-Наталья Георгиевна, расскажите, пожалуйста, о развитии системы электронных учебников, дневников в электронном виде. Насколько перспективными эти новшества оказались для тамбовских школ, и планируется ли повсеместный переход на гаджеты.
|
– В нашей области уже несколько лет активно развивается система электронных учебников. В ряде школ проходит апробация электронных образовательных ресурсов. Так, в прошлом учебном году почти три тысячи обучающихся из восемнадцати школ стали участниками проекта по апробации технологии электронного обучения. В новом учебном году еще около пятисот школьников будут осваивать программу пятнадцати учебных предметов с использованием электронных учебников.
Надо отметить, что электронное обучение – одно из перспективных направлений, поскольку электронный ресурс предоставляет больше возможностей, чем традиционный бумажный учебник. О каких возможностях идет речь? Во-первых, использование ресурсов электронных библиотек и медиатек непосредственно в ходе урока, использование ГИС-технологий, электронных карт, спутниковых снимков и прочее. Однако массовый переход на электронное обучение в нашей области пока не планируется. Хочу сразу оговориться, что переход на электронное обучение возможен только с согласия родителей.
Что касается электронных дневников и журналов успеваемости, то это, пожалуй, уже традиционные и привычные для многих учеников, родителей и учителей формы обмена актуальной информацией.
Возможности ресурса «Дневник.ру» позволяют своевременно информировать родителей об успеваемости детей, оперативно размещать домашнее задание, выставлять оценки и общаться всем участникам образовательного процесса. К сожалению, не все школы области в полном объеме используют этот ресурс. Хотя есть и другой пример, когда учителя и администрация используют электронный дневник, что называется, на все 100%.
Кроме того, электронный журнал - это документ школы, в котором в электронном виде учитываются результаты школьников. И в случае, если образовательная организация перешла на безбумажный вариант журнала, то все оценки, расписания, домашние задания с дополнительными материалами выставляются учителем незамедлительно, поскольку бумажная альтернатива отсутствует. Поэтому мы стараемся постепенно переводить школы на безбумажное ведение журналов успеваемости. Так, если пять лет назад во всей области по такой форме работали всего три-пять школ, то сегодня уже около 70% всех базовых школ региона полностью или частично переходят на безбумажное ведение журналов успеваемости с сентября этого года.
|
|
– Оправдала ли себя проведенная в регионе оптимизация школ? Каковы ее результаты? Назовите плюсы и минусы проведенной оптимизации (объединения школ).
|
– На наш взгляд, понятие «оптимизация» лучше заменить на «реструктуризация», поскольку оптимизация предполагает сокращение чего-либо, а реструктуризация – это структурные изменения в сети школ. Если раньше у нас все школы были юридическими лицами, то сейчас маленькие школы стали филиалами крупных. Поэтому проведенная работа по реструктуризации сети школ в регионе себя полностью оправдала.
Ведь наша основная задача – создать равные возможности школьникам на получение качественного образования независимо от места их проживания. А это значит, что каждый ребенок из самой отдаленной деревни должен учиться в современных условиях. Современная школа подразумевает наличие оборудованных учебных кабинетов и лабораторий, информационно-библиотечных центров и многое другое. В рамках различных проектов и программ проводится обновление материально-технического оснащения школ, создаются условия для занятий внеурочной деятельности, дополнительного образования. К примеру, за три года были реконструированы и капитально отремонтированы спортивные залы в 65 сельских школах области, открылось более 120 секций и спортивных объединений, а это значит, что еще больше сельских школьников получили возможность заниматься физической культурой и спортом в современных условиях.
Как результат - на сегодняшний день в нормальных условиях обучается 85% школьников. Объединение школ позволило, в первую очередь, объединить имеющиеся ресурсы учреждений, создать сеть базовых школ и филиалов, которые вместе решают вопросы обучения школьников, проводят совместные мероприятия для ребят из разных филиалов, в том числе в рамках учебного процесса: конференции, вебинары, интерактивные лекции. В формате дистанционного образования сетевые учителя проводят занятия с детьми из филиалов. В частности, такая форма помогает решать проблему нехватки кадров в малочисленных сельских школах. А для того, чтобы обеспечить доступность школ для ребят из отдаленных сельских территорий, в регионе организован подвоз обучающихся школьными автобусами.
Хорошие результаты сельских школ еще раз подтверждают правильность такого решения. Так, по результатам рейтинга РИА-НОВОСТИ, который проводился по заказу Министерства образования и науки РФ в 2016 году в ТОП 200 лучших сельских школ вошли семь школ Моршанского, Пичаевского, Сампурского, Староюрьевского, Тамбовского районов (3 школы). Это второе место в рейтинге по Центральному федеральному округу после Московской области. Для сравнения в 2014 году таких школ было пять.
|
|
– Как вы относитесь к тому, что для большинства школьников прохождение обязательного школьного курса оказывается недостаточным для подготовки к ЕГЭ и к их массовому переходу на занятия с репетиторами. Значит ли этот факт, что программа усложнилась, либо способности школьников стали ниже по сравнению с их родителями, которые обходились без репетиторов?
|
– Не соглашусь с тем, что большинство школьников не справляются с освоением школьного курса. В нашей области «массового перехода к репетиторам» не наблюдается. Далеко не все дети прибегают к услугам репетиторов, но, не смотря на это, большинство их них успешно сдают экзамены. «Мода» на репетиров – вызвана, скорее, излишней тревожностью родителей, чем неуспехами сами ребят. Я думаю, те дети, которые ответственно выполняют школьную программу, способны самостоятельно подготовиться к экзаменам, не прибегая к услугам репетиторов.
Выпускники школ нашей области демонстрируют стабильно высокие результаты уже несколько лет подряд. В частности, в этом году результаты сразу по шести учебным предметам выше, чем в прошлом году. Это русский язык, базовая математика, информатика, история, обществознание и литература. Значительно увеличилось количество выпускников, которые получили от 80 до 100 баллов. А количество тех ребят, которые не преодолели минимальный порог по основным предметам, в свою очередь, сократилось.
По итогам каждой экзаменационной кампании проводится анализ полученных результатов. С 2014 года в нашей области запущен проект по выравниванию шансов детей на получение качественного образования. Проект как раз призван решить проблему, когда школа демонстрирует результаты существенно ниже общих по региону. В рамках проекта сильные школы помогают школам, работающим в сложных социальных условиях. Школы-доноры оказывают методическую поддержку коллегам из подшефных школ, передают опыт. И такая работа уже приносит свои плоды. Как отмечают сами участники проекта, показатели обученности по отдельным предметам уже начинают меняться в лучшую сторону.
|
|
– Совсем недавно на федеральном уровне поднимался вопрос о зарплате учителей. Какова динамика зарплаты педагогов в регионе за последние пять лет, и есть ли перспективы роста?
|
– За последние пять лет зарплата педагогических работников выросла более чем на 48 %. Для примера: в 2012 году средняя зарплата педагогов по региону была чуть больше 14,5 тысяч рублей, то сегодня она около 22 тысяч. Причем учителя, имеющие полную нагрузку и высшую квалификационную категорию, могут получать более 30 тысяч рублей. Это, несомненно, положительный социальный эффект, к которому мы стремились несколько лет.
Надо сказать, что уровень заработной платы учителей привязан к средней зарплате по региону. В этом плане мы зависим от роста экономики в целом. И здесь тоже ожидаются положительные изменения. Согласно экономическому прогнозу рост средней заработной платы по региону в следующем году составит 4%, а значит, увеличится и заработная плата педагогов.
Кроме того, в нашей области существует целый ряд мер социальной поддержки педагогов, среди которых ежемесячная выплата в размере 2300 рублей молодым специалистам школ и детских садов, конкурс на получение гранта в размере 120 тысяч рублей для педагогов в возрасте до 40 лет, гранты в рамках конкурса «Народный учитель» и «Лучший воспитатель», награждение ветеранов педагогического труда нагрудным знаком «За верность педагогической профессии», целевое обучение по педагогическим специальностям и так далее.
|
|
– В стране новый министр образования. Какие пожелания в развитии сферы вы бы хотели озвучить, чего вы ждете от нового федерального руководства?
|
– Нам импонирует, что новый министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильевна в качестве приоритета определила для себя воспитание подрастающего поколения - воспитание в духе патриотизма, а также таких человеческих ценностей, как сострадание и доброта.
Руководитель федерального ведомства не боится брать на себя личную ответственность за принимаемые решения, а это дает надежду на то, что система образования будет развиваться в правильном направлении на благо наших детей.
|