Гость на линии
Наталья Астафьева
31.08.2016
-Наталья Георгиевна, расскажите, пожалуйста, о развитии системы электронных учебников, дневников в электронном виде. Насколько перспективными эти новшества оказались для тамбовских школ, и планируется ли повсеместный переход на гаджеты. |
– В нашей области уже несколько лет активно развивается система электронных учебников. В ряде школ проходит апробация электронных образовательных ресурсов. Так, в прошлом учебном году почти три тысячи обучающихся из восемнадцати школ стали участниками проекта по апробации технологии электронного обучения. В новом учебном году еще около пятисот школьников будут осваивать программу пятнадцати учебных предметов с использованием электронных учебников. Надо отметить, что электронное обучение – одно из перспективных направлений, поскольку электронный ресурс предоставляет больше возможностей, чем традиционный бумажный учебник. О каких возможностях идет речь? Во-первых, использование ресурсов электронных библиотек и медиатек непосредственно в ходе урока, использование ГИС-технологий, электронных карт, спутниковых снимков и прочее. Однако массовый переход на электронное обучение в нашей области пока не планируется. Хочу сразу оговориться, что переход на электронное обучение возможен только с согласия родителей. Что касается электронных дневников и журналов успеваемости, то это, пожалуй, уже традиционные и привычные для многих учеников, родителей и учителей формы обмена актуальной информацией. Возможности ресурса «Дневник.ру» позволяют своевременно информировать родителей об успеваемости детей, оперативно размещать домашнее задание, выставлять оценки и общаться всем участникам образовательного процесса. К сожалению, не все школы области в полном объеме используют этот ресурс. Хотя есть и другой пример, когда учителя и администрация используют электронный дневник, что называется, на все 100%. Кроме того, электронный журнал - это документ школы, в котором в электронном виде учитываются результаты школьников. И в случае, если образовательная организация перешла на безбумажный вариант журнала, то все оценки, расписания, домашние задания с дополнительными материалами выставляются учителем незамедлительно, поскольку бумажная альтернатива отсутствует. Поэтому мы стараемся постепенно переводить школы на безбумажное ведение журналов успеваемости. Так, если пять лет назад во всей области по такой форме работали всего три-пять школ, то сегодня уже около 70% всех базовых школ региона полностью или частично переходят на безбумажное ведение журналов успеваемости с сентября этого года. |
|
– Оправдала ли себя проведенная в регионе оптимизация школ? Каковы ее результаты? Назовите плюсы и минусы проведенной оптимизации (объединения школ). |
– На наш взгляд, понятие «оптимизация» лучше заменить на «реструктуризация», поскольку оптимизация предполагает сокращение чего-либо, а реструктуризация – это структурные изменения в сети школ. Если раньше у нас все школы были юридическими лицами, то сейчас маленькие школы стали филиалами крупных. Поэтому проведенная работа по реструктуризации сети школ в регионе себя полностью оправдала. Ведь наша основная задача – создать равные возможности школьникам на получение качественного образования независимо от места их проживания. А это значит, что каждый ребенок из самой отдаленной деревни должен учиться в современных условиях. Современная школа подразумевает наличие оборудованных учебных кабинетов и лабораторий, информационно-библиотечных центров и многое другое. В рамках различных проектов и программ проводится обновление материально-технического оснащения школ, создаются условия для занятий внеурочной деятельности, дополнительного образования. К примеру, за три года были реконструированы и капитально отремонтированы спортивные залы в 65 сельских школах области, открылось более 120 секций и спортивных объединений, а это значит, что еще больше сельских школьников получили возможность заниматься физической культурой и спортом в современных условиях. Как результат - на сегодняшний день в нормальных условиях обучается 85% школьников. Объединение школ позволило, в первую очередь, объединить имеющиеся ресурсы учреждений, создать сеть базовых школ и филиалов, которые вместе решают вопросы обучения школьников, проводят совместные мероприятия для ребят из разных филиалов, в том числе в рамках учебного процесса: конференции, вебинары, интерактивные лекции. В формате дистанционного образования сетевые учителя проводят занятия с детьми из филиалов. В частности, такая форма помогает решать проблему нехватки кадров в малочисленных сельских школах. А для того, чтобы обеспечить доступность школ для ребят из отдаленных сельских территорий, в регионе организован подвоз обучающихся школьными автобусами. Хорошие результаты сельских школ еще раз подтверждают правильность такого решения. Так, по результатам рейтинга РИА-НОВОСТИ, который проводился по заказу Министерства образования и науки РФ в 2016 году в ТОП 200 лучших сельских школ вошли семь школ Моршанского, Пичаевского, Сампурского, Староюрьевского, Тамбовского районов (3 школы). Это второе место в рейтинге по Центральному федеральному округу после Московской области. Для сравнения в 2014 году таких школ было пять. |
|
– Как вы относитесь к тому, что для большинства школьников прохождение обязательного школьного курса оказывается недостаточным для подготовки к ЕГЭ и к их массовому переходу на занятия с репетиторами. Значит ли этот факт, что программа усложнилась, либо способности школьников стали ниже по сравнению с их родителями, которые обходились без репетиторов? |
– Не соглашусь с тем, что большинство школьников не справляются с освоением школьного курса. В нашей области «массового перехода к репетиторам» не наблюдается. Далеко не все дети прибегают к услугам репетиторов, но, не смотря на это, большинство их них успешно сдают экзамены. «Мода» на репетиров – вызвана, скорее, излишней тревожностью родителей, чем неуспехами сами ребят. Я думаю, те дети, которые ответственно выполняют школьную программу, способны самостоятельно подготовиться к экзаменам, не прибегая к услугам репетиторов. Выпускники школ нашей области демонстрируют стабильно высокие результаты уже несколько лет подряд. В частности, в этом году результаты сразу по шести учебным предметам выше, чем в прошлом году. Это русский язык, базовая математика, информатика, история, обществознание и литература. Значительно увеличилось количество выпускников, которые получили от 80 до 100 баллов. А количество тех ребят, которые не преодолели минимальный порог по основным предметам, в свою очередь, сократилось. По итогам каждой экзаменационной кампании проводится анализ полученных результатов. С 2014 года в нашей области запущен проект по выравниванию шансов детей на получение качественного образования. Проект как раз призван решить проблему, когда школа демонстрирует результаты существенно ниже общих по региону. В рамках проекта сильные школы помогают школам, работающим в сложных социальных условиях. Школы-доноры оказывают методическую поддержку коллегам из подшефных школ, передают опыт. И такая работа уже приносит свои плоды. Как отмечают сами участники проекта, показатели обученности по отдельным предметам уже начинают меняться в лучшую сторону. |
|
– Совсем недавно на федеральном уровне поднимался вопрос о зарплате учителей. Какова динамика зарплаты педагогов в регионе за последние пять лет, и есть ли перспективы роста? |
– За последние пять лет зарплата педагогических работников выросла более чем на 48 %. Для примера: в 2012 году средняя зарплата педагогов по региону была чуть больше 14,5 тысяч рублей, то сегодня она около 22 тысяч. Причем учителя, имеющие полную нагрузку и высшую квалификационную категорию, могут получать более 30 тысяч рублей. Это, несомненно, положительный социальный эффект, к которому мы стремились несколько лет. Надо сказать, что уровень заработной платы учителей привязан к средней зарплате по региону. В этом плане мы зависим от роста экономики в целом. И здесь тоже ожидаются положительные изменения. Согласно экономическому прогнозу рост средней заработной платы по региону в следующем году составит 4%, а значит, увеличится и заработная плата педагогов. Кроме того, в нашей области существует целый ряд мер социальной поддержки педагогов, среди которых ежемесячная выплата в размере 2300 рублей молодым специалистам школ и детских садов, конкурс на получение гранта в размере 120 тысяч рублей для педагогов в возрасте до 40 лет, гранты в рамках конкурса «Народный учитель» и «Лучший воспитатель», награждение ветеранов педагогического труда нагрудным знаком «За верность педагогической профессии», целевое обучение по педагогическим специальностям и так далее. |
|
– В стране новый министр образования. Какие пожелания в развитии сферы вы бы хотели озвучить, чего вы ждете от нового федерального руководства? |
– Нам импонирует, что новый министр образования и науки Российской Федерации Ольга Юрьевна Васильевна в качестве приоритета определила для себя воспитание подрастающего поколения - воспитание в духе патриотизма, а также таких человеческих ценностей, как сострадание и доброта. Руководитель федерального ведомства не боится брать на себя личную ответственность за принимаемые решения, а это дает надежду на то, что система образования будет развиваться в правильном направлении на благо наших детей. |
– Насколько востребованной оказалась система платных услуг в школах? Есть перспективы ее развития? |
– Начиная развивать систему дополнительных платных услуг, мы даже не предполагали, что спустя всего два-три года она окажется настолько востребованной. Действительно, спрос на такие услуги среди детей и родителей достаточно большой, по сравнению с 2011 годом он вырос почти на 7%. И сами образовательные организации научились ориентироваться на запросы семьи, индивидуальные особенности и способности детей. Ведь дополнительные платные услуги – это ни в коем случае не замена программы дополнительного образования. Здесь речь идет, в первую очередь, о тех направлениях развития детей, которые не предусмотрены федеральным государственным образовательным стандартом, но потребность на данный момент, в данной школе в них существует. Это могут быть занятия повышенного уровня по учебным предметам, уроки китайского языка и прочее. Хочется отметить, что для школы такое направление деятельности – профильное, поскольку в ней есть и условия, и педагогические кадры для того, чтобы оказывать дополнительные образовательные услуги. Кроме того, мы изначально рассчитывали на то, что такая система будет способствовать искоренению практики нелегального репетиторства. Ведь за качество и результат у частного педагога никто не ручается. Качественная работа в этом направлении как раз не позволила массово уйти детям к репетиторам, о чем мы уже говорили выше. |
|
- Какова статистика трудоустройства нынешних выпускников ВУЗов и СУЗов? Какие специальности сегодня самые востребованные у работодателей региона, а от каких направлений выпускникам школ лучше отказаться? |
Начну с того, что наши выпускники востребованы среди работодателей. Ежегодно мы проводим мониторинг трудоустройства выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования региона. Если посмотреть статистику, то она очень впечатляет - среди выпускников 2015 года всего 26 человек из более чем девяти тысяч состоят на учете в центрах занятости населения в качестве безработных, а это всего 0,2 %. При этом около 60% трудоустроены, часть выпускников продолжают обучение, часть проходят службу в рядах вооруженных сил Российской Федерации. Это очень хорошие показатели. Этому способствует большая работа самих образовательных организаций по трудоустройству выпускников. Сейчас в каждом таком учреждении функционируют центры и бюро занятости, которые активно взаимодействуют с работодателями, центрами занятости, а также готовят студентов к самостоятельной предпринимательской деятельности. Как видно, такая практика очень эффективна. Если говорить о наиболее востребованных специальностях среди детей и родителей, то приоритеты следующие. Наиболее популярными в СПО являются специальности, связанные с информационными технологиями – «Сетевое системное администрирование», «Программирование в компьютерных системах», в промышленном производстве - «Радиоэлектронные приборные устройства», в медицине - «Лабораторная диагностика» и «Сестринское дело». Популярны педагогические специальности -«Дошкольное образование», «Преподавание в начальных классах», «Физическая культура». В сфере сельского хозяйства это «Ветеринария» и «Агрономия». Очень большой конкурс на поступление по специальностям «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Дизайн», «Технологии продукции общественного питания» и другие. Наряду с потребностями детей и родителей существует Атлас новых профессий, который включает самые востребованные в экономике специальности. Так вот в нем есть такие профессии, как проектировщик промышленной робототехники, инженер-композитчик, специалист по модернизации строительных технологий, сити-фермер, ГМО-агроном, архитектор живых систем, генетический консультант, оператор медицинских роботов, сетевой врач, трендвотчер и другие. И это не фантастика, это реалии жизни. Буквально два-три года назад профессии «Оператор беспилотных летательных аппаратов» и «Специалист по аддитивным технологиям (3D моделирование)» были экзотикой, а сегодня они - в списке наиболее востребованных и перспективных профессий ТОП-50, по которым осуществляется подготовка в учреждениях профессионального образования. Вопрос осознанного и объективного выбора будущей профессиональной сферы деятельности особенно актуален для старшеклассников. И поэтому с сентября мы начинаем апробацию новых механизмов профориентационной работы, в основе которой лежат профессиональные пробы. Учреждения среднего, высшего профессионального образования разработали и представили более 200 программ профессиональных проб. И уже с октября каждый девятиклассник Тамбова пройдет не менее четырех выбранных им профессиональных проб в условиях, приближенных к производственным, под руководством опытных наставников. Мы рассчитываем, что такой практикоориентированный подход позволит старшеклассникам более ответственно подойти к дальнейшему выбору профессии после девятого класса или выбрать профиль в десятом классе. |
|
- Что принесет школьникам и студентам новый учебный год? Какие принципиальные изменения произойдут, а какие только планируются в системе образования. |
Основные изменения в этом году связаны с введением федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, стандарта дошкольного образования, а также изменениями в содержании предметных областей. На федеральном уровне утверждены концепции математического, филологического образования, а также культурно-исторический стандарт. Все принципиальные изменения в нашей области будут связаны с реализацией самой масштабной программой последних лет - по строительству, реконструкции и капитальному ремонту школ. В рамках этого проекта запланировано кардинальное обновление имущественного и материально-технического комплекса школ. До 2025 года запланировано создание более 76 тысяч учебных мест. Это 246 объектов из 450, то есть 55% всех школ. Здесь главное - те условия, которые будут созданы для детей, новые возможности для развития школьников, ликвидация второй и третьей смены. И в этой связи в новом учебном году школьникам, учителям и родителям предстоит разработать собственную концепцию своей школы, а также программу развития. Данный проект – это не ведомственная, а политическая, общенациональная программа, и ее участниками должны стать не только институты государственной власти, но и профессиональное педагогическое сообщество, а также различные гражданские институты. И те 28 миллиардов рублей, которые государство вкладывает в систему образования, должны стать инвестицией в человеческий капитал. В завершение разговора позвольте поздравить школьников и студентов, педагогов и родителей с Днем Знаний. Хочу пожелать всем школьникам и студентам в наступающем учебном году настойчивости, успехов и яркой, насыщенной жизни, учителям – творческой энергии, терпения и мудрых решений. А родителям желаю гордиться своими детьми и радоваться их победам! Поздравляю всех с новым учебным годом! |
|
Общество
Происшествия
Культура
ЖКХ
Экономика
Спорт
Свяжитесь с нами