Геннадий Любич
02.10.2021

Геннадий Любич

2259
5 октября в России отмечается День учителя. Это профессиональный праздник всех педагогов, преподавателей и работников сферы образования - день, когда особо отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества.

В преддверии Дня учителя корреспондент ИА «Онлайн Тамбов.ру» пообщался с директором лицея №14 имени Заслуженного учителя РФ А.М. Кузьмина Геннадием Любичем.

- Геннадий Рувимович, с каким настроением лицей приступил к новому учебному году?

- Все годы, которые существует лицей, и учителя, и наши ученики ждут начала учебного года. Это настоящий праздник. И когда летом меня ученики и родители встречают, они все говорят: «Когда, когда уже в школу, мы заждались». Поэтому у нас всегда хорошее, боевое, нормальное, рабочее настроение.

- Есть ли новшества в этом году в учебном процессе и общественной жизни лицея?

- В этом году мы попали в федеральный проект по открытию школьных "Кванториумов". В  стране их открыто только 48. Это первый год существования проекта. Мы получили на его развитие большую сумму - 21,5 млн рублей. Закупали очень много техники, получили новое оборудование. Сами напряглись и сделали ремонт, администрация города помогла нам с приобретением лабораторной мебели, и вот мы открыли 7 новых кабинетов. Это будут химические лаборатории и био-, эколаборатория, и для нас самое важное сейчас, это кабинет технологии хайтека, кабинет информатики, кабинет робототехники. Все это призвано для повышения качества основного образования школьников именно 14-го лицея, а также дополнительного образования, как лицеистов, так и школьников города, куда мы уже пригласили детей на занятия робототехникой, программирования. Мы открыли две группы с учениками других школ города, это абсолютно бесплатно для них. Есть новости, про которые, может быть, в Тамбове не так хорошо знают, и чем мы гордимся. Уже четвертый год мы реализуем такой проект для старшеклассников, как  ФГОС старшей школы для 10 и 11 классов. Мы называем это  «шведский стол в 14-м лицее». Это когда дети с нашей помощью и консультацией выбирают себе учебные предметы, которые они будут изучать в 10 и 11-м классах. При этом у них очень серьезное богатство выбора. Мы составляем расписание, частично уйдя от классно-урочной системы, перейдя к предметно-урочной системе. У каждого ребенка на выбор есть 12-14 элементов вот в этом, так сказать, «свободном меню». Это, конечно, детей серьезно мотивирует к тому, чтобы осознать свой выбор, осуществить какие-то пробы, от чего-то отказаться, куда-то попробовать перейти. Это делает жизнь в нашем лицее интереснее и лучше.

- Вы ведете какие-то уроки?

- Я не вижу себя в чисто директорском кресле, поэтому в этом году я взял новый седьмой класс – информатику и 10,11-й классы информатику. Это такие вот выборные для них курсы. Поэтому я много работаю учителем.

- Как Вы поняли, что хотите работать в школе?

- Скорее всего, я не понял, что я хочу работать в школе, я понял, что я просто без школы не могу жить. И в этот момент времени, наверное, я понял, что все-таки в ней хочу работать. Потому что школа в моей жизни была достаточно случайна. Меня на третьем курсе отправили шефствовать, я учился на программиста в нынешнем техническом университете, тогда он ТИХМ назывался, преподавать информатику школьникам, потом я работал программистом на «Пигменте», но ни на один день не отказался от сотрудничества со школой. А потом, по приглашению Алексея Михайловича, пришел работать в наш лицей. Тогда это была школа №14, потом Тамбовский областной физмат лицей, и вот пока я без него свою жизнь как-то не представляю.

- Директор лицея – это руководитель большого коллектива. Как Вам удается сплотить сотрудников?

- Мне очень нравится фраза Капицы: «Главная задача директора - не мешать сотрудникам работать». Конечно, в этом есть своя доля шутки, поэтому основная задача – это обеспечить условия для учебного процесса детей и учителей. А сплочение оно происходит из того, что у нас есть общая цель, и мы одинаково смотрим в одну сторону на процесс того, что мы делаем и это, наверное, самое главное сплочение. Я не буду говорить о наших культпоходах, поездках и мероприятиях, которые сейчас часто называют «сплочением коллектива», хотя это тоже немаловажно, без этого не обходится. Но сейчас ковид, мы стараемся соблюдать нормы.

- Есть ли сегодня в лицее проблема кадров?  

- Сегодня кадры - большая проблема. Я бы с удовольствием принял на работу учителя математики, нам не хватает информатиков. Мы решаем проблему кадров за счет своих выпускников. В этом году я на августовском педсовете представлял новых сотрудников. Это шесть человек – информатики, англичане, физики, математики. И все они – выпускники лицея разных лет. Некоторые уже защитили кандидатскую, некоторые работали в других школах или городах, а некоторые только пришли со студенческой скамьи. У нас половина кафедры информатики – выпускники лицея, половины кафедры английского языка, очень много математиков, двое физиков.

- Где еще работают выпускники 14-го лицея? Кем особенно гордитесь?

- Наши выпускники работают по всему миру, очень много в стране и есть в международных компаниях. Мы очень часто для старшеклассников устраиваем такие встречи через Интернет, когда выпускники рассказывают о своей работе, своей учебе. Из выпускников, которыми мне очень приходится гордиться, это знаменитый популяризатор науки Андрей Коняев. Он создатель многих научных электронных изданий, таких например, как «N+1», работает в МГУ. Очень часто мне приходится рассказывать своим ученикам в качестве мотивации о тех выпускниках, кто добился успеха в науке, производстве промышленном. В прошлом году ко мне приехал выпускник лицея Максим Маслов, чтобы поделиться историей успеха. В 2012 году Максим с другом зарегистрировали маленькую производственную фирму, которая занималась производством программного обеспечения. Долгие годы от младшего инженера до старшего инженера он работал на разработке российских процессоров и программного обеспечении к ним, но когда понял, что это тупиковая ветка, решил развивать свой микробизнес. В прошлом году их программное обеспечение было очень успешно реализовано. Это история того, как человек своим трудом заработал миллионы долларов, стал совладельцем некоторого бизнеса. Сейчас я рассказываю этот успешный опыт ученикам. Потому что, это очень-очень мотивирующая вещь. Максим Маслов также помогает нашим ученикам и выпускникам стипендиально, тем кто добился каких-либо успехов и тем, кто испытывает финансовые затруднения. Наши выпускники в этом году не безвозмездно, конечно, сделали беговую дорожку, в которой мы нуждались. Еще один выпускник лицея Владимир Лещенко, он руководитель некоммерческого общественного фонда в Тамбовской области, в прошлом году выиграл грант и одну из площадок, которую разместили баскетбольную, это на территории 14-го лицея. Она асфальтированная, освещенная, и активно используется сейчас жителями города. Я очень благодарен выпускникам, которые принимают участие в жизни лицея. Это бесценно.

- А какие учителя вам нужны? Есть ли к ним какие-то особые требования?

- Сейчас при приеме на работу, один из вопросов который я задаю, это вопрос о вредных привычках. Мне бы очень не хотелось брать на работу курящих сотрудников, я - за здоровый образ жизни. Но как вам скажет любой директор школы, не до таких мелочей сейчас, как говорится. Надо просто заполнить вакансию. Самое главное – это профессионализм, насколько человек знает свой предмет, второе это, конечно же, отношение к детям, любовь к детям. Третье – это личностные качества, порядочность.

- 14-й лицей гордится своими учителями?

- Наши учителя – это гордость не только города, но и области. Например, в прошлом году проходила олимпиада учителей информатики и математики. Учитель информатики лицея №14, руководитель кванториума Кирилл Анатольевич Слезин, наш выпускник, кандидат технических наук занял первое место в стране среди учителей информатики. Двое учителей математики - Алла Рудольфовна Андрющенко и Анна Владимировна Бурмистрова вошли в десятку лучших учителей математики страны по результатам этой олимпиады. У нас каждый год учителя принимают участие в конкурсах, например в конкурсах лучших учителей. Анна Владимировна Бурмистрова в этом году уже второй раз выиграла этот конкурс. У нас многие учителя - повторные победители этого конкурса. В прошлом году на Всероссийском конкурсе «Учитель года» в стране нашу область представлял учитель физики Сергей Германович Юдаков, победитель областного конкурса и тоже призер многих конкурсов. Конечно, мне бы хотелось, чтобы нашим учителям доставалось побольше наград, типа «Заслуженные», «Почетные» учителя, это сейчас очень редко происходит. Я бы наградил каждого второго. В 14 лицее сегодня звание «Заслуженный учитель России» носят учителя Галина Николаевна Александрова (русский язык), Ольга Дмитриевна Поликарпова (английский язык), Ольга Викторовна Чумичева (математика), Юрий Николаевич Комаров (физика), он ушел на пенсию и Геннадий Рувимович Любич (информатика).

- Какие планы у лицея на будущее, есть ли какие то мечты, какие хотелось бы осуществить?

- Мы мечтаем вместе с нашими учениками о том, чтобы преобразовать лицейское пространство, о том, чтобы все кабинеты были сами красивыми, чтобы оборудование было самым современным. Не взирая на то, что у нас есть вот такие гранты, которые мы зарабатываем, очень многие учителя мечтают о том, чтобы сменить старые компьютеры. Потому что тогда, когда в лицее более 300 компьютеров, конечно, учительские классы оборудованы по последнему, остаточному принципу. Все хорошие компьютеры идут в ученические классы, где дети занимаются информатикой. Учитель много работает с компьютером, в каждом классе у нас есть и проекторы, и интерактивная панель и это все очень дорого в ремонте и обслуживании. Конечно, наша главная задача, это хозяйственные проблемы решать, а с точки зрения педагогики, наверное, мне хотелось бы, чтобы наши ученики еще больше принимали бы участие в собственной саморегуляции. Потому что этот процесс воспитания, когда ходишь говоришь «убери телефон» , «убери наушники» и еще что-то, это должно быть внутренней потребностью каждого ученика соблюдать правила поведения в лицее. И если 90 с лишним процентов учеников будут выполнять эти правила, то просто остальным ничего не останется делать, как под воздействием коллектива делать так же. Поэтому главное – это сплотить коллектив на вот эти вещи, чтобы в нем невозможно было списывать, чтобы в нем невозможно было не хотеть учиться и так далее. Это основное пожелание для развития нашего лицея.

- Что бы Вы пожелали всем педагогам в преддверие профессионального праздника?

- Я хочу пожелать всем учителям здоровья, финансового благополучия, профессионального роста, любви к детям и семейного счастья!


То, что мы не публикуем на портале, всегда можно прочитать в нашем канале Telegram
Присылайте свои сообщения на номер 8-900-5-123-000 в whatsapp и viber

Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*