Каков портрет посетителя областной библиотеки имени А.С.Пушкина? Кто больше работает с традиционными книгами, а кто с электронными носителями? |
Людмила Пронина: Трудно выделить группы, которые используют только тот или иной носитель. Конечно, студенчество предпочитает электронные документы, хотя они также активно работают с периодическими печатными изданиями. А если речь идет не об учебе, скажем, о чтении для досуга, для души, то молодежь предпочитает брать традиционные книги. Однако не только молодежь пользуется нашими электронными ресурсами. В последнее время всё большей популярностью пользуются наши компьютерные курсы. Группы формируются из посетителей библиотеки старшего поколения. Теперь многие из них используют и нашу электронную библиотеку. Что касается электронной библиотеки, то посетители ее самые разные: это школьники, студенты, специалисты, а также просто любознательные люди. Собирательный образ нашего читателя – это человек, который любит книгу и считает библиотеку базовым учреждением, где в комфортных условиях он всегда получит доступ к информации, а также квалифицированную помощь со стороны специалистов.
|
Сегодня бюджетные учреждения находятся в условиях, когда они должны искать возможность зарабатывать, и библиотеки – не исключение. Как развивается направление платных услуг? |
Людмила Пронина: Конечно, библиотека оказывает читателям различные платные услуги. Но всё же главный источник – это победа в грантовых конкурсах, и именно это направление работы мы сегодня активно развиваем. Это гранты Российского гуманитарного научного фонда, Министерства образования, Президентские гранты, а также гранты фонда Михаила Прохорова. В этом году в нашей библиотеке прошел информационно-аналитический семинар фонда Михаила Прохорова, в котором участвовали восемь областей ЦФО. Многие наши сотрудники прошли обучение, и это позволяет более активно участвовать в заявочном процессе: только от нашей библиотеки в фонд Михаила Прохорова отправлено около десяти заявок. Вероятно, что все они не будут поддержаны, но это дает нам опыт написания заявок. Мы убеждены, что поддержка проектов, предложенных нашими сотрудниками, позволит нам реализовать хорошие идеи по развитию библиотечного дела в Тамбовской области.
|
|
Молодежь идет работать в библиотеку сегодня? |
Людмила Пронина: Да, конечно, у нас много молодых сотрудников. Уровень успеха учреждения зависит от квалификации специалистов, поэтому мы поддерживанием и направляем развитие наших сотрудников. В библиотеке работают молодые кандидаты наук, магистры, которые получают гранты и проходят стажировку в лучших библиотеках, в том числе и в Европе. |
|
Как повлиял Год литературы на работу библиотеки? |
Людмила Пронина: На мой взгляд, Год литературы – это повод для властных структур и общества уделить больше внимания продвижению и сохранению нашего литературного наследия. Библиотеки занимаются этими вопросами постоянно, поэтому я не могу сказать, что этот год в нашей работе имеет принципиальные отличия от предыдущих. Для нас каждый год – год литературы. Конечно же, в Год литературы в нашем регионе проводится много полезных и важных мероприятий, издаются книги. Год литературы мы открыли синхронно во всех библиотеках Тамбовской области, а фестивальному движению старт был дан встречей читателей с писателем Захаром Прилепиным. Также мы разработали литературный календарь, познакомиться с которым можно на нашем сайте. Мероприятия календаря расписаны на каждый месяц и посвящены юбилейным датам и творчеству известных писателей, и особенно тех авторов, чьи имена связаны с Тамбовской областью. Мы попытались изменить формы работы с читателями, разработали игровые программы, интернет-олимпиады, и Год литературы к этому нас очень стимулировал. Плюс появились федеральные площадки, связанные с Годом литературы, где мы можем размещать информацию о наших мероприятиях. Благодаря Году литературы стало возможным подготовить ряд изданий, например, одна из недавних книг – «Платонов и Тамбовский край». Год литературы – это хороший повод для того, чтобы мы еще раз внимательно посмотрели, оценили, каким богатством обладает наша культура. И чтобы это богатство активно использовалось. |
|
Не так давно у библиотеки появился библиобус, или по-другому комплекс информационно-библиотечного обслуживания (КИБО). Насколько эффективной и востребованной стала программа мобильного оказания информационных услуг? |
Людмила Пронина: Действительно, КИБО – это современный передвижной центр, имеющий постоянно обновляемый книжный фонд, доступ к сети Интернет, а также к библиотечным, правовым и различным специализированным базам данных. Оснащенный современным аудио- и видеооборудованием комплекс позволяет организовать мобильное информационно-библиотечное обслуживание самых отдаленных уголков региона, особенно тех населенных пунктов, где нет библиотек. При этом мы не только предоставляем сами книги, но в то же время работает Центр правовой информации, проводятся семинары для сельских библиотекарей и многое другое. Также благодаря КИБО мы приняли участие в автопоезде ко Дню Победы и организовали проект «Альбомы памяти» по сбору и размещению в сети Интернет фотографий фронтовиков, тружеников тыла и «детей войны». В каждом районе к нам шли люди, приносили фотографии, сообщали данные об участниках войны, и вся информация теперь собрана на едином ресурсе. В целом же опыт работы КИБО в Тамбовской области обобщен, и недавно наш специалист Наталья Аверьянова выступала с докладом по этой теме на конгрессе Российской библиотечной ассоциации в Самаре.
|