Константин Мурзин
13.07.2022

Константин Мурзин

1196

В преддверии Дня работников антимонопольных органов ИА "Онлайн Тамбов.ру" взял интервью у заместителя руководителя - начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля Тамбовского УФАС России. Историей своей работы в антимонопольных органах поделился Константин Мурзин. 

- Константин Иванович, вы в рядах антимонопольной службы с 2008 года, расскажите о своем трудовом пути.

– В июле 2008 года, сразу после окончания Тамбовского государственного технического университета, я поступил на должность специалиста 1 разряда в Тамбовское УФАС России, замещал разные должности государственной гражданской службы в отделе контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, впоследствии был назначен начальником отдела регулирования деятельности естественных монополий и рекламного контроля.

После выхода в финал ведомственного конкурса Академия #ЛидерыФАС 2021, в октябре 2021 года Приказом руководителя ФАС России я назначен на должность заместителя руководителя - начальника отдела регулирования деятельности естественных монополий.

– В этом конкурсе может принять участие любой желающий?

– В прошлом году в конкурсе могли принять участие только сотрудники антимонопольной службы, однако с этого года такая возможность появилась и у сотрудников иных Федеральных органов исполнительной власти. Проект #ЛидерыФАС направлен на формирование  углубленных профессиональных знаний и личностных компетенций, дает возможность карьерного роста, в чем я лично убедился сам.

– Что бы вы рассказали о работе Тамбовского УФАС России?  

– Тамбовское УФАС России является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы. Целями работы Тамбовского УФАС России, как и службы в целом, является создание благоприятных условий для развития конкуренции; обеспечение равного доступа на рынок среднего и малого бизнеса; достижение высокого уровня эффективности бюджетных расходов при осуществлении государственных закупок; обеспечение равного доступа к продукции естественных монополий; устранение ограничивающего конкуренцию влияния органов публичной власти на функционирование рынков.

Благоприятные условия для развития конкуренции обеспечиваются контролем соблюдения антимонопольного законодательства. Так, Тамбовское УФАС России осуществляет рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства. Выдает организациям (в том числе субъектам естественных монополий) и органам власти обязательные к исполнению предписания о прекращении нарушений контролируемого законодательства или об устранении последствий таких нарушений. Выдает предупреждения о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство, а также предостережения о недопустимости таких действий. Привлекает к административной ответственности за нарушение законодательства. 

Развитию рынка и добросовестной конкуренции в регионе также способствует контроль над соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, чем также занимается Тамбовское УФАС России. Функции службы по контролю и пресечению недобросовестной и ненадлежащей рекламы отражены в Законе о рекламе, заключаются они в предотвращении и пресечении рекламы, способной нанести вред конкурентам или ввести граждан в заблуждение относительно качества рекламируемых товаров и услуг.

– Что для вас самое важное в работе? Расскажите о применении перечисленного Вами законодательства на практике?

– Думаю, что самое важное для меня – это эффективность нашей работы в регионе. Буквально на днях нам удалось отстоять позицию Тамбовского УФАС России в споре с АО «ТКС» в судах. В марте 2020 года поставщик коммунального ресурса приступил к самостоятельному выпуску платёжек для населения, не предприняв меры по получению информации о фактических платежах, поступивших от граждан. АО «ТКС» применило расчётный метод определения объёма потребления услуг, вместо показаний счётчиков, а также выставило оплату услуг по водоотведению жителям домов, которые не были подключены к центральной канализации. Самостоятельно решать проблему ресурсоснабжающая организация не хотела, тамбовчанам в разгар пандемии (апрель 2020 года) пришлось массово обращаться за пересчётом оказанных услуг, в основном путем непосредственного обращения в офис компании, поскольку необходимые мощности для дистанционного обслуживания абонентов обществом также не были обеспечены, что могло привести к массовому всплеску заболеваемости COVID-19. Тамбовское УФАС России выдало поставщику коммунального ресурса предписание об устранении нарушений, обязав его произвести корректировку начислений. Общество оштрафовано более чем на 11,5 млн рублей, а ответственное должностное лицо на 20 000 рублей.

Хотелось бы отметить ещё одно значимое дело. В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило заявление гражданина, который обратился в офис ПАО «Промсвязьбанк» в городе Тамбове для оформления кредита с рекламируемой процентной ставкой - 6,8% годовых. Оказалось, что для того, чтобы получить данную ставку, необходимо заключить договор добровольного страхования. Банк при оформлении страховки взял комиссию более 100 тысяч рублей, о которой в рекламе не сообщалось. Таким образом, распространяемая реклама не предоставляла лицу возможность объективной оценки расходов, связанных с получением кредитного продукта. Отсутствие важной информации о дополнительных расходах вводило в заблуждение заявителя о цене услуги. Тамбовское УФАС России признало распространяемую рекламу ПАО «Промсвязьбанк» ненадлежащей. Банк оштрафован на 100 тысяч рублей. Суды также поддержали антимонопольный орган в споре с банком, теперь обманутые граждане могут обратится за защитой своих прав в судебном порядке, используя решение, принятое управлением.

– Какие законодательные новеллы стоит ожидать в ближайшее время?

- Правительство одобрило проект пятого антимонопольного пакета, регулирующего IT-сферу. Пятый антимонопольный пакет называют «цифровым», поскольку этот пакет поправок распространяет запреты Закона о защите конкуренции на маркетплейсы и агрегаторы. Речь, конечно, идет о злоупотреблении доминирующим положением. 

Запреты будут применимы в ряде случаев: если такие цифровые платформы оказывают существенное влияние на смежные рынки; если их выручка за последний год превышает 2 млрд рублей. 

Кроме того, компании должны согласовывать с ФАС сделки на цифровых рынках свыше 7 млрд рублей. Вносятся изменения в КоАП РФ – теперь отягчающим обстоятельством при назначении штрафа будет считаться применение специальных цифровых программ в картельных соглашениях. Такие алгоритмы могут даже без человека совершать определенные действия, например, для участия в торгах; также законопроект усиливает административную ответственность за повторное неисполнение предписания ФАС.

Принятие «пятого антимонопольного пакета» повысит эффективность мер антимонопольного контроля в условиях современных рынков; защитит потребителей от злоупотреблений рыночной властью со стороны цифровых монополий. Планируется, что «пятый антимонопольный пакет» в ближайшее время будет внесен в Госдуму РФ.


Беседовала Елизавета Макарова

То, что мы не публикуем на портале, всегда можно прочитать в нашем канале Telegram
Присылайте свои сообщения на номер 8-900-5-123-000 в whatsapp и viber

Свяжитесь с нами
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*