Гость на линии

Галина Александрова

05.10.2019
4713

Накануне дня учителя корреспондент ИА "Онлайн Тамбов.ру" побеседовал с преподавателем русского языка и литературы 14 лицея имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина, заслуженным учителем РФ Галиной Александровой.

- С чего начался ваш педагогический путь?

- В 1981 году я с отличием окончила Тамбовский государственный педагогический институт. После пришла работать в школу номер 9, где преподавала 15 лет и состоялась как учитель. Потом перешла в свою родную школу, девятнадцатую. В 2002 году в 14 лицее создали новую кафедру русского языка и литературы. Алексей Михайлович Кузьмин, первый директор лицея, пригласил меня возглавить её. Я 16 лет руководила этой кафедрой, сделано было очень много. Считаю, что нужно уступать дорогу молодёжи, поэтому теперь работаю просто учителем.

Какие методики преподавания были тогда?  

- Мне повезло, потому что когда я пришла работать в школу после института, активно внедрялась так называемая педагогика сотрудничества. Она давала широкое поле деятельности, возможность подходить к каждому уроку творчески. Такие имена, как Шаталова, Ильина, Амнишвили, Лысенкова - это имена тех учителей – новаторов, которые стали методистами для целого поколения педагогов. Я тоже использовала их приемы, но постепенно нарабатывала собственную методику.

В своей педагогической деятельности на чем делаете акцент? На получении знаний или воспитательной функции?

- В 1981 году я с отличием окончила Тамбовский государственный педагогический институт. После пришла работать в школу номер 9, где преподавала 15 лет и состоялась как учитель. Потом перешла в свою родную школу, девятнадцатую. В 2002 году в 14 лицее создали новую кафедру русского языка и литературы. Алексей Михайлович Кузьмин, первый директор лицея, пригласил меня возглавить её. Я 16 лет руководила этой кафедрой, сделано было очень много. Считаю, что нужно уступать дорогу молодёжи, поэтому теперь работаю просто учителем.

  Какие методики преподавания были тогда?

- Я преподаю русский язык и литературу, те предметы, которые сами по себе уже воспитывают. О чем бы мы ни говорили на уроке, это всегда связано не только с вопросами образования, но и воспитания. То, каким человеком выходит выпускник лицея, для меня, пожалуй, самое главное. Безусловно, с одаренными детьми работать гораздо интереснее. Это дети, нацеленные не просто на получение, но и на добывание знаний. Такие ученики стремятся к самостоятельности и результативности своей работы. Это то, что стимулирует и воспитывает. Задача учителя в том, чтобы каждый выпускник в первую очередь был порядочным человеком.

 Ученики 15 лет назад и нынешние, есть отличия?

- Мне повезло, потому что когда я пришла работать в школу после института, активно внедрялась так называемая педагогика сотрудничества. Она давала широкое поле деятельности, возможность подходить к каждому уроку творчески. Такие имена, как Шаталова, Ильина, Амнишвили, Лысенкова - это имена тех учителей – новаторов, которые стали методистами для целого поколения педагогов. Я тоже использовала их приемы, но постепенно нарабатывала собственную методику.

 Ученики 15 лет назад и нынешние, есть отличия?

- Ученики всегда остаются учениками. Есть те, кто стремятся к знаниям, ставят перед собой цели и добиваются их. И такие ученики были, есть и будут всегда. Есть другие дети, которым учеба не доставляет особого удовольствия. К моей радости, ребят, которые стремились к знаниям добились чего-то в жизни, у меня было гораздо больше. Времена меняются, а ученики остаются.

- Какие сейчас внедряются педагогические методики?
- Сейчас гораздо больше возможностей использования на уроках различных форм и приемов, в том числе информационных. Есть выход на различные электронные ресурсы. У учителей есть возможность давать больше дополнительного материала, обращаться к электронным библиотекам. У нас с этого года внедряется система электронных учебников по отдельным предметам. Учителя каждый год проходят курсы повышения квалификации, в том числе и по цифровизации.


- Бывает ли желание оставить профессию?

- В самом начале, когда не все сразу получалось. Возникали какие-то сложности, даже ревела. И появилось такое желание - бросить все и уйти. Но хорошо, что пересилила себя. Меня заставили посмотреть на ситуацию с другой стороны. Семья и дети поддержали. И вот я уже 38 лет работаю в школе.

Бывает ли желание оставить профессию?  

- В самом начале, когда не все сразу получалось. Возникали какие-то сложности, даже ревела. И появилось такое желание - бросить все и уйти. Но хорошо, что пересилила себя. Меня заставили посмотреть на ситуацию с другой стороны. Семья и дети поддержали. И вот я уже 38 лет работаю в школе.

В наше время изменилось отношение к педагогам и учителям, приобрело негативную окраску. Как вы к этому относитесь?

- Отношение к учителю зависит от общего взгляда общества на педагога. В какой-то период времени профессия учителя оказалась в числе непрестижных, низко оплачиваемых профессий. А потом появилось обозначение школы как учреждения, которое предоставляет образовательные услуги. Поэтому и отношение к учителю несколько менялось. Радует то, что в последние несколько лет на учителя смотрят уже с другой позиции, как на человека, от которого очень много зависит в обществе. И не только в отношении образования, но и общей культуры общества. Радует и то, что наши выпускники вновь стали выбирать профессию учителя. Поэтому я думаю, что отношение в целом уже начинает меняться.

  Недавно вам присудили награду - заслуженного учителя РФ. Что она для вас значит?

- У нас в лицее уже есть заслуженные учителя. Например, Геннадий Любич, нынешний директор. А также старейший преподаватель лицея - Юрий Комаров и Ольга Поликарпова - учитель английского языка. Я просто вошла в эту плеяду. Считаю, что в нашем лицее много талантливых, одержимых преподавателей, которые работают с полной отдачей и достойны этой награды. Для меня она - это оценка моей многолетней деятельности, тех достижений, что были за эти годы. Хотелось бы, чтобы труд учителя оценивали своевременно. Зачастую награда находит своего героя не на волне уже. Когда появились публикации о присвоении мне звания, то позвонили бывшие ученики, поздравили и сказали, что они этого ожидали. Было очень приятно, что не только нынешние ученики знают об этом.

 Что бы вы пожелали в день учителя педагогам, коллегам?

- В первую очередь здоровья и терпения. Успешности в работе, взаимопонимания с учениками и родителями и, конечно, творческих побед.

Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA