчит работу организаторов выборов.

 – Андрей Сергеевич, двадцать пять лет – срок, когда можно говорить об определенных традициях, преемственности, сложившейся за это время. Существует ли в деятельности областного избиркома такая преемственность, проходящая через все его составы? О каких из сложившихся традиций Вы могли бы рассказать?

– Основополагающей традицией избирательной системы региона являются человеческие взаимоотношения внутри профессионального сообщества, да и внутри коллектива избирательной комиссии области, нашего аппарата. Взаимопонимание всегда порождает взаимовыручку. Есть единое тело избирательной системы региона, и если у него вдруг ноги начинают заплетаться, то причины следует искать в голове.

Если говорить о более конкретных традициях, то самой яркой являются научно-практические Чичеринские конференции. За время своей работы конференции бывали и более научными, и более практическими, имели статус всероссийских и международных, но точно можно сказать, что они всегда были и остаются дискуссионной площадкой для теоретиков ипрактиков избирательного права и процесса, неизменно притягивая к себе все больше сторонников. Всего избирательная комиссия Тамбовской области провела одиннадцать конференций.

Традицией можно назвать и развивающуюся историю с ежегодной олимпиадой для школьников. Десять лет назад мы с определенным скепсисом приступали к этой работе, а сегодня олимпиада по избирательному праву и процессу – одна из самых востребованных среди школьников и популярных среди преподавателей. В этом году в областном этапе олимпиады принимали участие около трехсот ребят, а на всех этапах – более двух с половиной тысяч старшеклассников.

 – Какие принципы в работе избирательной комиссии области, по Вашему мнению, являются характерными признакам и ее деятельности, про которые можно сказать: это наши достижения, которыми мы гордимся и которые не просто храним, но и активно используем в работе?

 – Главный принцип в любой профессии – «не навреди». Организуя выборы, важно слышать голоса всех участников избирательного процесса, понимать их тональность и настрой. А что касается достижений, то, конечно, мы не останавливаемся на бережном сохранении традиций, мы их развиваем и актуализируем.  

 – Как в настоящее время налажено взаимодействие между избирательной системой региона и гражданским обществом? Есть ли у него возможность оказывать влияние на деятельность избирательной комиссии области и каким образом?

– Я уже касался в нашем разговоре чуткой реакции избирательной системы на запросы общества. Система достаточно гибко выстраивает отношения с политическими партиями, общественными движениями и организациями. Угодить всем не получается, да это и невозможно, а вот привлечь на свою сторону различные общественные институты важно. Можно не разделять взглядов, но уважение и доверие друг к другу – залог развития.

Кроме организаций, преследующих политические цели, избирательная комиссия области очень тесно взаимодействует с организациями, объединяющими различные категории избирателей. Такое сотрудничество во многом определило успех проектов по обеспечению реализации избирательных прав людей с ограниченными физическими возможностями.

Каждодневная совместная работа с молодежными организациями привлекает все больше и больше молодых людей на избирательные участки, омолаживает тамбовского избирателя. Стала привычной совместная работа с организациями волонтеров при подготовке и проведении выборов. Комиссия в этой части своей работы делает попытки объединить электоральный и воспитательный эффекты.

Венцом взаимодействия с институтами гражданского общества является работа с Общественной палатой региона. В этом году она получила право направлять своих наблюдателей на избирательные участки на выборах Президента РФ.

В настоящее время мы работаем над проектом закона, который позволит представителям палаты участвовать в процедуре наблюдения на всех уровнях выборов в нашей области. Стало традицией накануне дня голосования открывать телефоны «горячей линии» совместно с аппаратом Общественной палаты Тамбовской области и аппаратом Уполномоченного по правам человека в регионе. Такая работа идет на пользу избирателям и позволяет организаторам выборов быстро реагировать на недочеты в работе коллег либо нерадивых чиновников.

Таким образом, избирательный процесс – это в первую очередь совместная деятельность и взаимное влияние организаторов выборов и институтов гражданского общества.


 – Возвращаясь к теме изменений, но уже в новом разрезе: какие решающие изменения в избирательном законодательстве, прошедшие за последнее время, Вы могли бы отметить? Насколько серьезное влияние, на Ваш взгляд, они оказывают на трансформацию всей избирательной системы?

 – Самым заметным изменением избирательного законодательства стал закон, позволяющий избирателям голосовать по месту своего нахождения, так называемый «Мобильный избиратель». В числе прочих следует отметить расширение перечня субъектов наблюдения за выборами, внедрение технологии изготовления протокола участковой комиссии с машиночитаемым QR-кодом. Эти и другие изменения делают избирательный процесс более понятным для людей, а это влияет на доверие к избирательной системе и, как следствие, – к органам государственной власти и местного самоуправления. Уверен, что принципиальные изменения еще впереди, причем в обозримом будущем.

 – Какое место в происходящих изменениях занимает внедрение современных технологий в избирательный процесс? В чем выражается влияние технического прогресса на развитие избирательной системы? Иначе говоря, технический прогресс – это всего лишь «подсобный рабочий» избирательной системы или нечто большее?

 – Мы уже не раз обращались к этой теме. Технический прогресс – это средство достижения абсолютно понятных целей – максимального доверия избирателей к результатам выборов, политической стабильности и согласия в обществе. Следует стремиться к расширению возможностей видеонаблюдения, что позволит не переполнять помещения для голосования наблюдателями и облегчит задачу обладателям пассивного избирательного права. Если говорить о голосовании на избирательных участках, то стоит все комиссии укомплектовать комплексами обработки избирательных бюллетеней. Это реально сократит время подведения итогов голосования на участке. В перспективе следует подумать о передаче итоговых данных прямо с участка в систему ГАС «Выборы».

 – В продолжение темы практического применения избирательного законодательства, вопрос может показаться довольно абстрактным и отстраненным, но на деле он имеет самое непосредственное отношение к практике выборных процедур: насколько, на Ваш взгляд, избирательное законодательство понятно простому избирателю? Не слишком ли оно усложнено в течение двадцати пяти лет? И можно ли его объяснить понятным языком?

– Избирательный закон написан профессионалами для профессионалов, простому избирателю понять его сложно, каки любой другой закон. В этом контексте считаю важным для избирателя знать о своих избирательных правах, так же, как и кандидату, и партиям. Над реализацией пассивного избирательного права давно работают профессионалы. Если человек принял для себя решение баллотироваться на выборах, он должен основательно к этому подготовиться в части изучения профильного законодательства.

Что касается усложнения избирательного законодательства, то скажу, что избирательные законы никогда и нигде не были простыми ни сто лет назад, ни сейчас, ни в Европе, ни в Америке.

Понятным языком избирателю следует рассказывать обо всех возможностях реализовать свое активное избирательное право, воспользоваться тем или иным механизмом закрепления за участком, проголосовать в случае болезни, не позволяющей выйти из дома. В этом плане, на мой взгляд, разъяснительная работа поставлена на достойном уровне как в стране,так и у нас в области.

 – В завершение разговора: каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития избирательной системы на ближайшие пять лет? И какие задачи могут стоять или уже стоят в этой связи перед избирательной комиссией Тамбовской области?

– Думаю, что значительная часть общества готова сделать шаг в сторону прогресса избирательной системы. Уверен, чтов ближайшей пятилетке станет возможным голосование через мобильные сервисы. Технические, нормативные и организационные изменения позволят значительно разгрузить членов участковых избирательных комиссий, свести к минимумуусилия и время на подсчет голосов избирателей, дадут возможность принимать голоса в электронный ящик для голосования,суммировать их и отправлять на итоговую обработку.

Если фантазировать о помещениях для голосования, то они, возможно, станут универсальными. Придя на такой участок, избиратель сможет проголосовать из любой точки страны на тех выборах, где он имеет право голоса. То есть это будут своего рода мультифункциональные избирательные участки. Причем настанет время, и все это мы сможем увидеть, а если повезет, то и организовать.

Задача у тамбовской комиссии простая – быть готовой к новому в избирательном процессе, придумывать новое и воплощать его в практику работы.

 – Андрей Сергеевич, небольшой блиц-опрос. Три коротких вопроса к Вам как к председателю избирательной комиссии Тамбовской области непосредственно по тому периоду, который Вы возглавляете областной избирком: первое – событие, которое Вы бы назвали самым ярким за это время; второе – решение, которое лично для Вас стало самым сложным; и третье – Ваше пожелание действующему составу избирательной комиссии области?

– Если говорить о ярких событиях для комиссии, то это, скорее всего, совещание председателей избирательных комиссий ЦФО и СЗФО в Тамбовской области, которое вместе с нами проводила Центральная избирательная комиссия России в апреле2015 года. Это VIII Чичеринская конференция 2013 года, в которой приняли участие председатели Центральных избирательных комиссий России и Беларуси, а также представители Избирательной комиссии Казахстана.

Что касается личного события, связанного с профессиональной деятельностью, то это, конечно, мое присутствие на церемонии инаугурации Президента России в мае нынешнего года.

О самом сложном решении я, возможно, расскажу тогда, когда это станет историей.

Пожелание действующему составу избирательной комиссии области – здоровья, сил и разума для работы на благо избирателей родной Тамбовщины.


 

По материалам сборника к 25-летию

избирательной системы Российской Федерации



Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA